Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 12:50, контрольная работа
Описание работы
Понятие, признаки, правовая природа брака. Порядок и условия заключения брака.
Содержание работы
1. Понятие, признаки, правовая природа брака. Порядок и условия заключения брака…………………………………………………………………3 2. Деятельность органов опеки и попечительства по охране и защиты прав и интересов детей………………………………………………………………..11 Задача №1…………………………………………………………………….......25 Задача №2…………………………………………………………………….......28 Список использованной литературы……………………………………….......29
- лицами, из которых хотя бы
одно лицо признанно судом недееспособным
вследствие психического расстройства.
По просьбе лиц, вступающих
в брак, учреждения государственной или
муниципальной системы здравоохранения,
находящиеся по месту их жительства, могут
произвести медицинское обследование
этих лиц, а также дать консультацию по
медико-генетическим вопросам и вопросам
планирования семьи.
Такая помощь оказывается бесплатно.
Результаты обследования составляют медицинскую
тайну и только с согласия лица, прошедшего
обследование, они могут быть сообщены
лицу, с которым он желает вступить в брак.
Деятельность органов
опеки и попечительства по охране и защиты
прав и интересов детей.
Ратификация Союзом СССР Конвенции
ООН «О правах ребенка», принятой 20 ноября
1989 года, повлекла за собой установление
для нашего государства определенных
обязательств, в первую очередь приведение
национального законодательства в соответствие
с положениями Конвенции. Государства
— участники Конвенции несут за свои действия
в отношении детей юридическую ответственность,
а государства — нарушители Конвенции
могут быть подвергнуты международным
санкциям.
В соответствии со ст. 18 Конвенции
в целях гарантии и содействия осуществлению
прав детей, закрепленных в Конвенции,
государства — участники оказывают родителям
и законным опекунам надлежащую помощь
в выполнении ими своих обязанностей по
воспитанию детей.
Как правило, защита прав и законных
интересов ребенка осуществляется родителями
(лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных
Семейным кодексом, органом опеки и попечительства,
прокурором и судом (ст. 56 СК РФ).
Вопросы деятельности органов
местного самоуправления по защите прав
и интересов детей получили в науке семейного
права в последнее время должное освещение.
В соответствии со статьей 34
Гражданского кодекса РФ органами опеки
и попечительства являются органы местного
самоуправления. Порядок создания таких
органов, их структура, компетенция, порядок
деятельности определяются согласно ст.
17 Закона РФ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации».
Такой подход к организации
органов местного самоуправления должен
сопровождаться нормативной регламентацией
статуса и деятельности отдела попечительства
и охраны прав детства; необходимо четкое
определение функций названного отдела
по защите прав и интересов детей; в особой
мере детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
В настоящее время эта нормативно-правовая
база отсутствует, разработано лишь Положение
об отделе попечительства и охраны прав
детства, определяющее задачи и функции
названного отдела.
Внимание законодательных органов
субъектов РФ к вопросам деятельности
по опеке и попечительству, определения
компетенции органов местного самоуправления
свидетельствует о значимости соответствующих
структур местной власти в области защиты
прав и интересов граждан, в том числе
и детей.
Местное самоуправление — это
гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная
и под свою ответственность осуществляемая
деятельность населения муниципальных
образований (непосредственно или через
органы местного самоуправления) по решению
вопросов местного значения, исходя из
интересов населения, его исторических
и иных местных традиций.
Эта деятельность носит публично-властный
характер: решения органов и должностных
лиц местного самоуправления по вопросам
своего ведения обязательны для исполнения
всеми расположенными на территории муниципального
образования предприятиями, учреждениями
от их организационно-правовых форм, органами
местного самоуправления и гражданами.
Поэтому местное самоуправление представляет
собой особый, специфический уровень власти
в государстве.
Отмечается и иное, также заслуживающее
внимания, определение характера деятельности
органов опеки и попечительства. «Деятельность
органов местного самоуправления по организации
опеки и попечительства попадает в сферу
действия административного права, и в
этом качестве они рассматриваются как
субъект административного права».
