Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:08, контрольная работа
В настоящее время насчитывается более двухсот действующих конституций. Некоторые из них приняты свыше двухсот лет назад. Наиболее старыми являются Конституции США 1787 г., Норвегии 1814 г., Бельгии 1831 г., Великого герцогства Люксембург 1868 г. Особенно бурным процесс создания конституций стал в XX веке. Волны массового принятия конституций имели место после крушения колониальной системы - это конституции стран Азии и Африки. В послевоенный период были приняты или существенно изменены конституции многих стран Америки (Бразилия, Боливия, Гондурас, Доминиканская Республика, Сальвадор, Канада), Европы (Ит
Местное,
или муниципальное, самоуправление– это такая система управления
местными делами, которая осуществляется
специальными выборными органами, непосредственно
представляющими население той или иной
административно-
Принципы
местного самоуправления:
1) участие граждан в управлении общественными
делами самым непосредственным образом
может быть реализовано именно на местном
уровне;
2) органы местного самоуправления автономны
по вопросам их компетенции, и по этим
вопросам центральные органы не вправе
давать указания, как органам самоуправления
следует решить тот или иной вопрос (например,
сколько средств отвести в местном бюджете
на цели образования, возвести ли мост
через ручеек или построить сельский клуб
и т. д.).
Территория государства (в федерациях
– территория субъектов федерации) делится
на административно-
Системы
осуществления публичной власти на местах:
1) англосаксонская
система– для решения местных
вопросов в административно-
2) романо-германская
(континентальная) система– присуща Франции,
Италии, Польше, Болгарии. Строится на
основе сочетания выборности и назначаемости
местных органов;
3) иберийская
система– существует в Бразилии,
во многих испаноговорящих государствах
Латинской Америки, хотя в самой Испании
ее теперь нет. Население административно-
4) система
советовв странах тоталитарного
социализма. Совет считается органом государственной
власти и избирает другой государственный
орган – исполнительный комитет – коллегиальный
орган государственного управления в
данной административно-
Британская Конституция –
Конституция
Великобританиипредставляет собой
совокупность норм и практик, регулирующих
организацию и функционирование государственной
власти, а также отношения между государством
и гражданами в Англии, Уэльсе, Шотландии
и Северной Ирландии. Конституция складывалась
постепенно, именно в этом смысле она историческая,
составляющие ее элементы появились в
разное время.
Акты конституционного характера отличаются
от обычных только предметом регулирования,
они не имеют юридических отличий и особого
положения в иерархии правовых актов,
в силу этого они могут быть в любой момент
отменены парламентом.
Конституция Великобритании является неписаной.Термин «неписаная» означает
отсутствие единого, «кодифицированного»
акта с соответствующим названием, в этом
смысле она как бы не «записана». Большую
роль в ней играют конституционные обычаи,
принципы и практики, которые известны,
но действительно не зафиксированы официально.
Конституция
Великобритании включает:статуты; акты делегированного
законодательства; нормы, установление
которых является прерогативой Короны;
нормы и правила Палаты общин и Палаты
лордов; судебные прецеденты; обычаи и
конституционные конвенционные нормы;
акты европейского права и доктрину.
Статуты– акты, принимаемые парламентом
и санкционированные монархом. По порядку
принятия, изменения и отмены все статуты
(в узком смысле)одинаковы и обладают равной
юридической силой.
Акты делегированного
законодательства–нормативные инструменты
реализации делегированного законодательства,
т. е. акты, принимаемые правительством
в силу прямых указаний закона и устанавливающие
правовые нормы.
Парламентские
нормы и правила Палаты общин и Палаты
лордовопределяют режим организации
и функционирования палат, а также статус
их членов, составляющие парламентское
право.
Прецеденты– решения и принципы, сформулированные
в конкретных делах. Они имеют большое
значение для защиты индивидуальных прав.
Прецедентное право состоит из норм и
принципов, созданных и применяемых судьями
в процессе вынесения ими решений.
Принципы доктрины судебного прецедента:
1) для нижестоящего суда обязательны решения
вышестоящего;
2) суды (за исключением Палаты лордов) связаны
своими собственными решениями;
3) апелляционные суды не должны следовать
принятым по «невнимательности» решениям;
4) апелляционные суды не связаны собственными
решениями, противоречащими более поздним
решениям Палаты лордов;
5) Судебный комитет Тайного совета не связан
собственными решениями и решениями Палаты
лордов.
