Контрольная работа по дисциплине "Семейное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Понятие, признаки, правовая природа брака.
Порядок и условия заключения брака.

Содержание работы

1. Понятие, признаки, правовая природа брака. Порядок и условия заключения брака…………………………………………………………………3
2. Деятельность органов опеки и попечительства по охране и защиты прав и интересов детей………………………………………………………………..11
Задача №1…………………………………………………………………….......25
Задача №2…………………………………………………………………….......28
Список использованной литературы……………………………………….......29

Файлы: 1 файл

sem.docx

— 44.36 Кб (Скачать файл)

- лицами, из которых хотя бы одно лицо признанно судом недееспособным вследствие психического расстройства.

По просьбе лиц, вступающих в брак, учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения, находящиеся по месту их жительства, могут произвести медицинское обследование этих лиц, а также дать консультацию по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи.

Такая помощь оказывается бесплатно. Результаты обследования составляют медицинскую тайну и только с согласия лица, прошедшего обследование, они могут быть сообщены лицу, с которым он желает вступить в брак.

 

 

 

  1. Деятельность органов опеки и попечительства по охране и защиты прав и интересов детей.

 

Ратификация Союзом СССР Конвенции ООН «О правах ребенка», принятой 20 ноября 1989 года, повлекла за собой установление для нашего государства определенных обязательств, в первую очередь приведение национального законодательства в соответствие с положениями Конвенции. Государства — участники Конвенции несут за свои действия в отношении детей юридическую ответственность, а государства — нарушители Конвенции могут быть подвергнуты международным санкциям.

В соответствии со ст. 18 Конвенции в целях гарантии и содействия осуществлению прав детей, закрепленных в Конвенции, государства — участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей.

Как правило, защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом (ст. 56 СК РФ).

Вопросы деятельности органов местного самоуправления по защите прав и интересов детей получили в науке семейного права в последнее время должное освещение.

В соответствии со статьей 34 Гражданского кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Порядок создания таких органов, их структура, компетенция, порядок деятельности определяются согласно ст. 17 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Такой подход к организации органов местного самоуправления должен сопровождаться нормативной регламентацией статуса и деятельности отдела попечительства и охраны прав детства; необходимо четкое определение функций названного отдела по защите прав и интересов детей; в особой мере детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время эта нормативно-правовая база отсутствует, разработано лишь Положение об отделе попечительства и охраны прав детства, определяющее задачи и функции названного отдела.

Внимание законодательных органов субъектов РФ к вопросам деятельности по опеке и попечительству, определения компетенции органов местного самоуправления свидетельствует о значимости соответствующих структур местной власти в области защиты прав и интересов граждан, в том числе и детей.

Местное самоуправление — это гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность осуществляемая деятельность населения муниципальных образований (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Эта деятельность носит публично-властный характер: решения органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам своего ведения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями от их организационно-правовых форм, органами местного самоуправления и гражданами. Поэтому местное самоуправление представляет собой особый, специфический уровень власти в государстве.

Отмечается и иное, также заслуживающее внимания, определение характера деятельности органов опеки и попечительства. «Деятельность органов местного самоуправления по организации опеки и попечительства попадает в сферу действия административного права, и в этом качестве они рассматриваются как субъект административного права».

Своеобразие местного самоуправления как формы народовластия (публичной власти) обусловлено и тем, что органы местного самоуправления согласно ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. Однако закон в то же время допускает возможность передачи части полномочий государственных органов органам местного самоуправления, то есть последние могут быть наделены государственными полномочиями.

Действующее законодательство Российской Федерации определяет опеку и попечительство как форму восполнения дееспособности лиц, признанных судом недееспособными и ограниченно дееспособными; как форму воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Более того, анализ полномочий органов опеки и попечительства позволяет говорить о различной направленности деятельности названных подразделений органов местного самоуправления.

Полагаем, что можно выделить два направления деятельности органов опеки и попечительства в сфере семейных правоотношений с участием детей:

— защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

— защита прав и интересов детей, находящихся под попечением родителей.

Достаточно проблематичной является деятельность названных органов по защите прав и интересов ребенка, находящегося под попечением родителей. В рамках настоящего исследования будет обращено внимание на аспект учета интересов несовершеннолетних в данной сфере деятельности органов опеки и попечительства, на сочетание частного и публичного интересов при защите прав и интересов ребенка, находящегося под попечительством родителей.

