Конституционный суд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Создание в Российской Федерации специализированного судебного органа конституционного контроля – Конституционного Суда – явилось одним из наиболее значительных событий всего периода крупномасштабных государственно-правовых реформ, начавшихся в России еще в период ее нахождения в составе Советского Союза. За время существования Конституционного Суда РФ накоплен, без преувеличения, колоссальный опыт разрешения самых разных правовых проблем, имеющих отношение практически ко всем отраслям права.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие конституционного суда 4
1.1 Понятие конституционного суда 5
1.2 Место конституционного суда в механизме государства 6
Глава 2. Полномочия и принципы конституционного суда: 11
2.1 Полномочия конституционного суда 11
2.2 Принципы деятельности конституционного суда 16
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

контрольная Правоз деятельность.docx

— 48.10 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 2. Полномочия и принципы конституционного суда

 

2.1. Полномочия конституционного  суда

Конституционный Суд имеет  широкие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого  действия Конституции РФ на всей ее территории Конституционный Суд  Российской Федерации:

1) разрешает дела о  соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных  актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и  иных нормативных актов субъектов  Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов  государственной власти Российской Федерации и совместному ведению  органов государственной власти Российской Федерации и органов  государственной власти ее субъектов;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти ее субъектов, договоров между  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о  компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод  граждан и по запросам судов  проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции  РФ;

5) дает заключение о  соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией  РФ, Федеративным договором и  федеральными конституционными  законами; может также пользоваться  правами, предоставляемыми ему  заключенными в соответствии  со ст. 11 Конституции договорами  о разграничении предметов ведения  и полномочий между органами  государственной власти Российской  Федерации и органами государственной  власти ее субъектов, если эти  права не противоречат его  юридической природе и предназначению  в качестве судебного органа  конституционного контроля7.

Следует подчеркнуть, что  Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно  вопросы права. При осуществлении  конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию  других судов или иных органов.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает  дела в пленарных заседаниях и  заседаниях палат.

Конституционный Суд состоит  из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат  определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда.

В пленарных заседаниях участвуют  все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Персональный состав палат  не должен оставаться неизменным более  чем три года подряд. В состав одной и той же палаты не могут  входить Председатель и заместитель  Председателя Конституционного Суда.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании  любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд:

разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик  и уставов субъектов Российской Федерации;

дает толкование Конституции  РФ;

дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

принимает послания Конституционного Суда;

решает вопрос о выступлении  с законодательной инициативой  по вопросам своего ведения8.

Конституционный Суд в  пленарных заседаниях избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря  Конституционного Суда; формирует персональные составы палат Конституционного Суда; принимает Регламент Конституционного Суда и вносит в него изменения  и дополнения; устанавливает очередность  рассмотрения дел в пленарных  заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения  о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также о досрочном освобождении

от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря  Конституционного Суда.

В заседаниях палат Конституционный  Суд разрешает дела, отнесенные к  его ведению и не подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях.

В число этих дел входят дела о соответствии Конституции  РФ:

а) федеральных законов, нормативных  актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства Российской Федерации;

б) законов и иных нормативных  актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов государственной  власти Российской Федерации и совместному  ведению органов государственной

власти Российской Федерации  и органов государственной власти ее субъектов;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти ее субъектов, договоров между  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации.

Конституционный Суд в  заседаниях палат разрешает также  споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд в  заседаниях палат по жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод граждан  и по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного или подлежащего применению в  конкретном деле.

В пленарном заседании  Конституционного Суда судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава  в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя  Председателя и судью-секретаря  Конституционного Суда.

Конституционный Суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей  деятельности.

Имущество, необходимое Конституционному Суду для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном  управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд может наделять правом оперативного управления этим имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

Какое бы то ни было ограничение  правовых, организационных, финансовых и других условий деятельности Конституционного Суда, установленных законом, не допускается9.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд  принимает Регламент Конституционного Суда. В Регламенте устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного Суда; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; особенности делопроизводства в Конституционном Суде; требования к работникам аппарата Конституционного Суда; иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны  на всей территории Федерации для  всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Конституционные (уставные) суды образованы и в субъектах  Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации  создаются для обеспечения контроля за соблюдением конституций республик в составе Российской Федерации, уставов краев, областей и других субъектов Федерации.

 

2.2. Принципы деятельности конституционного суда

В своей  деятельности Конституционный суд  Российской Федерации руководствуется  следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон.

1. Независимость.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении  своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и настоящим  Федеральным конституционным законом10.

В своей  деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации выступают  в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую  Конституции Российской Федерации  правовую позицию судей, свободную  от политических пристрастий.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации принимают  решения в условиях, исключающих  постороннее воздействие на свободу  их волеизъявления. Они не вправе запрашивать  или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным  Судом Российской Федерации.

Конституционный суд сегодня, в отличие от ранее  действовавшего законодательства, независим  в организационном, финансовом и  материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного суда производится за счет федерального бюджета, что обеспечивает возможность осуществления независимого конституционного судопроизводства в  полном объеме. Для обеспечения деятельности Конституционного суда федеральный  бюджет выделяет отдельной статьей  средства, которыми Суд распоряжается  самостоятельно, причем смета его  расходов не может быть уменьшена  по сравнению с предыдущим годом.

Заметим, что в соответствии с ранее  действующим законодательством  Конституционный суд России материально  во многом зависел от других ветвей власти и, прежде всего, от президентских  структур. Это, естественно, очень подрывало  столь важную основу деятельности суда как финансовая независимость.

Конституционный суд независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей  работы. Имущество, которым он пользуется в процессе осуществления своих  функций, является федеральной собственностью.

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых и других условий деятельности Конституционного суда, оговоренных  законом, не допускается11.

2. Коллегиальность.

Рассмотрение  дел и вопросов и принятие решений  по ним производятся Конституционным  Судом  Российской  Федерации  коллегиально. Решение принимается  только теми судьями, которые участвовали  в рассмотрении дела в судебном заседании.

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в пленарных  заседаниях при наличии не менее  двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты - при наличии  не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются  в расчет судьи, отстраненные от участия  в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

3. Гласность.

Рассмотрение  дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто. Проведение закрытых заседаний  допускается лишь в случаях, предусмотренных  настоящим Федеральным конституционным  законом. Решения, принятые как в  открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

4. Устность  разбирательства.

Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный  Суд Российской Федерации заслушивает  объяснения сторон, показания экспертов  и свидетелей, оглашает имеющиеся  документы. В заседании Конституционного Суда Российской Федерации могут  оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых  излагалось в заседании по данному  делу.

Информация о работе Конституционный суд РФ