Обычаи и
конституционные конвенционные нормы(т. е. соглашения) – политическая
практика, представляющая собой правило
или соглашение между политическими силами,
которое в результате этого превращается
в норму.
Французские юристы для характеристики
конституционного уровня регулирования
используют понятие «конституционный
блок». Он включает:
1) 3 нормативных акта (Конституцию 1958 г.,
Декларацию прав человека и гражданина
1787 г. и преамбулу Конституции 1946 г.);
2) некоторые международные акты (в первую
очередь прямо упоминаемые в Конституции
1958 г.);
3) «основные принципы, признанные законами
Республики» (на это указывает преамбула
Конституции 1946 г.).
Конституция 1958 г. регулирует в основном
вопросы организации государственной
власти. Декларация прав человека и гражданина
– гражданские права и свободы (свобода,
собственность, безопасность и сопротивление
угнетению), преамбула Конституции 1946 г.
дополняет Декларацию установлением ряда
социально-экономических прав, таких как
право на получение работы, на стачку,
право на охрану здоровья, отдых и досуг,
и некоторыми другими, а также создает
конституционную основу для социально-экономических
реформ.
Структура Конституции включает преамбулу
и 17 разделов, формально (по нумерации)
объединяющих 79 статей (в процессе изменений
была введена дополнительная нумерация),
поэтому фактически в Конституции 90 статей.
Раздел 1 «О суверенитете». Раздел II «Президент
Республики» – роль и место Президента
в системе органов государства.
Раздел III «Правительство» – роли и задачи
Правительства Франции. Раздел IV «Парламент»
– о парламенте. Раздел V «Об отношениях
между Правительством и Парламентом».
Раздел VI «О международных договорах и
соглашениях» – аспекты взаимодействия
национального права с международным
и особенно европейским правом.
Раздел VII «Конституционный совет» – состав,
порядок формирования и сроки полномочий.
Раздел VIII «О судебной власти».
Раздел IX «Высокая палата правосудия»
– положения об учреждении, составе и
др.
Раздел Х «Об уголовной ответственности
членов Правительства».
Раздел XI «Экономический и социальный
совет» посвящен статусу консультативного
органа по проблемам экономического и
социального характера.
Раздел XII «О местных коллективах» – основы
правового статуса коммун, департаментов
и заморских территорий.
Раздел XIII «Переходные положения, касающиеся
Новой Каледонии».
Раздел XIV «О соглашениях об объединении».
Раздел XV «О Европейских сообществах и
Европейском союзе» посвящен участию
Франции в указанных организациях и вопросам
избирательного права.
Раздел XVI «О пересмотре Конституции»
устанавливает круг субъектов права законодательной
инициативы.
Статьи, включенные ранее в раздел XVII «Переходные
положения», были отменены Законом 95-880
от 5 августа 1995 г.
По способу изменения Конституция является
жесткой, и процедура изменения включает
2 этапа:
1) первый этап состоит в том, что проект
изменений должен быть одобрен палатами
в идентичной редакции;
2) второй этап включает два варианта:
а) одобрение на референдуме;
б) одобрение Конгрессом (т. е. на совместном
заседании палат парламента) большинством
в 3/5 голосов.
Итальянская
Конституция– это многоплановый,
тщательно и детально проработанный политико-юридический
документ.
В ней нет отдельной преамбулы. Философские
установки, социально-правовые основы
и юридические принципы отражены непосредственно
в соответствующих разделах самого конституционного
текста. Тем самым, как это принято считать,
в итальянской конституционной доктрине
повышается юридическая значимость и
обязательность конституционных принципов
и норм, касающихся общих вопросов государственного
устройства, демократического характера
итальянского государства и его приверженности
к обеспечению гражданских прав и свобод.
Конституция состоит из вводного раздела «Основные принципы»,двух главных частей «Права и обязанности
граждан»и «Устройство Республики»и переходных и заключительных
постановлений. Всего в Конституции 139
статей. Переходные и заключительные постановления
имеют свою особую, римскую нумерацию
(всего XVIII статей).
Итальянская Конституция имеет жесткий
характер. Ее пересмотр возможен исключительно
в рамках особой процедуры и при наличии
в обеих палатах Парламента расширенного,
так называемого конституционного, большинства.
В итальянском конституционном праве
Основной закон страны принято относить
к категории «широких конституций», в
которые наряду с нормами, определяющими
устройство государства и гарантирующими
права и свободы граждан, включены также
политико-социальные принципы (равные
социально-экономические возможности
для развития граждан, упрочение социальной
солидарности в рамках единого государственного
сообщества).
