Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 12:50, контрольная работа
Описание работы
Понятие, признаки, правовая природа брака. Порядок и условия заключения брака.
Содержание работы
1. Понятие, признаки, правовая природа брака. Порядок и условия заключения брака…………………………………………………………………3 2. Деятельность органов опеки и попечительства по охране и защиты прав и интересов детей………………………………………………………………..11 Задача №1…………………………………………………………………….......25 Задача №2…………………………………………………………………….......28 Список использованной литературы……………………………………….......29
Характеристика полномочий
органов опеки и попечительства по защите
прав и интересов несовершеннолетних
детей, находящихся под попечением родителей,
закрепленных Семейным кодексом РФ, позволяет
обозначить ряд проблем.
Во-первых, необходимо установить
источники и способы получения информации
о противоречии, возникшем между интересами
родителей и детей. Применение по аналогии
ст. 122 СК допускает возможность получения
такой информации от должностных лиц образовательных,
лечебных и иных учреждений, других граждан,
располагающих сведениями подобного характера.
Также согласно п. 2 ст. 56 СК РФ
при нарушении прав и законных интересов
ребенка, в том числе при невыполнении
или при ненадлежащем выполнении родителями
(одним из них) обязанностей по воспитанию,
образованию ребенка либо при злоупотреблении
родительскими правами, ребенок вправе
самостоятельно обращаться за их защитой
в орган опеки и попечительства, а по достижении
возраста четырнадцати лет — в суд. Таким
образом, информация может поступать и
непосредственно от ребенка.
Противоречие между интересами
родителей и ребенка может быть выявлено
и при разрешении органом опеки и попечительства
разногласий между родителями ребенка
по вопросам, касающимся воспитания и
образования ребенка (п. 2 ст. 65 СК).
Во-вторых, какими критериями
руководствуется орган опеки и попечительства,
констатируя наличие противоречий между
интересами родителей и детей. Следует
признать, что в таких ситуациях главенствующую
роль играет субъективизм сотрудника
органа опеки и попечительства, поскольку
установить какие-либо параметры соответствия
просто невозможно.
Придавая интересам детей приоритетное
значение, законодатель возлагает в первую
очередь на родителя обязанность выразить
действительный интерес ребенка и обеспечить
его удовлетворение, так как ребенок, не
достигший совершеннолетия, иногда не
способен правильно понять и оценить свои
поступки. Интерес такого ребенка будет
им самим не осознан. Поэтому «реализация
конкретного интереса ребенка осуществляется
в основном не носителями интересов, а
другими лицами (родителями, усыновителями,
опекунами, попечителями). Охраняемый
законом интерес ребенка удовлетворяется
непосредственно поведением этих лиц
как таковых». Однако обязанные лица могут
занижать значение интересов детей либо
преувеличивать их в ущерб интересам общества
и личности самого ребенка. В этом случае
и возникает необходимость ограничительного
воздействия на них.
Осуществляя такое воздействие,
органы опеки и попечительства следуют
публичным интересам, сопоставляя их с
интересами ребенка и его родителей (лиц,
их замещающих). При этом принимается ответственное
решение о применении в отношении родителей
мер воздействия, выражающих разумное
сочетание публичного и частного интересов.
Определяя роль органов опеки
и попечительства в обеспечении интересов
детей, считаем необходимым также отметить
следующее: действующее законодательство
(ст. 56 СК РФ), как уже упоминалось, наделяет
органы опеки и попечительства функцией
защиты прав и законных интересов ребенка.
Содержание защиты права предполагает
определенную деятельность, выражающуюся,
как правило, в принятии решения.
Само нарушение права является
тем признаком, который свидетельствует
о необходимости вмешательства государственных
органов с целью устранения нарушения
силами принудительного воздействия.
На органы опеки и попечительства в случаях,
предусмотренных законом, возлагается
обязанность принять специальные меры,
направленные на создание управомоченному
лицу (ребенку) обстоятельств, при которых
возможно надлежащее осуществление им
субъективных прав. Защита права — это
реакция государства в лице его специальных
органов на обращение управомоченного
лица или в его интересах других лиц о
невозможности осуществления права без
вмешательства государства, его властной
силы.
