Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:47, контрольная работа
Таким образом, по семейному положению римские граждане делились, на лиц своего права (persona sui juris) и лиц чужого права (persona alieni juris). К первым относились домовладыки, ко вторым — остальные члены семьи, так называемые подвластные. Для полной гражданской правоспособности требовалось, чтобы лицо занимало в семье независимое, самостоятельное положение, т.е. ею обладали только домовладыки. Их сыновья независимо от возраста, семейного и общественного положения при жизни отца или деда всегда были подвластными с весьма ограниченной гражданской правоспособностью.
В случае смерти подвластного пекулий не переходит по наследству, а просто возвращается в непосредственное обладание отца. В случае смерти домовладыки пекулий переходит к его наследникам наряду со всем остальным имуществом. Если подвластный сын освобождается от отцовской власти, и отец при этом не потребовал пекулий, то последний считается подаренным сыну.
Между тем имущественный патриархат постепенно ограничивается. Ослабление и дифференциация власти отца — результат изменения производственных отношений, разложения патриархальной семьи, индивидуализации частной собственности, развития торговли. Эти факторы обусловили необходимость некоторой имущественной независимости взрослых членов семьи.
Появляется институт эмансипации, его следует рассматривать в совокупности с нормами, которые регулировали отношения между отцом и детьми. В римском гражданском праве дети всегда находятся под власть отца, in patria potestate, и для таких отношений было безразлично, состоял ли отец в браке cum manu (брак, устанавливающий власть, мужа над женой) или sine manu (брак, не порождающий власти мужа над женой и первоначально не устанавливающий вообще юридической связи меду мужем и женой).
Отцовская
власть, первоначально безграничная,
постепенно, однако, смягчалась. Основной
причиной этого являлось распадение
прежней крестьянской семьи (в связи
с развитием рабовладельческих
хозяйств), развитие в городах ремесел:
сыновья все в больших размерах
ведут самостоятельное
Одновременно с последовательным ограничением власти мужа над женой, с одной стороны, и параллельно с расширением круга юридических последствий из сделок рабов, с другой стороны, осуществлялся и процесс постепенного признания имущественной право - и дееспособности подвластных детей. Претор стал предоставлять против патерфамилиас такие же actiones adiecticiae gualitatis (иск "добавленного свойства") из сделок подвластных, какие он предоставлял на основании сделок рабов. Но сами подвластные, после того как они становились personae sui iuris, стали признаваться ответственными по этим сделкам не iure naturali, как рабы, а iure civili.
4. Брак
Семья образуется посредством брака. Юристы того времени, определяли брак, как "союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права". Это идеалистическая трактовка брака не соответствовала реальному положению вещей: даже в классический период женщина была далеко не равноправным товарищем мужа. Она всегда находилась в зависимости от отца, мужа, брата, опекуна. При этом речь идет не о традиционно нравственной или фактической зависимости, а о правовом неравенстве. Римляне этого и не скрывали. По мнению ученых, в этом общем понимании отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований "человеческого права" брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, как проявление требований "божественного права" брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву.
Условия вступления в брак:
а) свободное волеизъявление жениха и невесты. В раннереспубликанский период такое согласие могли дать домовладыки жениха и невесты. Однако, если по какой-либо причине они такого согласия не давали, то брачующиеся могли добиться разрешения на вступление в брак через магистрат;
б) достижение брачного возраста — 14 лет для мужчин, 12 лет для женщин;
в) наличие права вступать в брак (jus conubii). Это необходимый элемент гражданской правоспособности, без которого в брак вступить было невозможно. Этим правом были наделены только римские граждане. Поэтому до 212 г. в законный римский брак могли вступать только обладатели юс конубии. После 212 г. это ограничение отпало;
г) несостояние в другом нерасторгнутом браке. Строгий моногамный характер римской семьи не допускал многоженства. Никаких препятствий для вступления во второй брак после прекращения первого римское право не содержало. Однако требовалось вдове соблюсти траурный год, т.е. промежуток после смерти мужа в 10 месяцев. Целью этого ограничения было, с одной стороны, проявление определенного уважения (пиетета) к памяти покойного, а с другой — устранение могущего возникнуть сомнения в определении отцовства, родившегося в этот период ребенка;
д) отсутствие близкого родства. Родство по прямой линии во всех случаях было препятствием для вступления в брак. По боковой линии в древнейшее время браки между родственниками до шестой степени включительно не допускались. В республиканский и императорский периоды эти ограничения были смягчены. Кроме того, не допускались браки между опекуном и подопечной, между замужней женщиной, допустившей прелюбодеяние, и ее сообщником.
Не допускалось вступление в брак лиц, состоящих в близком свойстве, которым признавалось отношение между одним из супругов и родственниками другого супруга. Например, младший брат не мог брать в жены вдову умершего старшего брата.