Своеобразно решается в итальянской Конституции
вопрос о соотношении международного
права и внутреннего закона. Статья 10 Конституции
определяет, что правопорядок Италии согласуется
с общепризнанными нормами международного
права.
В итальянской Конституции проводится
четкое различие трех основных государственных
функций: законодательная функция принадлежит
Парламенту и областным советам в пределах
их компетенции; исполнительная власть
является прерогативой Президента Республики,
министров и органов исполнительной власти
областей, провинций и коммун; судебная
власть входит в компетенцию различных
судебных органов, включая Конституционный
суд.
Особое место в итальянской Конституции
занимают взаимоотношения между государством
и католической церковью.
Еще в 1929 г. между итальянским государством
и Ватиканом были заключены особые Латеранские соглашения(Договор и Конкордат), которые
гарантировали частичный суверенитет
и международную правосубъектность Ватикана
и регламентировали отношения с католической
церковью как традиционной религией Италии.
Конституция, подтверждая, что отношения
между итальянским государством, Ватиканом
(точнее, Святым Престолом) и католической
церковью регулируются ранее подписанными
Латеранскими соглашениями, тем самым
придает конституционный характер нормам,
содержащимся в этих соглашениях.
27. КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНИИ
Принятая 3 ноября 1946 г. и вступившая в
силу 3 мая 1947 г. Конституция Японии является
одним из самых стабильных конституционных
документов в мире: за более чем 50 лет в
нее не было внесено ни одного изменения.
Проект был разработан в штабе оккупационных
войск, доработан правительством и принят
избранным в 1946 г. Парламентом. В определенном
смысле неизменяемая Конституция – юридический
памятник этому событию.
Это – монархическая конституция, но права
монарха значительно сокращены по сравнению
с предшествующим конституционным актом;
положения, относящиеся к статусу монарха
и Короне, придают акту своеобразие.
Конституция содержит широкий перечень
прав и свобод, причем часть из них сформулирована
как коллективные права.
Конституция Японии состоит из преамбулы
(не имеющей такого названия) и 11 глав,
объединяющих 103 статьи.
Преамбула содержит ряд заявлений о пацифистском
характере нового государства и миролюбивых
устремлениях японского народа.
Глава I «Император» включает статьи о
роли и значении императора как «символа
государства и единства народа».
Глава II состоит из одной статьи об отказе
«на вечные времена» японского народа
от войны, угрозы или применения вооруженной
силы как средства разрешения международных
споров.
Глава III «Права и обязанности народа»
содержит статьи о правах человека и гражданина,
однако сформулированные в ряде случаев
в коллективистском духе как права народа.
Глава IV «Парламент» посвящена порядку
формирования и деятельности Парламента,
а также некоторым аспектам законодательного
процесса.
В главе V «Кабинет» устанавливается общий
принцип: кабинет осуществляет исполнительную
власть, а также полномочия премьер-министра,
основы взаимоотношений правительства
и палаты представителей и основные полномочия
Кабинета.
Глава VI «Судебная власть» содержит положения
о системе судов, запрет на создание особых
судов, требования к кандидатам на должность
судей, порядке формирования судов и назначения
судей на должность.
Глава VII «Финансы» включает статьи о государственном
бюджете, расходах императорской фамилии
(как части бюджета) и финансовой отчетности.
Глава VIII «Местное самоуправление» регламентирует
основы правового статуса местных органов
публичной власти.
Глава IX «Поправки» посвящена вопросам
внесения изменений в данную Конституцию.
Глава Х «Верховный закон» содержит характеристику
Конституции как правового акта, обязанность
должностных лиц уважать и охранять Конституцию.
Глава XI «Дополнительные положения» содержит
положения переходного характера и положение
о введении Конституции в силу.
По порядку изменения Конституция Японии
жесткая. Предусмотрена процедура, состоящая
из двух этапов: на первом этапе Парламент
вносит инициативу, причем за нее должно
проголосовать не менее 2/3 общего числа
членов обеих палат, второй этап – одобрение
народа. Оно может быть выражено в одной
из двух форм: либо в виде особого референдума,
либо новым составом Парламента после
выборов.
Решение о том, как будет проходить второй
этап, принимает Парламент.
Информация о работе Конституция сша основные черты и особенности