Своеобразие местного самоуправления
как формы народовластия (публичной власти)
обусловлено и тем, что органы местного
самоуправления согласно ст. 12 Конституции
РФ не входят в систему органов государственной
власти. Однако закон в то же время допускает
возможность передачи части полномочий
государственных органов органам местного
самоуправления, то есть последние могут
быть наделены государственными полномочиями.
Действующее законодательство
Российской Федерации определяет опеку
и попечительство как форму восполнения
дееспособности лиц, признанных судом
недееспособными и ограниченно дееспособными;
как форму воспитания детей, оставшихся
без попечения родителей. Более того, анализ
полномочий органов опеки и попечительства
позволяет говорить о различной направленности
деятельности названных подразделений
органов местного самоуправления.
Полагаем, что можно выделить
два направления деятельности органов
опеки и попечительства в сфере семейных
правоотношений с участием детей:
— защита прав и интересов детей,
оставшихся без попечения родителей;
— защита прав и интересов детей,
находящихся под попечением родителей.
Достаточно проблематичной
является деятельность названных органов
по защите прав и интересов ребенка, находящегося
под попечением родителей. В рамках настоящего
исследования будет обращено внимание
на аспект учета интересов несовершеннолетних
в данной сфере деятельности органов опеки
и попечительства, на сочетание частного
и публичного интересов при защите прав
и интересов ребенка, находящегося под
попечительством родителей.
Представляется возможной следующая
классификация полномочий органов опеки
и попечительства, установленных Семейным
кодексом Российской Федерации в области
регулирования правоотношений между родителями
и детьми:
1. Разрешение разногласий,
возникающих между родителями
ребенка, между родителями и детьми,
а также между родителями и
другими родственниками:
— разногласия между родителями
относительно выбора имени и (или) фамилии
ребенка (п. 4 ст. 58);
— разногласия между родителями
по вопросам, касающимся воспитания и
образования детей (п. 2 ст. 65);
— разногласия между несовершеннолетними
родителями и опекуном, назначенным их
ребенку (п. 2 ст. 62);
— разногласия между близкими
родственниками ребенка и родителями
(одним из них) по поводу общения с ребенком
(п. 2 ст. 67). При этом орган опеки и попечительства
может обязать родителей (одного из них)
не препятствовать этому общению.
Рассматриваемые функции органов
опеки и попечительства являются практически
нереализуемыми, разногласия подобного
рода обычно тем или иным образом разрешаются
в семье.
Предоставление органам опеки
и попечительства роли арбитра при разрешении
разногласий свидетельствует о наличии
в его действиях публичного интереса:
государство вмешивается в семейно-правовой
конфликт, а принимаемое органом опеки
и попечительства решение имеет обязательную
силу.
2. Дача разрешения родителям
ребенка на совершение определенных
действий:
— дача разрешения родителям
на изменение имени ребенку либо присвоенной
фамилии на фамилию другого родителя (п.
1 ст. 59);
— дача разрешения родителю,
с которым проживает ребенок, на присвоение
ему своей фамилии (п. 2 ст. 59);
— дача разрешения матери ребенка,
отцовство в отношении которого не установлено,
на изменение его фамилии на фамилию матери,
которую она носит в момент обращения
(п. 3 ст. 59);
— дача согласия на разрешение
контактов с ребенком родителям, родительские
права которых в отношении этого ребенка
ограничены (ст. 75 СК).
Согласие органа опеки и попечительства
на совершение названных действий зависит
исключительно от учета интересов ребенка,
а иногда и его согласия (п. 4 ст. 59); учета
мнения обоих родителей.
При осуществлении названных
полномочий, тем не менее, орган опеки
и попечительства выражает опять-таки
публичный интерес, принимает властное
решение. Выдаваемое разрешение имеет
статус документа — акта, принятого органом
власти и содержащего властные предписания.
