Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 10:14, контрольная работа
В соответствии с п. 1 ст. 10 СК брак должен заключаться в органах загса. Данная форма заключения брака (то есть гражданская форма брака) вытекает из содержания п. 2 ст. 1 СК, устанавливающего, что в РФ признается брак, заключенный только в органах загса. Отсюда следует, что брак, заключенный на территории РФ любым иным способом и в другом учреждении, помимо органа загса, не признается и не порождает никаких правовых последствий.
1. В чем заключается юридическое значение государственной регистрации брака?
2. Раскройте общие принципы, содержание и меры гос. защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенные СК и иным федеральным законом.
3. Решите задачу №1-3.
Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» основной формой устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов является опека и попечительство.
Опека - это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)». Под опекой также понимают лица или учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством.
Попечительство - понятие близкое по своему значению к опеке. Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних, то есть под попечение, по сравнению с опекой, попадает большая категория детей.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.
Направление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в специальную (коррекционную) школу-интернат осуществляется на основании постановления администрации района. В число сопроводительных документов включают:
1. Постановление администрации района о направлении ребенка в образовательное учреждение и сохранении его права на жилплощадь;
2. Соответствующие документы о матери и отце;
3. Свидетельство о рождении;
4. Личное дело учащегося;
5. Акт обследования жилого помещения и наличие имущества, принадлежащего учащемуся;
6. Справку о наличии и местожительстве братьев, сестер и других близких родственников;
7. Заключение медико-педагогической комиссии;
8. Медицинскую карту, сведения о профилактических прививках, анализы;
9. Решение суда с исполнительным листом о взимании алиментов;
10. Пенсионную и сберегательную книжки;
11. Справку о составе семьи.
Также в данном параграфе нашей курсовой работы необходимо исследовать нормативно-правовую базу технологий семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так форма семейного устройства детей-сирот является приоритетной для специалиста по социальной работе в направлении социально-правовой защиты этих детей.
Во исполнение федерального законодательства принят ряд целый ряд подзаконных актов, таких как Постановление Правительства РФ «О приемной семье», Постановление Правительства РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием», Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью», Постановление Правительства РФ «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением».
Многие регионы развивают, на основе федерального законодательства, свою нормативно-правовую базу организации семейного устройства. В частности, в соответствии с нормой п. 1 ст. 123 Семейного кодекса РФ, предоставлявшей субъектам РФ право предусматривать, помимо усыновления (удочерения), опеки (попечительства) и приемной семьи, иные формы устройства (эта норма утратила силу с 1 сентября 2008 года), во многих регионах были приняты законы о патронате (патронатном воспитании) как отдельной форме устройства. В субъектах РФ действуют также нормативные акты, регулирующие вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства. Многие регионы определяют на своем уровне различные меры поддержки приемных семей. Вместе с тем, в настоящее время нормативно-правовая база деятельности по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей находится в процессе активного реформирования.
С 1 января 2008 года, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», полномочия по опеке и попечительству, включая полномочия по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей и их устройству, переданы с муниципального уровня на уровень субъектов РФ. В соответствии со статьями 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов с 1 января 2008 г. наделяются правом на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству. В целях оказания органам исполнительной власти субъектов РФ методической помощи Минобрнауки РФ направило 25 июня 2007 года Рекомендации по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте РФ. Это дало им выстраивать региональную систему организации семейного устройства. Ряд субъектов РФ сохранили данные полномочия за региональными государственными органами, остальные - делегировали их, в соответствии с законодательством, муниципальным образованиям. Соответствующие изменения были внесены в законодательство субъектов РФ.
Затем, в апреле 2008 года был впервые принят федеральный закон «Об опеке и попечительстве», который вступит в силу c 1 сентября 2008 года. В связи с его принятием с 1 сентября вступают в силу также изменения в Гражданский кодекс РФ, Семейный Кодекс РФ и ряд других законодательных актов. Закон «Об опеке и попечительстве» отсылает к значительному количеству норм, которые до его вступления в силу должны быть закреплены на уровне Правительства РФ. Эти изменения в значительной степени меняют всю нормативно-правовую базу деятельности по семейному устройству. Более того, еще ряд поправок в семейное законодательство находится в стадии обсуждения. Регионам вновь предстоит работа по приведению своих нормативных актов в соответствие с нормами федерального законодательства.
Таким образом, новая нормативно-правовая основа деятельности по семейному устройству, отвечающая современной ситуации, еще только складывается. В данном материале мы остановимся на ключевых изменениях, которые вступили в силу в 2008 году и закрепили те формы и технологии деятельности, которые, как показала практика, необходимо реализовывать для эффективной организации семейного устройства:
· Федеральное законодательство в отношении технологий семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
· Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об опеке и попечительстве» внесли ряд корректив в нормативную основу организации деятельности по семейному устройству, которые вступили в силу с 1 сентября 2008 г.
