Контрольная работа по "Семейное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 20:25, контрольная работа

Описание работы

1. Акты гражданского состояния.
2. Приемная семья.

Файлы: 1 файл

контр семейное.docx

— 49.34 Кб (Скачать файл)

Приемными родителями на практике чаще всего выступают  супруги, имеющие своих детей. Поэтому  приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить  свои взаимоотношения как со взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни.

 

В приемную семью можно  передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу  дети, которые в приемной семье  становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять  заботу друг о друге и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у ребенка, воспитывающегося в родной семье, но не имеющего братьев или сестер. Такие качества очень важны в  жизни ребенка. И для каждого  человека, особенно для несовершеннолетнего, важно иметь свой дом, где его  любят и всегда ждут. Каждый ребенок  хочет жить в таких условиях, в  которых живет большинство его  сверстников.

Свой дом и нормальные условия жизни для ребенка  могут создать приемные родители. В приемной семье ребенок получает обычное семейное воспитание и содержание. Ребенок проживает в такой семье, как правило, до совершеннолетия. Приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи, что важно и для некоторых взрослых граждан, прежде всего для тех, кто видит в воспитании детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей. Для некоторых граждан воспитание чужих детей может стать профессией, основной работой и заботой. Ведь граждане, взявшие в семью приемных детей, получают за свой труд заработную плату, которая может быть единственным источником их существования.

Цель приемной семьи - создание таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно  дольше в отношениях с приемными  родителями, не менял этих родителей  и тем самым имел надежду, что  существующие связи сохранятся в  будущем, по достижении им совершеннолетия. Поскольку отношения между приемными  родителями и приемными детьми строятся на основании договора, истечение  срока действия договора либо достижение ребенком совершеннолетия прекращают действие договора. Однако прекращение  правовых отношений между приемными  родителями и приемным ребенком не означает, что прекращаются фактические  связи между ними. Практика показывает, что эти связи сохраняются. Совершеннолетние дети остаются проживать с приемными  родителями, хотя никакой правовой поддержки ни такие дети, ни приемные родители не получают, что представляется неправильным.

В п. 35 Типового положения  об образовательных учреждениях  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что администрация учреждения имеет  право в исключительных случаях  разрешить временно (до одного года) бесплатное проживание и питание  в учреждении своим воспитанникам  до их трудоустройства или дальнейшего  обучения. Приемным же родителям даже такого права не дано. Однако они продолжают делить со своими воспитанниками и хлеб, и кров. Между ними практически складываются родственные отношения, и препятствовать этому было бы неправильно. Поэтому следует узаконить эти отношения, предусмотреть права и обязанности уже взрослых приемных детей и престарелых приемных родителей. Необходимо было бы предусмотреть при определенных условиях обязанность бывших приемных детей содержать нетрудоспособных и нуждающихся приемных родителей, если бывший воспитанник в состоянии оказывать материальную помощь. Воспитание оставшихся без попечения родителей детей в приемной семье имеет большое значение. В такой семье воспитывается полноценная личность, подготовленная к выполнению различных социальных ролей. В приемной семье ребенок, как правило, вырастает трудолюбивым, умеющим обслуживать себя и помогать другим, т.е. полноценным гражданином. При этом содержание такого ребенка обходится гораздо дешевле, чем содержание детей в государственных детских учреждениях. Ведь приемные родители выполняют функции многочисленного обслуживающего персонала таких учреждений. Увеличение приемных семей в какой-то мере способствует решению такой социальной проблемы, как безработица. К сожалению, приемные семьи не получили широкого распространения.

