Контрольная работа по "Праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 19:36, контрольная работа

Описание работы

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городс¬кие суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов занимают в системе общих (гражданских) судов положение судов среднего звена. Они являются непосредственно вышестоящими для районных судов и нижестоящими по отно¬шению к Верховному Суду РФ.

Файлы: 1 файл

правоохранительные органы.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

1) Место судов среднего звена в системе судов общей юрисдикции и их компетенция.

 

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов занимают в системе общих (гражданских) судов положение судов среднего звена. Они являются непосредственно вышестоящими для районных судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Суды среднего звена равнозначны по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рассматривают уголовные дела о преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества, об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях (см. ст. 36 УПК), а также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. Они могут с соблюдением специальных правил (см. § 6 гл. IV учебника) принять к своему производству и уголовные дела, подсудные районным судам.

Суды этого уровня, кроме того, вправе принять к своему производству для рассмотрения по первой инстанции гражданские дела, которые в принципе подсудны районным судам. Для "перенесения" гражданского дела в вышестоящий суд требуется согласие спорящих сторон. Суды среднего звена обязаны также принять к своему производству для рассмотрения по первой инстанции любое гражданское дело, если оно связано с государственной тайной, а также с обеспечением конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ст. 115 ГПК).

Получив в порядке исключения дело из нижестоящего суда, областной или приравненный к нему суд рассматривает его по существу с соблюдением всех процессуальных правил и принимает соответствующее решение. 

Суды среднего звена, будучи вышестоящими по отношению к иным судам, уполномочены осуществлять проверку законности и обоснованности решений, вынесенных этими судами.

Рассмотрение дел в кассационном порядке имеет важное значение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений, исправлять судебные и следственные ошибки, способствовать тому, чтобы такие ошибки больше не повторялись, а тем самым обеспечивает осуществление целей и задач правосудия.

Решение кассационной инстанции, вынесенное по итогам проверки уголовного или гражданского дела (кассационное определение), имеет важное значение не только для данного дела. Оно оказывает влияние на всю последующую практику районного суда, содействуя тому, чтобы ошибки, допущенные в данном случае, не повторялись по другим делам. Это оказывает положительное влияние на формирование судебной практики, способствует улучшению работы всех нижестоящих судов, а в определенной мере — и иных правоохранительных органов конкретного субъекта Федерации.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и других решений районных судов, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судебной практики в пределах края, области и т.п.

Суды этого уровня вправе также проверять законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам. Обычно в этом порядке эти суды проверяют свои "собственные" решения по гражданским делам, а также приговоры по уголовным делам нижестоящих судов.

В связи с принятием Конституции РФ 1993 г. суды среднего звена приобрели весьма ответственное полномочие по контролю за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений, в случаях, когда их действия связаны с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища (см. ч. 2 ст. 23 и ст. 25 Конституции РФ).  Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении "О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации" от 24 декабря 1993 г. № 13 разъяснил (см. п. 1):

"Рекомендовать  Верховным судам республик, краевым, областным судам, Московскому и  Санкт-Петербургскому городским  судам, судам автономной области  и автономных округов, военным  судам округов, флотов, групп войск и видов Вооруженных Сил принимать к своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Районные (городские) народные суды, военные суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов не могут отказать в рассмотрении таких материалов в случае представления их в эти суды".

На суды среднего уровня возложено также рассмотрение ходатайств прокуроров о продлении содержания под стражей, обвиняемых сверх предельных сроков такой меры пресечения. Это одна из эффективных мер судебного контроля за законным и обоснованным применением весьма острой меры государственного принуждения.

Верховный Суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа - это второе звено федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Каждый из них признается высшим судебным органом субъекта.

Российской Федерации по гражданским, уголовным, административным и иным подсудным им делам. Он - высший судебный орган как для районных и городских судов, так и для мировых судей. Верховный Суд (суд) субъекта Российской Федерации осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов.

Каждый суд второго звена состоит из президиума, судебных коллегий и аппарата суда. При верховных судах республик, краевых и областных судах могут действовать научно-консультативные советы.

В составе верховных судов (судов) всех субъектов Российской Федерации действуют следующие коллегии:

  • по уголовным делам,
  • по гражданским делам.

Верховные суды (суды) формируются в составе председателя, заместителей председателя, членов суда и народных заседателей. Председатель и его заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ и согласованному с законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Судьи также назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей того суда, в который они назначаются. Данное заключение тоже подлежит согласованию с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Народные заседатели отбираются на основе общих списков народных заседателей районных судов, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Верховный Суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он рассматривает административные дела (ст. 202 КоАП), изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Верховному Суду республики принадлежит право законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах республики.

Все суды этого звена создаются и упраздняются федеральным, законом.

Президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов.

Президиум Верховного Суда (суда) субъекта Российской Федерации является специально создаваемым органом. При наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга президиум соответствующего суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Состав президиума Верховного Суда республики утверждается законодательным (представительным) органом республики по представлению председателя этого суда.

В состав президиума Верховного Суда (суда) входят председатель суда, его заместители по должности и утвержденные соответствующим образом судьи этого суда.

Президиум обладает следующими полномочиями:

  • в пределах своей компетенции рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • утверждает по представлению председателя Верховного Суда (суда) из числа судей этого суда составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам;
  • рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;
  • заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда;
  • оказывает помощь районным (городским) судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции республики, управлениями и отделами юстиции краев, областей, городов федерального значения, автономной области или автономных округов;
  • осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда республики, помимо того, вправе рассмотреть и разрешить вопрос о внесении представления в законодательные (представительные) органы республики в порядке законодательной инициативы и о толковании законов республики.

Президиум Верховного Суда (суда) каждого субъекта Российской Федерации:

  • в надзорном порядке рассматривает дела по протестам на кассационные определения этого суда, на вступившие в законную силу приговоры, решения и определения районных (городских) судов, а по уголовным делам - также на постановления судей районных (городских) судов о назначении судебного заседания;
  • возобновляет уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении приговоров и определений районных (городских) судов;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам свои (вынесенные в надзорной инстанции по гражданским делам) постановления, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение.

Судебные коллегии верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов

Судебные коллегии Верховного Суда (суда) субъекта Российской Федерации рассматривают дела, подсудные данному суду, в следующих составах:

  • в первой инстанции гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, а уголовные дела - коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей, либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей;
  • дела по жалобам и протестам на приговоры, решения и определения районных  (городских)  судов,   принятые  ими  в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;
  • гражданские   дела   по   вновь   открывшимся обстоятельствам рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам утверждается президиумом суда из числа судей этого суда.

Судебной коллегии по уголовным делам подсудно рассмотрение в первой инстанции дел:

  • перечисленных в ст. 36 УПК (от убийства при отягчающих обстоятельствах до нападения на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК));
  • об общественно опасном деянии, совершенном невменяемым и подпадающем под признаки вышеуказанных преступлений;
  • содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
  • Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает дела:
  • связанные с государственной тайной;
  • об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации;
  • о прекращении или приостановлении деятельности межрегиональных и региональных общественных организаций;
  • об оспаривании решений и действий (бездействия) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, соответствующих комиссий референдума, должностных лиц этих комиссий (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий);
  • некоторые иные, отнесенные к их подсудности дела.

В кассационном порядке обе судебные коллегии проверяют законность и обоснованность не вступивших в силу решений, приговоров и определений, принятых в первой инстанции районными (городскими) судами.

Информация о работе Контрольная работа по "Праву"