Контрольная работа по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 22:54, контрольная работа

Описание работы

Федеральное собрание – это законодательный и представительный орган российской Федерации, которому посвящена гл. V Конституции РФ. Прежде всего, это парламент Российской Федерации. В качестве постоянно действующего органа он осуществляет законодательную власть. Это означает, что ни какой другой орган в Российской Федерации не может принимать законы на общефедеральном уровне, а его полномочия ни при каких условиях не могут быть кому-либо переданы.
Представительный характер федерального Собрания заключается в том, что оно формируется выборным путем. В формировании Федерального собрания участвуют граждане, достигшие восемнадцати лет, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Исходя из ст. 94 Конституции РФ, также можно сделать вывод, что Федеральное Собрание, как представительный орган, выступает в роли представителя и выражает интересы всех граждан Российской Федерации, непосредственно через депутатов Государственной Думы – представляющих интересы своих избирателей, а также через членов Совета Федерации – являющихся представителями субъектов Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

моя контрольная.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

12. Свобода творчества. Все граждане имеют право на участие в культурной жизни страны, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

 

 

 

  1. Какие существуют гарантии местного самоуправления?

Местное самоуправление в Российской Федерации — это  такой способ организации и осуществления  власти на местах, который «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

Структуру органов  местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Конституция РФ в ст. 133, а также Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливают систему гарантий местного самоуправления:

Экономические гарантии

Экономические гарантии рассматриваются в виде самостоятельного вида. Экономические гарантии составляет экономическая система  общества, в основе которой лежит свобода экономической деятельности, свобода предпринимательства, разнообразие и равноправие форм собственности,  их равная правовая защита. Этот подход, в определенном смысле, можно назвать социологическим.

С правовой точки  зрения, надо выделять в виде экономических  гарантий муниципальную собственность, иные формы собственности, влияющие на развитие местного самоуправления, а также принцип финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления.

Финансовая  самостоятельность местного самоуправления является важной экономической гарантией, она проявляется:

    • В принципе самостоятельности  формирования, утверждения и исполнения местного бюджета.
    • Право органов местного самоуправления устанавливать местные налоги и сборы.
    • Право выпускать местные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создать муниципальные банки и иные учреждения
    • Право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений органов государственной власти.

На сегодняшний  день существует два основных взгляда  на экономические гарантии:

    1. Как система факторов в области муниципального образования, прежде всего, экономических.
    2. Не как совокупность, а как единая экономическая гарантия, в рамках которой рассматриваются все остальные факторы.

Политические  гарантии

Под политическими гарантиями местного самоуправления традиционно понимается политико-правовой режим государства, а именно система государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов,  принципе идеологического многообразия, осуществление народовластия непосредственно и через органы местного самоуправления, самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий, полнота и гарантированность прав и свобод человека и гражданина и некоторые другие гарантии.

Политические гарантии предполагают наличие государственной воли осуществлять и поддерживать развитие местного самоуправления, однако саму суть политических гарантий он не раскрывает.

Ряд учёных под  политическими гарантиями понимает политические основы местного самоуправления, а их рассматривает, как совокупность правовых норм и принципов, закрепляющих политическое и идеологическое многообразие в рамках муниципального образования, а также  правовое закрепление прав и свобод человека.

Политические  права и свободы нацелены на активное вовлечение в политическую жизнь местных сообществ и именно от них зависит устойчивость местного самоуправления, реальность демократизма в местных сообществах6.

Практически никто  из исследователей не обращает внимания на особую гарантированность политической самостоятельности органов местного самоуправления. Это не случайно, ведь под политическими гарантиями рассматриваются либо собственно политические гарантии, либо правовые гарантии, обеспечивающие некоторые аспекты политической деятельности.

  • Организационные гарантии

  • Под организационными гарантиями понимаются организационные основы местного самоуправления, принципы определения компетенции органов местного самоуправления, принципы обеспечения организационной самостоятельность местного самоуправления. Организационные гарантии создают условия для осуществления гражданами права на местное самоуправление в виде непосредственной и представительной форм демократии7.

    Организационные гарантии направлены на создание и поддержку демократического порядка формирования и деятельности структур местного самоуправления, на использование форм прямого волеизъявления населения, подготовку кадров для органов местного самоуправления и т.д.

    Социальные  гарантии

    О социальных гарантиях  местного самоуправления стали говорить после принятия Конституции РФ. Согласно Конституции, РФ провозглашена социальным государством,  следовательно, это относится и к местному самоуправлению. Социальные гарантии с этой точки зрения означают гарантированность прав и свод  в экономической и социальной сфере, в культурной жизни общества, гарантированность прав и свобод человека на уровне местного самоуправления. При этом речь идет о гарантированности образования, культуры, семьи, здравоохранения и иных социальных вопросов на местном уровне.

    Когда речь идет о социальных гарантиях, особо рассматриваются гуманистические основы местного самоуправления, под которыми понимаются такие основополагающие принципы, которые закрепляют правовое положение человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Когда речь идет о закреплении прав и свобод, то предполагается их распространение абсолютно на всех людей:

      • Без дискриминации.
      • Осуществление со стороны органов государства и местного самоуправления действий по обеспечению этих прав.
      • Признание прав и свобод человека и гражданина основой любых правовых отношений, в том числе и на местном уровне. Исходя из этого, права и свободы должны выступать главным ориентиром при принятии нормативных актов органами государственной власти и местного самоуправления, и при применении данных нормативных актов.

