Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:20, контрольная работа
Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства. Для изучения формы государства, раскрытие ее роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к организации содержания.
1.Введение …………………………………………………………
2. Форма правления………………………………………………
3. Форма государственного устройства…………………………
4. Государственно-правовой режим………………………………
5.Заключение……………………………………………………
6. Список литературы……………………………………………..
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.Н. ТАТИЩЕВА» (ИНСТИТУТ)
Факультет – юридический
Специальность – юриспруденция
Кафедра теории государства и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория государства и права»
Вариант 3
студентки 1 курса, группы ЮЗ-101
Мельник Регины Николаевны
Преподаватель
Дата сдачи:_________________
Оценка:_____________________
Тольятти 2012
1.Введение …………………………………………………………3
2. Форма правления………………………………………………
3. Форма государственного устройства…………………………
4. Государственно-правовой режим………………………………
5.Заключение………………………………………………
6. Список литературы……………………………………………..
3
Для постижения такого сложного социального
института, как государство
в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства. Для изучения формы государства, раскрытие ее роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к организации содержания. Понятие “организация” предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов целого в системе, а также внешнего выражения этих принципов в деятельности, как элементов системы, так и всей системы в целом (по отношению к другим системам). Посредством такого подхода в общей теории государства и права открывается возможность не только решения новых проблем, но что не менее важно, также и возможность нового подхода к традиционным, “старым “ вопросам науки. Для рассмотрения формы государства следует обратить внимание на следующие аспекты.
Во - первых, форма в связи с сущностью государства как общественного явления. В данном аспекте под формой государства понимается специфический способ выражения сущности, система органов, “машина”, посредством которой осуществляется классовое господство в противоположность неклассовым, неполитическим, негосударственным способам. Существование государственной власти находит свое отражение в ее органах, армии, администрации, судьях и других учреждениях, которые составляют специфическую и постоянную форму бытия государства.
Во-вторых, форма в ее непосредственной связи явлением (как обнаружение сущности проявление ее вовне). В соотношении “форма--явление” выступает форма государства, т.е. проявление вовне определенной
его организации (устройства). Различают организацию верховных органов власти (монархию, республику), взаимоотношение органов классовой власти
с населением, территориальную структуру государственной власти.
2. Форма правления
Под формой правления понимается организация
верховной государственной
До 1917 года формой правления в России
была абсолютная монархия. Эта форма
правления характеризуется
Большинство современных монархий – ограниченные , конституционные. В них полномочия монарха строго ограничены законодательными системами.
Наиболее распространенная в современном мире форма правления - республики. Источником власти в них является народ, высшие органы власти избираются гражданами.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).
Главная особенность парламентской республики - образование правительства победившими на выборах в парламент партиями. Руководитель правительства (премьер-министр или канцлер) официально не является главой государства, но реально является первым лицом в политической иерархии. Роль президента обычно ограничивается представительскими функциями.
В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Президент назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним. В президентской республике существует жесткое разделение властей и их значительная самостоятельность.
Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская, или смешанная, сочетающая в себе признаки президентской, и парламентской республик. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта - двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ
РЕСПУБЛИКА
ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства
Президент имеет широкие полномочия в сфере внешней политики, но учитывает внешнеполитические позиции правительства
Президент представляет государство в сфере внешней политики и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства
Президент имеет (или не имеет) право распускать парламент и назначать досрочные выборы
Президент имеет ограниченное (или
неограниченное) право распускать парламент
и назначать досрочные
Президент имеет право распускать
парламент и назначать
Президент имеет ограниченное (или неограниченное) право вводить чрезвычайное положение в стране
Президент не имеет права на введение
чрезвычайного положения в
Президент по собственному усмотрению увольняет членов правительства
Президент может уволить главу правительства при определенных условиях. По рекомендации главы правительства президент увольняет членов правительства
3.Форма государственного устройства
ФГУ - это способ (форма) территориальной
организации государственной власти,
который выражается в национально-государственном
и административно-
Проблема территориальной организации
власти характерна именно для государственно-организованного
общества, поскольку в нем люди управляются
не непосредственно (как это было в первобытном
обществе, где они обособлялись
и объединялись по кровнородственному
признаку), а опосредствованно - через
организацию государством социально-производственного
процесса на определенной территории:
люди управляются постольку, поскольку
они на этой территории находятся. Первая
и непосредственная задача государства
- наладить жизнь, организовать социальный
процесс на своей территории. Государственная
власть и государственное управление
строятся по территориальному принципу.
На форму государства влияют разнообразные
факторы: тип государства, экономический
строй общества, национальный состав населения,
исторические традиции, территориальные
размеры государства и др.
Государственное устройство может быть
простым и сложным.
Простым является унитарное государственное
устройство. Унитарное (от лат. "унус"
- один) государство - это одно, единое государство,
которое подразделяется лишь на административно-
Унитарному государственному устройству
свойственны следующие черты:
Унитарные
государства допускают внутри себя
национально-территориальную и
По степени зависимости местных органов
от центральных органов государственной
власти унитарное государственное устройство
может быть централизованным, децентрализованным
и смешанным. Для централизованного характерно
то, что местное самоуправление отсутствует,
а во главе местных органов стоят назначенные
из центра чиновники. В децентрализованных
унитарных государствах местные органы
власти избираются населением и пользуются
значительной самостоятельностью.
Для сложного государственного устройства
характерно наличие в составе государства
других государственных образований.
К сложным формам государственного устройства
относятся федерации, конфедерации, унии,
империи и др.
Наиболее распространенной формой сложного
государственного устройства является
федерация, которая представляет собой
союзное государство, объединяющее несколько
государств или государственных образований
(в составе США 50 штатов, ФРГ - 16 земель,
Швейцарии - 23 кантона, Российской Федерации
- 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города
федерального значения - Москва и Санкт-Петербург,
1 автономная область, 10 автономных округов).
Для федерации характерно следующее:
Федерации
делятся на виды. Федерация может
быть административно-
Административная федерация (например,
США, ФРГ) является достаточно эффективным
способом децентрализации, "дробления"
власти и на этой основе - демократизации
общества.
Выделяют также симметричную федерацию
(члены федерации имеют одинаковый правовой
статус) и асимметричную, для которой характерно
неравенство правового положения субъектов.
Федерация может быть договорной (в основу
федерации положен договор субъектов)
и конституционной (правовым основанием
федерации является закрепление факта
ее образования в Основном Законе страны).
Если федерация - это союзное государство,
то конфедерация - это "государственный
союз государств". То есть при всей ее
неустойчивости, конфедерация является
все-таки формой государственного устройства,
а не формой международно-правового союза.
Конфедерации свойственны следующие черты:
Конфедерация - достаточно редкое образование.
Конфедерацией были штаты Северной Америки,
которые в 1787 г. создали федеративное государство
- США. В 1952 г. в конфедерацию объединились
Египет и Сирия и образовали Объединенную
Арабскую Республику, которая в дальнейшем
распалась. До 1848 г. существовала такая
конфедерация, как Швейцарский союз (1815-1848
гг.), которая затем превратилась в федерацию.
Монархические государства могут быть
объединены в унии - личные или реальные.
Унии возникают вследствие совпадения
монархов двух или нескольких государств
в одном лице.
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"