Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 17:17, контрольная работа
Для эффективного регулирования отношений недостаточно принять хороший закон. Необходимо еще обеспечить и его качественную реализацию. Эта проблема, особенно не ощущавшаяся на заре цивилизации (когда фактические отношения часто приравнивались к праву), обострилась в связи с распространением обобщающих, абстрактных предписаний, регламентирующих такие же общие, типичные жизненные ситуации. Кроме того, расширились системообразующие связи юридических норм, предполагающие комплексное использование ряда различных норм для урегулирования одной социальной ситуации.
Международный институт рынка
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Контрольная работа Вариант 11.
по дисциплине
«Основы права»
студент 2 курса
группы ГМУ-12:
Самара 2014г.
Оглавление
Для эффективного регулирования отношений недостаточно принять хороший закон. Необходимо еще обеспечить и его качественную реализацию. Эта проблема, особенно не ощущавшаяся на заре цивилизации (когда фактические отношения часто приравнивались к праву), обострилась в связи с распространением обобщающих, абстрактных предписаний, регламентирующих такие же общие, типичные жизненные ситуации. Кроме того, расширились системообразующие связи юридических норм, предполагающие комплексное использование ряда различных норм для урегулирования одной социальной ситуации.
В связи с усложнением процесса реализации права повышается значимость творчески мыслящего, инициативного адресата и профессионально грамотного правоприменителя, способного обеспечить целесообразный переход юридически должного предписания в социальную практику. В связи с этим само право все больше оказывает не только регулятивное, но и идей- но-мотивационное воздействие на личность.
Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально- культурных, профессиональных и иных факторов.
Формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.
Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. Его социальная значимость, как правило, очевидна для большинства граждан. Это естественное, проходящее вне конкретных правоотношений поведение субъектов, которые, как правило, даже не осознают, что реализуют уголовно-правовые запреты (не убивают, не крадут и т. д.). В этой форме реализуются запрещающие нормы.
Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. Поэтому данная форма отличается персонификацией и повышенной императивностью официально закрепленных предписаний, выполняемых под страхом наказания за их невыполнение. В ней реализуются обязывающие нормы.
Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Она основана на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности и социальной активности адресатов правовых норм. Элемент императивности здесь состоит в предупреждении злоупотребления нравом и защите законных интересов иных субъектов права. Причем пользование правом носит последовательный, процедурный характер. Сложность этих процедур во многом зависит от содержания и степени значимости самого субъективного права. В этой форме реализуются управомочиваюшие нормы.
Соблюдение, исполнение и использование, отражая три основных способа правового регулирования (запрет, обязывание и дозволение), по-разному проявляются в реальном поведении субъектов и по-разному обеспечиваются государством. Если запрет и обязывание приводят к соблюдению и исполнению, во многом опираясь на возможность принуждения, то дозволение приводит к использованию только убеждения. В отдельных несложных вариантах поведения, связанных с преимущественной реализацией одной нормы, они имеют самостоятельное значение. При осуществлении комплексной, сложной деятельности одновременно присутствуют все названные формы реализации. Так, должностное лицо, исполняявозложенные на него обязанности, в то же время использует определенные права, соблюдая при этом границы своей компетенции. Различают три способа реализации права: 1) непосредственный, который выражается в самостоятельной, добровольной реализации права самими субъектами; 2) опосредованный, когда реализация права осуще- ствлястся государственно-властным правоприменительным решением; 3) договорный, который осуществляется по взаимному соглашению равноправных субъектов без вмешательства государственных органов.
Непосредственная реализация права (саморегуляция) в форме соблюдения, исполнения и использования характеризуется следующими свойствами:
- реализация гражданами своих прав осуществляется в данном случае непосредственно без участия и помощи со стороны властных органов. Субъект сам определяет объем реализации своего права и в любой момент может отказаться от реализации;
- процесс такой реализации не нуждается в сложных процедурах. Усложнение процедуры усложняет возможность пользоваться правами;
- как правило, нет необходимости принятия каких-либо дополнительных решений. Личность берет на себя ответственность за правомерность своего поведения. Таким образом, непосредственная реализация права основана на убеждении людей в справедливости, полезности и необходимости правового способа бытия, осознании своей ответственности перед государством и другими людьми.
Необходимость в правоприменении возникает тогда, когда для реализации нормы требуется наличие третьей, властной стороны, способной предупредить или разрешить возможные спорные ситуации. Применение права представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию.[1]
Правоприменение — это решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации. Это “приложение” закона, общих правовых норм к конкретным лицам, конкретным обстоятельствам.
Правоприменение — это организующая деятельность. Действия правоприменяющего лица или органа ориентированы на то, чтобы направить развитие отношений между людьми (их формированиями) в русло закона. Применением правовых норм занимаются компетентные органы и должностные лица и только в рамках предоставленных им полномочий.
