Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 10:14, контрольная работа
В соответствии с п. 1 ст. 10 СК брак должен заключаться в органах загса. Данная форма заключения брака (то есть гражданская форма брака) вытекает из содержания п. 2 ст. 1 СК, устанавливающего, что в РФ признается брак, заключенный только в органах загса. Отсюда следует, что брак, заключенный на территории РФ любым иным способом и в другом учреждении, помимо органа загса, не признается и не порождает никаких правовых последствий.
1. В чем заключается юридическое значение государственной регистрации брака?
2. Раскройте общие принципы, содержание и меры гос. защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенные СК и иным федеральным законом.
3. Решите задачу №1-3.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент Научно-Технологической политики и образования
Федеральное государственное образовательное
Учреждение Высшего профессионального образования
«Красноярский Государственный Аграрный Университет»
Международный Институт судебных экспертиз и права
Контрольная работа
по дисциплине: «Семейное право РФ»
Вариант №2
Выполнила: студентка 53 группы
Проверил: Трофимова С.А.
Красноярск, 2011
План работы:
1. В чем заключается юридическое значение государственной регистрации брака?
2. Раскройте общие принципы, содержание и меры гос. защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенные СК и иным федеральным законом.
3. Решите задачу №1-3.
1.Юридическое значение государственной регистрации брака
В соответствии с п. 1 ст. 10 СК брак должен заключаться в органах загса. Данная форма заключения брака (то есть гражданская форма брака) вытекает из содержания п. 2 ст. 1 СК, устанавливающего, что в РФ признается брак, заключенный только в органах загса. Отсюда следует, что брак, заключенный на территории РФ любым иным способом и в другом учреждении, помимо органа загса, не признается и не порождает никаких правовых последствий. Таким образом, брак, совершенный по религиозным обрядам (например, венчание в церкви) или по национальным обычаям, не является браком с юридической точки зрения, а значит, и не порождает прав и обязанностей супругов. Гражданская (то есть светская) форма брака, заключаемого посредством его регистрации в государственных органах, была введена в России согласно Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния". Этим же декретом отменялась церковная форма брака и ее признавали впредь частным делом брачующихся. Исключение декретом и другими нормативными актами делалось только для религиозных браков, совершенных до образования или восстановления государственных органов записи актов гражданского состояния. Эти браки приравнивались к зарегистрированным и не нуждались в последующей регистрации в органах загса. СК делает единственное исключение (п. 7 ст. 169) для браков граждан РФ, совершенных по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны довосстановления на этих территориях государственных органов загса, — признает их действительными и имеющими правовую силу. Такие браки не нуждались в последующей государственной регистрации в органах загса.
Следует заметить, что в настоящее время, несмотря на распространенность в РФ фактов оформления в церкви брака лицами, вступающими в брак, такой брак будет иметь юридическую силу только при его государственной регистрации в органах загса.
Права и обязанности супругов не могут возникнуть из фактических брачных отношений мужчины и женщины без гocyдарственной регистрации заключения брака, сколь бы длительными ни были эти отношения.
Согласно ст. 25 Закона об актах гражданского состояния государственная регистрация заключения брака производится в любом органе загса на территории РФ по выбору лиц, вступающих в брак, и состоит в том, что орган загса составляет запись акта о заключении брака между конкретными лицами и выдает им свидетельство о заключении брака. С момента государственной регистрации заключения брака в органах загса, как установлено п. 2 ст. 10 СК, возникают взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов.
Подтверждением данного юридического факта является составляемая органом загса запись акта о заключении брака и выдаваемое органом загса свидетельство о заключении брака. В записи акта о заключении брака и в свидетельстве о заключении брака содержатся следующие сведения о лицах, вступающих в брак:
- фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рождения, возраст, гражданство, национальность (вносится по желанию лиц, заключивших брак), место жительства каждого из лиц, заключивших брак;
- сведения о документе, подтверждающем прекращение предыдущего брака (если лицо (лица), заключившие брак, состояли ранее в браке);
- реквизиты документов, удостоверяющих личности заключивших брак;
- дата заключения брака, дата составления и номер записи акта о заключении брака, место государственной регистрации заключения брака (наименование органа загса);
- серия и номер выданного свидетельства о браке, дата выдачи свидетельства о браке. Со вступлением в брак мужчина и женщина становятся субъектами отношений, урегулированных нормами как семейного права, так и других отраслей права (гражданского права, права социального обеспечения и др.). Этим отношениям придается устойчивость и определенность и, что весьма важно, — обеспечивается правовой статус будущих детей супругов. Таким образом, только зарегистрированный в установленном законом порядке брак порождает соответствующие правовые последствия. Как отмечается, в теории семейного права, именно в этом заключается конститутивное значение государственной регистрации заключения брака.
В некоторых случаях с заключением брака закон непосредственно связывает предоставление гражданам определенных льгот и преимуществ. Например, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в течение трех месяцев с момента заключения первого брака выплачивается беспроцентная ссуда на срок до трех лет в размере до двенадцати окладов их денежного содержания.
Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Посредством государственной регистрации заключения брака представляющие государство органы загса выполняют следующие основные задачи:
- контролируют соблюдение установленных законом порядка и условий вступления в брак;
- официально оформляют возникновение брачных отношений между мужчиной и женщиной, удовлетворяя их личные интересы и потребности в создании семьи;
- получают сведения о брачном статусе граждан и ведут учет каждого факта заключения брака, что используется при ведении статистической отчетности в РФ и выработке основных направлений государственной семейной и демографической политики;
- приобретают возможность осуществлять в будущем контроль за законностью возможных случаев расторжения брака.
Что касается браков между гражданами РФ, проживающими за пределами территории России, то в соответствии со ст. 157 СК они заключаются в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях РФ, которым законом предоставлены соответствующие полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Кроме того, ст. 158 СК установлено, что за пределами РФ браки между гражданами РФ могут быть заключены не только в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях РФ, но и в компетентных органах иностранных государств с соблюдением законодательства страны места их заключения, в том числе и по церковному обряду. Такие браки признаются действительными в РФ, если к их признанию нет препятствий, непосредственно предусмотренных ст. 14 СК.
Непосредственно сам порядок заключения брака регламентируется ст. 11 СК, согласно которой заключение брака производится только в личном присутствии лиц, вступающих в брак. Это означает, что государственная регистрация заключения брака через представителя в РФ не разрешается. Причем присутствие лиц, вступающих в брак, является обязательным, независимо от места заключения брака. Наличие уважительных причин, препятствующих явке в орган загса обоих или одного из будущих супругов, является основанием для сокращения или увеличения установленного законом срока государственной регистрации заключения брака, но не может служить основанием для их (его) отсутствия в момент заключения брака.
2. Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Государственно-правовая охрана детства - один из важнейших принципов социальной политики, непосредственно закрепленных в ст.7, 38, 39 Конституции РФ . Впервые в Основном законе нашего государства воспитание детей рассматривается в качестве самостоятельного правового основания для социального обеспечения детей (ст.39) в виде предоставления им пенсий, пособий, компенсаций, социального обслуживания, бесплатного содержания и воспитания в детских интернатных учреждениях.
В целях решения наиболее острых проблем детства Указом Президента РФ от 18 августа 1994 г. № 1696 была утверждена Президентская программа "Дети России". В нее включены Федеральные целевые программы: "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Дети Чернобыля" и другие. В рамках программы "Дети-сироты" предусмотрен комплекс мер для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современном обществе, безболезненной адаптации к современной среде жизнедеятельности.
С 1 марта 1996 г. вступил в силу действующий ныне Семейный кодекс РФ . С его принятием регулирование семейных отношений, прав и обязанностей детей приведено в соответствие с Конституцией РФ, другими федеральными законами, и, прежде всего, с новым Гражданским кодексом. Семейный кодекс обогащен положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международных правовых актов, ратифицированных Россией. В Кодексе указано, что основные задачи семейного законодательства исходят из приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семей (п.3, ст.1). В кодексе есть специальная глава 11 "Права несовершеннолетних детей" (ст.54-60), где ребенок впервые признается самостоятельным субъектом семейных правоотношений. Каждому ребенку предоставлено право выражать свое личное мнение по вопросам, касающимся его интересов, и обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в судебные органы. Впервые в Семейный кодекс введен специальный раздел 6 "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей". В целях расширения возможностей семейного воспитания кодекс предусматривает новый правовой институт "приемной семьи" (ст.151-155). Что касается правовых норм об опеке и попечительстве, то в них закреплены положения, выработанные практикой судебных и прокурорских органов, а также органов опеки и попечительства, органов ЗАГСа.
Судебный порядок установления усыновления вызвал к жизни специальную главу 29 «Усыновления (удочерения) ребенка» Гражданско-процессуального кодекса РФ. С учетом новых правил государственной регистрации усыновления (удочерения) изложена гл.5 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ.
В ст.15 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка" от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ указано, что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.
В 1998 г. были приняты федеральные законы, внесшие дополнения и изменения: в ст.37 Жилищного кодекса РСФСР в редакции от 28 марта 1998 г. № 45-ФЗ, в ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. от 28 марта 1998 г. № 50-ФЗ) и другие федеральные законы, касающиеся социальных прав детей-сирот.
Центральное место в защите интересов детей-сирот занял Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с последующими изменениями и дополнениями . В соответствии с данным законом детьми-сиротами считаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих или единственного родителя в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся также и лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения обоих или единственного родителя и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии конституционного права на образование, прав на имущество и жилое помещение, права на труд.
В учреждении интернатного типа специалисты по социальной работе осуществляют связь с социальными службами и службами занятости, оказывают помощь администрации школы в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации.
Информация о работе Контрольная работа по «Семейное право РФ»