Недостаточное использование  приемной семьи на практике в немалой  степени связано с недостаточной  государственной поддержкой этого  социального института. Государственная  поддержка приемной семьи должна выражаться, прежде всего, в предоставлении материальной помощи лицам, взявшим  на себя заботу о ребенке. Однако, например, размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье, зависят от числа взятых на воспитание детей, что устанавливается законом субъекта РФ (п. 32 Положения о приемной семье 3), на территории которого создана приемная семья. Это тормозит создание и развитие приемных семей, так как не каждый регион России может гарантировать сегодня своевременное и достаточное финансирование приемной семьи. Думается, что должно быть федеральное финансирование таких семей. Целесообразно установить гарантированный минимум оплаты труда приемных родителей, для чего следовало бы внести изменения в п. 2 ст. 152 СК РФ, изложив его в следующей реакции: «Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются в порядке и размере, определенных Правительством РФ. Субъекты РФ вправе устанавливать дополнительный размер оплаты труда приемных родителей и дополнительные льготы приемным семьям за счет средств бюджетов субъектов РФ».

В полном соответствии с нормами международного права  в ст. 1 СК РФ провозглашен в качестве одного из основополагающих принципов  российского семейного законодательства приоритет семейного воспитания детей. Этот принцип отражен в  ст. 123 СК РФ, согласно которой только при отсутствии возможности устройства на воспитание в семью допускается  устройство детей в воспитательные учреждения (в том числе в детский  дом семейного типа), предназначенные  зля детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Отношения по устройству детей на воспитание в семью являются особыми семейно-правовыми отношениями, в которых очень сильны публичные  начала. Именно в их регулировании  в наименьшей степени могут и  должны применяться методы частного права. Субъектами отношений по устройству детей на воспитание в приемную семью  выступают органы опеки и попечительства, приемные родители и приемные дети. Приемные дети не являются стороной договора. Но вместе с тем все действия по заключению договора о передаче ребенка  в приемную семью совершаются  в пользу устраиваемых на воспитание детей. Договор о приемной семье  представляет собой разновидность  договора в пользу третьего лица. Представляется, что договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью нельзя отнести ни к одному из известных видов договоров в гражданском праве. Однако в научной литературе и в некоторых актах органов государственной власти 5 отношения, складывающиеся из договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, квалифицируются как гражданско-правовые отношения по оказанию услуг. Вместе с тем возмездность выполнения приемными родителями своих обязанностей, а также обязательственный характер правоотношений не могут стать основанием для отождествления этих отношений с гражданско-правовыми.  Заключение договора о передаче ребенка в приемную семью предполагает удовлетворение публичных интересов посредством действий частных лиц. Договор возмездного оказания услуг заключается между субъектами гражданского права в основном с целью удовлетворения частных интересов частных лиц. Представляется, что положительное действие передачи ребенка на воспитание в приемную семью предполагает, что лица, являющиеся приемными родителями, поступаются своими частными интересами в пользу интересов публичных. И при этом они руководствуются не желанием извлечь из этого занятия какой-то доход. Мотив таких действий лежит, как правило, за пределами сферы правового регулирования и заключается в душевной доброте, сочувствии, которые перевешивают на чаше весов личное благополучие лиц, берущих на себя заботу о чужих детях, нуждающихся в помощи. Напротив, желание извлечь прибыль при создании приемной семьи противоречит характеру этих отношений, равно как и семейно-правовым отношениям вообще. Обнаружение такого мотива в действиях потенциальных приемных родителей должно стать основанием к отказу в создании приемной семьи. Путем заключения договора о приемной семье происходит удовлетворение интересов детей - интересов, которые в данном случае являются и публичным интересом государства и общества.

 

Государство перекладывает  с себя обязанность заботиться о  детях, оставшихся без попечения  родителей, на плечи частных лиц. Возмездность выполнения обязанностей приемных родителей по договору может быть отчасти объяснена именно этим. Оплата государством производится за выполнение функции государства по заботе о детях, оставшихся без попечения родителей, и их воспитанию. Характер действий приемных родителей никак не согласуется с представлением об объектах гражданского права (ст. 128 ГК РФ), где услуга (действия или деятельность) имеет, прежде всего, экономическую форму товара. Публичный характер отношений по созданию приемной семьи, а также возникновение обязательств в пользу третьих лиц - детей - требуют должного отражения этих особенностей в действующем законодательстве. В частности, это касается порядка заключения договора о передаче ребенка на воспитание в семью. Следует законодательно установить категорию понуждения к заключению такого договора со стороны приемных родителей, если органы опеки и попечительства при отсутствии на то законных оснований уклоняются от его заключения. Необходимо также закрепить в законе правило о возможности рассмотрения в суде преддоговорных споров по заключению договора о передаче ребенка в приемную семью, если стороны не могут согласовать условия такой передачи, по аналогии с правилом ст. 446 ГК РФ. Суд, рассматривая этот преддоговорный спор, должен руководствоваться интересами ребенка (детей). Именно суд сможет наиболее объективно установить баланс необходимого и возможного для достойного содержания и воспитания детей.