Заключение брака:
Заключение брака с мужней властью сводилось к установлению manus (руки) над женой. При этом браке власть могла быть установлена одним из трех способов:
а) совершения определенных религиозных обрядов;
б) манципации;
в) приобретательной давности.
С возникновением и утверждением брака без мужней власти эти формы постепенно утратили свое назначение. Вместо них все чаще применяется простое соглашение врачующихся с последующим торжественным вводом жены в дом мужа. Естественно, соглашение брачующихся о вступлении в брак происходило в присутствии близких родственников и в торжественной обстановке.
Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся (несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо ) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus).
Собственно заключение брака распадается на два раздельных в своем правовом значении события: обручение и собственно брачная церемония. Обручение обыкновенно предшествует браку. В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение теряла право на возвращение сделанных ею подарков.
Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias.
Виды брака:
Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало matrimonium iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат — дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patria potestas. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.
Законный римский брак matrimonium justum, который заключался в строгом соответствии с нормами цивильного права, допускался только между римскими гражданами, имевшими jus conubii. Браки между римским гражданином (гражданкой), с одной стороны, и перегрином (латином, вольноотпущенником, колоном), с другой, категорически запрещались. Некоторые сословные ограничения ко вступлению в брак сохранились даже после того, как все свободные Римской империи были объявлены гражданами. Так, лица сенаторского звания не могли вступать в брак с вольноотпущенницами, провинциальный магистрат не мог брать в жены гражданку данной провинции, имелись и некоторые другие ограничения.
Перегрины вступали в брак между собой в соответствии с нормами права народов, т.е. своего национального права. Латины, вольноотпущенники и колоны заключали браки между собой в соответствии со своим правовым статусом. Однако такие браки правовых последствий римского законного брака не порождали. Ребенок, рожденный в подобном браке, не приобретал статуса римского гражданина.
Фактические брачные отношения людей, которые не могли вступить в законный римский брак (разное гражданство или сословие), получили название конкубинат. Имелось в виду устойчивое сожительство мужчины и женщины с намерением создать семью, а не кратковременная случайная связь, которая строго преследовалась со времен Августа (ряд суровых законов, направленных на упрочение нравственных устоев семьи, преследование прелюбодейства, особенно со стороны женщины).
Конкубинат практически не порождал никаких правовых последствий. Дети, рожденные в конкубинате, не приобретали имени и статуса отца, не имели права на его алиментирование, не могли стать наследниками после его смерти, не получали статуса брачных детей, на них не распространялась отцовская власть. Женщина в таких отношениях не принимает имени мужчины, не разделяет его общественного положения и социального состояния и т.д.
В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке.
Законный римский брак в республиканский период назывался браком с мужней властью — cum manu. При этом браке жена попадала в полную личную и имущественную зависимость мужа или его домовладыки, если муж сам находился под отцовской властью. Она занимала положение дочери родителей своего мужа, окончательно лишаясь агнатских родственных связей со своими родителями, братьями, сестрами и другими близкими родственниками. Власть мужа при этом браке практически не ограничивалась.
Со временем,
однако, власть мужа ослабевает. Связано
это с развитием
Создавая
различный строй отношений
Основные начала брака sine manu оказали негативное воздействие на жизнь римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены.
Правовые отношения супругов при браке cum manu:
В браке cum manu (с мужней властью) жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинена власти мужа, которая в принципе не отличается от patria potestas отца над своими детьми. Муж может истребовать покинувшую дом жену при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу, вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения ее жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, становились в момент заключения брака достоянием мужа. Все, чем она будет обладать за время брака, принадлежит мужу. Столь бесправное положение жены смягчалось римскими обычаями и традициями в области семейных отношений. Например, обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу.
Полное бесправие жены в какой-то мере смягчалось лишь одним — она могла быть наследницей после смерти мужа наравне с детьми и, кроме того, разделяла общественное положение мужа: почет, оказываемый ему, распространялся и на нее.
Правовые отношения супругов при браке sine manu:
Брак sine manu (без мужней власти) совершенно по-новому строил личные и имущественные отношения супругов между собой. Мужней власти над женой как таковой уже не было. Жена сохраняла правовой статус, который имела до вступления в брак. Власть мужа на нее также не распространялась — она была независимой от него. Муж уже не имел права на ее жизнь и свободу, не мог продать ее в кабалу и чинить другой произвол. Если жена почему-либо уходила от мужа, он не мог истребовать ее, как раньше, обратно. Не имел он никакой дисциплинарной власти над женой. В сфере некоторых внутрисемейных отношений главенство мужа сохранялось (например, вопросы выбора места жительства семьи, способов и методов воспитания детей и т.п.).