Представляется возможной следующая классификация полномочий органов опеки и попечительства, установленных Семейным кодексом Российской Федерации в области регулирования правоотношений между родителями и детьми:

1. Разрешение разногласий, возникающих между родителями  ребенка, между родителями и детьми, а также между родителями и  другими родственниками:

— разногласия между родителями относительно выбора имени и (или) фамилии ребенка (п. 4 ст. 58);

— разногласия между родителями по вопросам, касающимся воспитания и образования детей (п. 2 ст. 65);

— разногласия между несовершеннолетними родителями и опекуном, назначенным их ребенку (п. 2 ст. 62);

— разногласия между близкими родственниками ребенка и родителями (одним из них) по поводу общения с ребенком (п. 2 ст. 67). При этом орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.

Рассматриваемые функции органов опеки и попечительства являются практически нереализуемыми, разногласия подобного рода обычно тем или иным образом разрешаются в семье.

Предоставление органам опеки и попечительства роли арбитра при разрешении разногласий свидетельствует о наличии в его действиях публичного интереса: государство вмешивается в семейно-правовой конфликт, а принимаемое органом опеки и попечительства решение имеет обязательную силу.

2. Дача разрешения родителям  ребенка на совершение определенных  действий:

— дача разрешения родителям на изменение имени ребенку либо присвоенной фамилии на фамилию другого родителя (п. 1 ст. 59);

— дача разрешения родителю, с которым проживает ребенок, на присвоение ему своей фамилии (п. 2 ст. 59);

— дача разрешения матери ребенка, отцовство в отношении которого не установлено, на изменение его фамилии на фамилию матери, которую она носит в момент обращения (п. 3 ст. 59);

— дача согласия на разрешение контактов с ребенком родителям, родительские права которых в отношении этого ребенка ограничены (ст. 75 СК).

Согласие органа опеки и попечительства на совершение названных действий зависит исключительно от учета интересов ребенка, а иногда и его согласия (п. 4 ст. 59); учета мнения обоих родителей.

При осуществлении названных полномочий, тем не менее, орган опеки и попечительства выражает опять-таки публичный интерес, принимает властное решение. Выдаваемое разрешение имеет статус документа — акта, принятого органом власти и содержащего властные предписания.

3. Обращение в суд с  иском о защите прав и интересов  ребенка:

— требование о признании недействительным брака, заключенного с несовершеннолетним лицом, а также при наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака, если это привело к нарушению прав и интересов несовершеннолетних детей (ст. 28);

— требование об устранении родителями (одним из них) препятствий в возможности близких родственников общаться с ребенком (п. 3 ст. 67);

— заявление о лишении или ограничении родительских прав родителей (одного из них) (п. 1 ст. 70, п. 3 ст. 73). Следует отметить, что орган опеки и попечительства имеет не только право подачи такого заявления, но и обязанность. Так, если родители (один из них), ограниченные в родительских правах, не изменят своего поведения, то орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения соответствующего решения суда обязан предъявить иск о лишении родительских прав.

Также в случае отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью орган опеки и попечительства в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обязан обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родителей (одного из них) родительских прав (п. 2 ст. 73, п. 2 ст. 77);

— заявление о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей с их родителей (одного из них) (п. 3 ст. 80);

— заявление о признании недействительным соглашения об уплате алиментов, если предусмотренные соглашением условия предоставления содержания несовершеннолетнему ребенку существенно нарушают его интересы (ст. 102).

4. Обязательное участие  органа опеки и попечительства  предусматривается при рассмотрении  судом следующих дел:

— о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66);

— о лишении родительских прав родителей (одного из них) (п. 2 ст. 70);

— о восстановлении в родительских правах родителей (одного из них) (п. 2 ст. 72);

— об ограничении родительских прав родителей (одного из них) (п. 4 ст. 73);

— при рассмотрении всех споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка (п. 1 ст. 78). При этом орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.

Данные категории судебных дел имеют публично-правовой характер. Возможность применения такой меры семейно-правовой ответственности, как лишение родительских прав, указывает на присутствие публично-правового элемента, призванного защитить интересы несовершеннолетних. Органы опеки и попечительства, будучи наделенными правом предъявления вышеназванных исков, а также признаваемыми обязательными участниками процесса, тем самым приобретают особый статус — через призму их полномочий преломляется публично-правовой интерес.

5. При непосредственной  угрозе жизни ребенка или его  здоровью орган опеки и попечительства  обладает особым правом — немедленно  отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других  лиц, на попечении которых он  находится (п. 1 ст. 77).

Особый интерес вызывает содержание ст. 64 СК РФ, а именно пункта второго: «Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей».

Предполагается, что родители, являясь законными представителями своих детей, выступают в защиту своих прав и интересов последних в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. При этом родители должны руководствоваться принципом обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних (п. 3 ст. 1 СК); соответствия предпринимаемых действий интересам ребенка (п. 1 ст. 65 СК).

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Семейное право"