В то же время представленная
ранее классификация полномочий органов
опеки и попечительства дает основание
говорить о выражении в этих полномочиях
функции охраны прав и законных интересов
детей.
Действительно, в большинстве
случаев деятельность органов опеки и
попечительства не находит своего выражения
в принятии определенного решения. Заметим,
что достаточно длительный период времени
решение об усыновлении ребенка (детей)
принимал орган опеки и попечительства,
он же мог обязать родителей (одного из
них) не препятствовать общению ребенка
с родственниками. Эти и ряд других вопросов
в соответствии с ныне действующим законодательством
отнесены к компетенции суда.
Орган же опеки и попечительства,
направляя суду заключение по тому или
иному вопросу, соглашаясь на изменение
фамилии ребенка, разрешая разногласия
между родителями ребенка и т.д., выполняет
охранительную функцию. Это еще раз подтверждает
необходимость редактирования ч. 2 п. 1
ст. 56 Семейного кодекса РФ путем указания
на функцию не только защиты, но и охраны
прав и интересов детей.
Дополнение Семейного кодекса
РФ положениями об охране прав и интересов
несовершеннолетних как деятельности
органов опеки и попечительства свидетельствовало
бы о том, что государство устанавливает
меры, обеспечивающие фактическую возможность
совершать определенные действия для
удовлетворения и обеспечения интересов
ребенка.
Необходимым является и определение
на уровне закона понятия опеки и попечительства
над малолетними и несовершеннолетними
детьми. Хотя соответствующая структура
называется в нормативно-правовых актах
«органом опеки и попечительства», речь
не должна идти только об установлении
ими опеки и попечительства как приоритетного
направления деятельности.
Подводя итог, отметим: органы
опеки и попечительства, осуществляя предоставленные
им полномочия по охране и защите прав
и интересов детей, реализуют публичный,
общественный интерес, без осуществления
которого невозможным является удовлетворение
частных интересов ребенка и его родителей
(лиц, их замещающих). Определение компетенции
органов опеки и попечительства в нормативно-правовых
актах свидетельствует о социальной значимости
их деятельности, официальном признании,
наличии поддержки государства и правовой
защиты.
Задача №1
Согласно ст. 49 СК РФ «В случае
рождения ребенка у родителей, не состоящих
в браке между собой, и при отсутствии
совместного заявления родителей или
заявления отца ребенка (пункт 4 статьи
48 настоящего Кодекса) происхождение ребенка
от конкретного лица (отцовство) устанавливается
в судебном порядке по заявлению одного
из родителей, опекуна (попечителя) ребенка
или по заявлению лица, на иждивении которого
находится ребенок, а также по заявлению
самого ребенка по достижении им совершеннолетия.
При этом суд принимает во внимание любые
доказательства, с достоверностью подтверждающие
происхождение ребенка от конкретного
лица.»
И п. 3. ст. 62 СК РФ «Несовершеннолетние
родители имеют права признавать и оспаривать
свое отцовство и материнство на общих
основаниях, а также имеют право требовать
по достижении ими возраста четырнадцати
лет установления отцовства в отношении
своих детей в судебном порядке»
Таким образом, установление
отцовства в судебном порядке возможно
только после рождения ребенка и по исковому
заявлению матери ребенка (или ее представителя).
2. Пригов может оспорить отцовство
в судебном порядке на основании:
п. 1 ст. 52 СК РФ «Запись родителей
в книге записей рождений, произведенная
в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи
51 настоящего Кодекса, может быть оспорена
только в судебном порядке по требованию
лица, записанного в качестве отца»;
п. 1 ст. 51 СК РФ «Отец и мать,
состоящие в браке между собой, записываются
родителями ребенка в книге записей рождений
по заявлению любого из них».