    Среди социальных гарантий выделяют такие, как развитие социальной структуры общества, формирование основных социальных групп с определенными социально-экономическими интересами и потребностями, институты гражданского общества. Иными словами под социальными гарантиями понимаются реально сложившиеся условия существования и развития местного самоуправления.

    Наряду с социальными гарантиями, выделяют духовные гарантии, включая в них систему духовных ценностей человека, включая ментальность людей (так как ментальность, ориентированная на участие в местном самоуправлении, является гарантией от злоупотребления властей, и является предпосылкой самостоятельности местного самоуправления). Кутафин О. Е.  и Фадеев В. И. также выделяют духовные гарантии в отдельный вид, но при этом практически ничего не говорят о гарантиях социальных.

    Правовые  гарантии

    Под правовыми гарантиями понимаются юридические гарантии местного самоуправления, целью которых является обеспечение правовыми средствами организации материально-финансовой самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а также защита прав местного самоуправления и создание благоприятной возможности для их наиболее полной реализации. Правовым гарантиями признаются:

      1. Положение ст.12 Конституции РФ о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
      2. Самостоятельность определения населением структуры органов местного самоуправления, а также обязательное наличие на территории муниципального образования хотя бы одного выборного органа местного самоуправления.
      3. Организационная самостоятельность местного самоуправления, его обособление в сфере управления, в том числе и в области кадровой политики, когда формирование органов и назначение должностных лиц находится в ведении муниципального образования.
      4. Наличие собственной компетенции органов местного самоуправления, прежде всего, по решению вопросов местного значения.
      5. Право муниципального образования иметь собственную символику, которая бы отражала исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные традиции.
      6. Учет мнения населения при изменении границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление.
      7. Контроль государственных органов за деятельностью органов местного самоуправления, этот контроль имеет пределы, обусловленные организационной самостоятельностью муниципального образования.

    Правовые гарантии можно выделить, как совокупность правовых норм, обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления.  Гарантии местного самоуправления измеряются силой нормативных актов, применяемых в системе местного самоуправления, обязательностью исполнения нормативных актов и ответственностью за их неисполнение.

    Ряд учёных традиционно  рассматривает предусмотренные законодательством гарантии и включает в них запрет на ограничение прав местного самоуправления, обращая внимание на обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления гражданами.

    Традиционным  правовым гарантиям в литературе отводится значительная роль. Эти гарантии являются общепризнанными. Основой правовых гарантий являются соответствующие нормативные акты, которые устанавливают ответственность, и нормы-принципы. Правовые принципы отражаются конституционными положениями и положениями закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В региональном и муниципальном законодательстве также закрепляются правовые гарантии местного самоуправления.

    Правовые  формы защиты прав местного самоуправления

    Конституция РФ, федеральное законодательство, законодательные и иные правовые акты субъектов РФ устанавливают систему правовых мер, направленных как на защиту нарушенных прав местного самоуправления, так и на предупреждение подобных нарушений.

    Одновременно  выделяется круг субъектов - потенциальных нарушителей, действия которых органы местного самоуправления могут обжаловать в судебном порядке. Прежде всего, речь идет:

      1. О государственных органах и их должностных лицах.
      2. Об органах и должностных лицах местного самоуправления.
      3. О предприятиях, учреждениях и организациях.
      4. Об общественных объединениях.

    Таким образом, право на судебную защиту играет особую роль во всей системе правовых гарантий местного самоуправления. Необходимо отметить то, что в суд могут  обращаться не только органы и должностные  лица местного самоуправления, но и граждане, проживающие на территории муниципального образования.

    Сегодняшнее законодательство не позволяет органам местного самоуправления защищать свои права в Конституционном суде, вернее можно защищать соответствующее право в Конституционном суде только путём обращений граждан. В основном все исследователи рассматривают судебную защиту прав местного самоуправления, как вид правовой гарантии прав местного самоуправления. Практически все авторы отмечают, что видимо это неправильно, что законодатель лишил органы местного самоуправления права обращать в Конституционный суд РФ (и намекают на необходимость устранения этого ограничения). Традиционно право на судебную защиту, согласно российскому законодательству, органов местного самоуправления трактуется более широко, чем в европейской хартии о правах местного самоуправления (там не говорится о гражданах, а только об органах местного самоуправления). В суд могут быть обжалованы акты как нормативного, так и индивидуального характера.

    Гарантией правовой защиты местного самоуправления является обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления.

    Также правовая защита местного самоуправления гарантируется  определенными государственными органами, которые в рамках своих полномочий обеспечивают защиту прав местного самоуправления, учет их интересов при осуществлении государственной политики в различных сферах жизни общества.

    Обеспечению правовой защиты местного самоуправления служит также право муниципальных образований объединяться в союзы и ассоциации, главная цель которых – координация деятельности муниципальных образований, более эффективное осуществление своих прав и интересов.

    Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"