Проблемы обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей носят комплексный характер и должны решаться взаимосвязано всеми заинтересованными структурами. Особую роль в этой системе имеет социальный работник. Целями социальной работы по поддержке и развитию семейной формы жизнеустройства детей-сирот являются:
* Создание и развитие семейной формы жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей
* Создание условий для нормального развития детей-сирот, детей без определенного социального статуса, детей, оставшихся без попечения родителей Основными направлениями деятельности по достижению поставленных целей могут и должны быть:
* Оказание практической помощи лицам, желающим и имеющим возможность принять в семью осиротевшего ребенка;
* Адаптация и внедрение российского и зарубежного опыта семейных форм жизнеустройства;
* Формирование групп приемных семей для участия в обучающих семинарах по вопросам социально-медицинской, психолого-педагогической реабилитации и адаптации;
* Оказание информационно-методической помощи приемной семье;
* Консультирование приемных, социально-неблагополучных семей и семей Проведение всесторонней реабилитации и адаптации детей в приемных семьях;
* Проведение тренингов по социальной реабилитации биологических родителей из социально-неблагополучных семей и семей группы риска;
* Социальный патронаж приемных семей и семей группы риска;
* Формирование положительного общественного мнения об опыте семейного жизнеустройства детей-сирот.
Задача №1
В результате гибели родителей в автокатастрофе 12-летний Борис Родионов остался сиротой. Желание взять Бориса на воспитание в свою семью изъявил его дядя (родной брат отца), проживающий в другом городе и находившийся в длительной командировке за границей. Телеграммой К.Л. Родионов сообщил о своем намерении в орган опеки и попечительства, попросив отложить решение данного вопроса до его возвращения из командировки через три месяца. В течение четырех месяцев после смерти родителей ребенок проживал в семье соседей (с их согласия), ожидая прибытия дяди. Затем выяснилось, что срок командировки Родионова продлен еще на два месяца, о чем он проинформировал орган опеки и попечительства, сообщив при этом, что его решение в отношении племянника остается прежним. Однако орган опеки и попечительства расценил данное обращение К.Л. Родионова как стремление уклонится от воспитания Бориса и устроил мальчика в учреждение для детей-сирот, решив вернутся к рассмотрению обращения Родионова через год.
По возвращении из командировки К.Л Родионов обжаловал решение органа опеки и попечительства в судебном порядке.
Имеются ли основания для удовлетворения жалобы Родионова? Какой принцип семейного права не был соблюден органом опеки и попечительства?
Решение:
Ст.122 п.1 Семейного кодекса РФ гласит: Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.
П.3 этой же статьи: Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
В нашем случае у органа опеки и попечительства была возможность передать ребенка на воспитания в семью, Родионов сообщал о своих намерениях. Таким образом у суда есть все основания чтобы удовлетворить жалобу Родионова. В данном случае не был соблюден принцип приоритета семейного воспитания детей.
Задача №2
В результате внебрачных половых связей 16-летняя Р.Н. Денисова родила мальчика и через три недели подала заявление о регистрации рождения ребенка в орган ЗАГСа. Со ссылкой на то, что Денисова не достигла 18-летнего возраста, работник органа ЗАГСа потребовал от нее предоставить письменное согласие ее родителей на регистрацию рождения ребенка и обязательство оказывать материальную помощь в воспитании ребенка. Родители такие обязательства дать отказались, сославшись на свое плохое материальное положение а непредсказуемость действий дочери, родившей ребенка вне брака и вопреки их желанию.
Оцените правомерность требования работника ЗАГСа. Предусмотрены ли законом особенности установления происхождения ребенка, если его родители (один из них) являются несовершеннолетними? Как будет установлено отцовство в отношении ребенка Денисовой?
Решение:
Требования органов опеки и попечительства являются неправомерными, так как данная ситуация четко прописана в Семейном Кодексе РФ, а именно в статье 62 части 2, которая гласит, что несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. Гражданке Денисовой на момент рождения ребенка уже исполнилось 16, следовательно орган опеки и попечительства не имел прав требовать от нее письменное согласие родителей.
Что касается происхождения ребенка и установления отцовства, об этом говорится в той же 62 статье, в ее 3 части: «Несовершеннолетние родители имеют права признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях, а также имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке».
Задача №3
В орган ЗАГСа обратилась Е.Л. Копылова с заявлением о расторжении брака с А.И. Копыловым, осужденным за уголовные преступления к четырем годам лишения свободы. Копылов из мест лишения свободы прислал в орган ЗАГСа заявление, в котором просил не оформлять расторжение брака, так как он желает одновременно с разводом разделить совместное имущество.
Подлежит ли удовлетворению заявление Копыловой в органе ЗАГСа о расторжении брака.
Решение:
Заявление Копыловой о расторжении брака подлежит удовлетворению, исходя из содержания ст.20 Семейного кодекса РФ: «Споры о разделе общего имущества супругов, выплате средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга, а также споры о детях, возникающие между супругами, один из которых признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет, рассматриваются в судебном порядке независимо от расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния».
Информация о работе Контрольная работа по «Семейное право РФ»