3. Принудительно провести
экспертизу нельзя. Ответчик вправе
отказаться от прохождения любой
экспертизы. Однако его отказ
может рассматриваться судом
как признание отцовства.
Статья 6 Постановления Пленума
Верховного суда РФ от 25 октября 1996 г. N
9 «О применении судами семейного кодекса
РФ при рассмотрении дел об установлении
отцовства и о взыскании алиментов» (в
ред. Постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 06.02.2007 N6):
«При подготовке дел об установлении
отцовства к судебному разбирательству
и в ходе рассмотрения дела судья (суд)
в необходимых случаях для разъяснения
вопросов, связанных с происхождением
ребенка, вправе с учетом мнения сторон
и обстоятельств по делу назначить экспертизу.
Заключение экспертизы по вопросу
о происхождении ребенка, в том числе проведенной
методом "генетической дактилоскопии",
в силу ч. 3 ст. 86 ГПК РФ является одним из
доказательств, которое должно быть оценено
судом в совокупности с другими имеющимися
в деле доказательствами, поскольку в
соответствии с ч. 2 ст. 67 ГПК РФ никакие
доказательства не имеют для суда заранее
установленной силы.
Исходя из ч. 3 ст. 79 ГПК РФ при
уклонении стороны от участия в экспертизе,
непредставлении экспертам необходимых
материалов и документов для исследования
и в иных случаях, если по обстоятельствам
дела и без участия этой стороны экспертизу
провести невозможно, суд в зависимости
от того, какая сторона уклоняется от экспертизы,
а также какое для нее она имеет значение,
вправе признать факт, для выяснения которого
экспертиза была назначена, установленным
или опровергнутым. Этот вопрос разрешается
судом в каждом конкретном случае в зависимости
от того, какая сторона, по каким причинам
не явилась на экспертизу или не представила
экспертам необходимые предметы исследования,
а также какое значение для нее имеет заключение
экспертизы, исходя из имеющихся в деле
доказательств в их совокупности.»
Так, Засвияжским районным судом
г.Ульяновска в сентябре 1999 года было рассмотрено
гражданское дело по иску гражданки К.
к гражданину С. об установлении отцовства
и взыскании алиментов. По ходатайству
истицы по делу была назначена судебно-медицинская
экспертиза по методу генной дактилоскопии.
Ответчик согласился на ее проведение,
однако впоследствии отказался поехать
в г.Москву в медицинское учреждение, где
должна была проходить данная экспертиза
и где у всех троих - истцы, ее ребенка и
ответчика должны были взять биологические
образцы, необходимые для проведения исследования.
Ответчик, получивший медицинское образование,
прекрасно понимал, что исследования такого
рода весьма достоверно позволяют определить
отцовство. Суд дал данному обстоятельству
соответствующую оценку и вполне правомерно
посчитал уклонение ответчика от явки
на экспертизу как доказательство того,
что ответчик является отцом ребенка истицы.
Задача №2
Согласно ст.21 СК РФ расторжение
брака производится в судебном порядке
при наличии у супругов общих несовершеннолетних
детей. Суд поступил незаконно, т.к
у супругов Нечаевых нет общего ребенка.
В соответствии со ст.19 СК РФ
при взаимном согласии на расторжение
брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних
детей, расторжение брака производится
в органах записи актов гражданского состояния.
В данной ситуации супругам
Нечаевым необходимо обратиться в органы
ЗАГСА.
Список использованной
литературы
Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20
ноября 1989 года
Конституция Российской федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г.
Семейный кодекс российской
федерации (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 08.12.1995. Действующая редакция от 20.04.2015
Гражданский кодекс российской
федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 21.10.1994. Действующая редакция от 06.04.2015
Федеральный закон от 06.10.2003
N 131-ФЗ (ред. от 30.03.2015) "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации" (06 октября
2003 г.)
Постановление Пленума Верховного
Суда РФ от 05.11.1998 №15 «О применении судами
законодательства при рассмотрении дел
о расторжении брака».