Правоприменение имеет место там, где адресаты правовых норм не могут реализовывать свои предусмотренные законом права и обязанности без своего рода посредничества компетентных государственных органов. Нельзя получить пенсию, нельзя получить очередное воинское звание, нельзя отсидеть на гауптвахте, нельзя реализовать свое право на отдых (получить очередной отпуск) и т.д. без разрешения компетентного органа, хотя бы к тому времени были в действительности налицо все условия, предусмотренные законом для возникновения прав и обязанностей. Другими словами, часть правовых норм реализуется через правоприменение, правоприменительную деятельность, правоприменительные акты.
Применение правовых норм — это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом.
Определенная последовательность совершения комплексов действий в ходе правоприменения дает основание говорить о трех стадиях правоприменительной деятельности: 1) установление фактических обстоятельств дела; 2) установление юридической основы дела; 3) решение дела.
Правоприменительный акт — это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу в целях определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормативного осуществления.[2]
Трудовое законодательство включает в себя ряд нормативных актов и законов, регулирующих сферу трудовых отношений между работниками и работодателями. Оно действует на всей территории нашей страны и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. Правовое обеспечение трудовых отношений регулируется непосредственно Трудовым кодексом Российской Федерации, а также иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Современное Трудовое законодательство строится на принципах свободы труда (включая право на труд), защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве, запрещения принудительного труда, обеспечения права каждого работника на своевременную и в полной мере выплату заработной платы, обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, и других.
Этот документ обязательны для исполнения всеми работодателями, независимо юридическое или физическое это лицо, от форм собственности организации, которую они представляют. Действие документа распространяется и на иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации, лиц без гражданства, организации, созданные или учрежденные ими, либо с их участием. Однако, государственная инспекция труда (ГИТ) с каждым годом выявляет нарушение норм трудового законодательства, и количество таких «ошибок» не уменьшается. Одной из самых распространенных является та, что допускается при заключении, изменении или прекращении трудового договора. Чаще всего работодатель заключает трудовой договор не в письменной форме, не включает в него условия оплаты труда. Бывает, что прием на работу не оформляется приказом. Или того хуже, вместо трудового договора с работником заключается договор гражданско-правового характера или срочный. ГИТ все эти нарушения фиксирует.
Нарушают наши работодатели трудовое законодательство и в области оплаты труда. Выплата заработной платы в иных организация осуществляется раз в месяц, тогда как статьей 136 ТК РФ установлена выплата работнику заработной платы не реже чем каждые полмесяца. Задерживают ее выплаты или не выплачивают всю сумму, положенную работнику при увольнении.
Касаются нарушения и области режима труда и отдыха. Некоторые работодатели, к примеру, позволяют себе отзывать работника, находящегося в отпуске, без его письменного согласия, или вовсе предоставляют ему отпуск меньшей продолжительности, чем положено по ТК РФ. Все эти нарушения, по-мнению специалистов ГИТ, происходят в результате правовой неграмотности большого числа работодателей, особенно из числа индивидуальных предпринимателей и руководителей малых предприятий. Их правового нигилизма, не желания следовать букве закона. Не снимают гитовцы вины и с самих работников. Большинство из них не умеют отстаивать свои права в спорных вопросах из-за низкого уровня правовой подготовки. Ложится вина и на работу первичных профсоюзных организаций - при нарушениях трудового законодательства они ведут себя крайне пассивно.
В нормах трудового законодательства есть свои исключения из правил. К примеру, документ не распространяется на военнослужащих, членов советов директоров, лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера.
Для большинства же работников Трудовое законодательство - основной документ, устанавливающий государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, благоприятные условия труда, защиту прав и интересов работников и работодателей, защиту от безработицы. На основе этого документа происходит правовое регулирование трудовых отношений в сфере организации труда и управления трудом, трудоустройства, профессиональной подготовки, заключения трудовых договоров и соглашений, разрешения трудовых споров, обязательного социального страхования и других областей, где осуществляются взаимоотношения между работником и работодателем.[3]
Трудовой кодекс Российской
Федерации - основной законодательный
акт, основанный на общепризнанных принципах
и нормах международного права и Конституции
Российской Федерации, регулирующий отношения
в трудовой сфере. ТК РФ вступил в силу
30 декабря 2001, заменив собой КЗОТ РСФСР.
В ТК определены основные цели трудового
законодательства:
- государственные
гарантии трудовых прав и свобод граждан;
- создание благоприятных условий труда;
- защита прав и интересов работников и работодателей и др.
В ТК определяются
основные задачи трудового законодательства,
направленные на создание правовых условий
необходимых для достижения максимального
согласования интересов работника, работодателя
и государства.
Определены
основные принципы правового регулирования
трудовых отношений:
- свобода труда, включая
право на труд;