Определяя природу  договора о передаче ребенка на воспитание в семью, нельзя не обратить внимание на попытки отождествления действий, выполняемых приемными родителями, с выполнением трудовых обязанностей. Использование в актах Минобразования России термина «оплата труда» не позволяет распространять на отношения между приемными родителями и органами опеки и попечительства правила трудового законодательства, так как правовая природа этих отношений различна. Однако в упомянутых ведомственных актах употребляется при этом термин «трудовые отношения». Такая, казалось бы, невнимательность и терпимость к смешению понятий в ведомственных актах служит формальным основанием для смешения на практике отношений, складывающихся при передаче на воспитание детей в семьи. Например, родители-воспитатели в патронатной семье оформляются как штатные работники воспитательного детского учреждения и получают за это заработную плату.

Если определить природу  отношений между органами опеки  и попечительства и приемными  родителями как трудовые, то следует  признать верным распространение на них действия трудового законодательства, в частности правил об отпусках, режиме рабочего времени и т.п. представляется, что подобное «вторжение» в сферу  трудового законодательства не соответствует  целям создания и существования  института приемной семьи.

Как в любой обычной  семье не существует отпусков и времени  отдыха от исполнения обязанностей родителей, так и для приемной семьи вряд ли это будет приемлемо. Принятие на себя обязанностей приемных родителей  не является безусловным основанием для отказа от выполнения своих прежних  или новых обязанностей по трудовому  договору по месту работы. Если считать, что действия приемных родителей  являются трудовой функцией, то приемному  родителю следует определиться, какое  из этих двух занятий будет для  него основным местом работы, а какая  работа станет работой по совместительству. Например, если считать, что обязанности  приемных родителей - это основное место  работы, то получается, что работа по другому трудовому договору должна стать работой по совместительству со всеми вытекающими из этого  последствиями.

Думается, что такой  подход можно рассматривать как  ограничение правоспособности приемного  родителя, что может стать дополнительным препятствием для создания приемной семьи. Нельзя не учитывать и тот  факт, что наличие нескольких детей  поставит приемных родителей или  одного из них в такую ситуацию, когда они вынуждены будут отказаться от исполнения трудовых функций, что полностью согласуется с нормальной семейной жизнью, когда женщина-мать, имеющая нескольких детей, вынуждена не работать, чтобы надлежащим образом исполнять свои родительские обязанности. Выплата приемному родителю заработной платы за его труд по воспитанию приемных детей в некоторой степени компенсирует потери от прекращения им своей трудовой функции. Кроме того, исполнение своих прежних трудовых обязанностей не ставится в законодательстве в зависимость от принятия на воспитание детей в семью на других основаниях: усыновление (удочерение), опека и попечительство. Непрерывность исполнения родительских обязанностей не должно ставиться под сомнение.

Заключение договора в рассматриваемом правоотношении, особенно с учетом положений п. 1 ст. 152 СК РФ, носит скорее вспомогательный  характер. Воля лиц, направленная на то, чтобы стать участниками правоотношения в приемной семье, уже находит  свое выражение в заявлении в  орган опеки и попечительства. А согласие органа опеки и попечительства на создание данной приемной семьи  содержит заключение о возможности  заявителя быть приемным родителем. Кандидатуры детей, которые берутся  на воспитание в приемную семью, также  определяются на стадии подбора детей, что находит отражение в соответствующем  документе. Размер оплаты по договору в пользу приемных родителей и  льготы также устанавливаются на уровне субъектов Федерации, и соответственно их отражение либо неотражение в тексте договора правового значения не имеет.

Информация о работе Контрольная работа по "Семейное право"