3. Обращение в суд с
иском о защите прав и интересов
ребенка:
— требование о признании недействительным
брака, заключенного с несовершеннолетним
лицом, а также при наличии обстоятельств,
препятствующих заключению брака, если
это привело к нарушению прав и интересов
несовершеннолетних детей (ст. 28);
— требование об устранении
родителями (одним из них) препятствий
в возможности близких родственников
общаться с ребенком (п. 3 ст. 67);
— заявление о лишении или ограничении
родительских прав родителей (одного из
них) (п. 1 ст. 70, п. 3 ст. 73). Следует отметить,
что орган опеки и попечительства имеет
не только право подачи такого заявления,
но и обязанность. Так, если родители (один
из них), ограниченные в родительских правах,
не изменят своего поведения, то орган
опеки и попечительства по истечении шести
месяцев после вынесения соответствующего
решения суда обязан предъявить иск о
лишении родительских прав.
Также в случае отобрания ребенка
при непосредственной угрозе его жизни
или здоровью орган опеки и попечительства
в течение семи дней после вынесения органом
местного самоуправления акта об отобрании
ребенка обязан обратиться в суд с иском
о лишении или ограничении родителей (одного
из них) родительских прав (п. 2 ст. 73, п.
2 ст. 77);
— заявление о взыскании алиментов
на несовершеннолетних детей с их родителей
(одного из них) (п. 3 ст. 80);
— заявление о признании недействительным
соглашения об уплате алиментов, если
предусмотренные соглашением условия
предоставления содержания несовершеннолетнему
ребенку существенно нарушают его интересы
(ст. 102).
4. Обязательное участие
органа опеки и попечительства
предусматривается при рассмотрении
судом следующих дел:
— о порядке осуществления
родительских прав родителем, проживающим
отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66);
— о лишении родительских прав
родителей (одного из них) (п. 2 ст. 70);
— о восстановлении в родительских
правах родителей (одного из них) (п. 2 ст.
72);
— об ограничении родительских
прав родителей (одного из них) (п. 4 ст.
73);
— при рассмотрении всех споров,
связанных с воспитанием детей, независимо
от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка
(п. 1 ст. 78). При этом орган опеки и попечительства
обязан провести обследование условий
жизни ребенка и лица (лиц), претендующего
на его воспитание, представить суду акт
обследования и основанное на нем заключение
по существу спора.
Данные категории судебных
дел имеют публично-правовой характер.
Возможность применения такой меры семейно-правовой
ответственности, как лишение родительских
прав, указывает на присутствие публично-правового
элемента, призванного защитить интересы
несовершеннолетних. Органы опеки и попечительства,
будучи наделенными правом предъявления
вышеназванных исков, а также признаваемыми
обязательными участниками процесса,
тем самым приобретают особый статус —
через призму их полномочий преломляется
публично-правовой интерес.
5. При непосредственной
угрозе жизни ребенка или его
здоровью орган опеки и попечительства
обладает особым правом — немедленно
отобрать ребенка у родителей
(одного из них) или у других
лиц, на попечении которых он
находится (п. 1 ст. 77).
Особый интерес вызывает содержание
ст. 64 СК РФ, а именно пункта второго: «Родители
не вправе представлять интересы своих
детей, если органом опеки и попечительства
установлено, что между интересами родителей
и детей имеются противоречия. В случае
разногласий между родителями и детьми
орган опеки и попечительства обязан назначить
представителя для защиты прав и интересов
детей».
Предполагается, что родители,
являясь законными представителями своих
детей, выступают в защиту своих прав и
интересов последних в отношениях с любыми
физическими и юридическими лицами, в
том числе в судах, без специальных полномочий.
При этом родители должны руководствоваться
принципом обеспечения приоритетной защиты
прав и интересов несовершеннолетних
(п. 3 ст. 1 СК); соответствия предпринимаемых
действий интересам ребенка (п. 1 ст. 65 СК).