Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:20, контрольная работа

Описание работы

Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства. Для изучения формы государства, раскрытие ее роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к организации содержания.

Содержание работы

1.Введение …………………………………………………………
2. Форма правления………………………………………………
3. Форма государственного устройства…………………………
4. Государственно-правовой режим………………………………
5.Заключение……………………………………………………
6. Список литературы……………………………………………..

Файлы: 1 файл

тгп.docx

— 34.67 Кб (Скачать файл)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.Н. ТАТИЩЕВА» (ИНСТИТУТ)

 

Факультет – юридический

Специальность – юриспруденция

Кафедра теории государства и права

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Теория государства и права»

Вариант 3

 

 

студентки 1 курса, группы ЮЗ-101

Мельник Регины Николаевны

 

Преподаватель

                                                 к.ю.н

                                                 Кабанов Павел Александрович

 

 

Дата сдачи:_________________

 

Оценка:_____________________

 

 

Тольятти 2012 

                                содержание

 

1.Введение …………………………………………………………3

2. Форма правления………………………………………………

3. Форма государственного устройства…………………………

4. Государственно-правовой режим………………………………

5.Заключение……………………………………………………

 

6. Список  литературы……………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        3

                                   Введение

 

 
   Для постижения такого сложного социального института, как государство

в отечественной теории государства  и права особое место выделяется изучению формы государства. Для  изучения формы государства,  раскрытие  ее  роли  в  политических процессах  чрезвычайно важное значение приобретает подход  к  форме  как  к организации  содержания. Понятие  “организация” предполагает  выяснение своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов  объединения взаимодействующих элементов целого в системе, а также  внешнего  выражения этих принципов в деятельности, как элементов системы, так и всей системы  в целом (по отношению к другим системам). Посредством  такого подхода в общей теории государства и права открывается возможность не только решения  новых проблем, но что не менее важно, также  и  возможность  нового  подхода  к традиционным, “старым “ вопросам науки. Для рассмотрения формы государства следует обратить внимание на следующие аспекты.

       Во - первых,  форма  в  связи  с сущностью государства как общественного явления. В данном аспекте под формой  государства  понимается специфический способ выражения  сущности,  система  органов,  “машина”, посредством которой осуществляется классовое господство в противоположность неклассовым, неполитическим, негосударственным  способам. Существование государственной власти находит свое  отражение  в  ее  органах,  армии, администрации,  судьях  и  других  учреждениях,  которые составляют специфическую и постоянную  форму бытия государства.

       Во-вторых,  форма  в  ее  непосредственной  связи  явлением (как обнаружение сущности  проявление ее вовне). В соотношении “форма--явление” выступает форма государства, т.е. проявление  вовне  определенной

его организации (устройства). Различают  организацию  верховных  органов власти (монархию, республику), взаимоотношение органов классовой власти

с населением, территориальную  структуру  государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          2.  Форма правления

Под формой правления понимается организация  верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов  друг с другом и населением. Формы  правления по способу организации  власти и ее формальному источнику  делятся на монархии и республики. В монархии источником власти является одно лицо, и власть передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе.

До 1917 года формой правления в России была абсолютная монархия. Эта форма  правления характеризуется всевластием  главы государства и не ограничена конституционными учреждениями. Правительство  назначается монархом и ответственно перед ним.

Большинство современных монархий – ограниченные , конституционные. В них полномочия монарха строго ограничены законодательными системами.

Наиболее распространенная в современном  мире форма правления - республики. Источником власти в них является народ, высшие органы власти избираются гражданами.

В зависимости от того, кто формирует  правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

Главная особенность парламентской  республики - образование правительства  победившими на выборах в парламент  партиями. Руководитель правительства (премьер-министр или канцлер) официально не является главой государства, но реально  является первым лицом в политической иерархии. Роль президента обычно ограничивается представительскими функциями.

В президентской республике глава  государства одновременно выступает  и в качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно  народом, руководит внутренней и  внешней политикой, является верховным  главнокомандующим. Президент назначает  членов кабинета министров, которые  ответственны только перед ним. В  президентской республике существует жесткое разделение властей и  их значительная самостоятельность.

Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская, или смешанная, сочетающая в себе признаки президентской, и парламентской республик. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта - двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ

РЕСПУБЛИКА

ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ  РЕСПУБЛИКА

ПАРЛАМЕНТСКАЯ  РЕСПУБЛИКА

Президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства

Президент имеет широкие полномочия в сфере внешней политики, но учитывает  внешнеполитические позиции правительства

Президент представляет государство  в сфере внешней политики и  согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства

Президент имеет (или не имеет) право  распускать парламент и назначать  досрочные выборы

Президент имеет ограниченное (или  неограниченное) право распускать парламент  и назначать досрочные парламентские  выборы

Президент имеет право распускать парламент и назначать внеочередные выборы главным образом в тех  случаях, когда парламент выражает недоверие правительству

Президент имеет ограниченное (или  неограниченное) право вводить чрезвычайное положение в стране

Президент не имеет права на введение чрезвычайного положения в стране.

Президент по собственному усмотрению увольняет членов правительства

Президент может уволить главу  правительства при определенных условиях. По рекомендации главы правительства  президент увольняет членов правительства

 

 

 

 

 

 

 

   

                3.Форма государственного устройства 

   ФГУ - это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами. 
 
Проблема территориальной организации власти характерна именно для государственно-организованного общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а опосредствованно - через организацию государством социально-производственного процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку они на этой территории находятся. Первая и непосредственная задача государства - наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории. Государственная власть и государственное управление строятся по территориальному принципу. 
 
На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др. 
 
Государственное устройство может быть простым и сложным.

 
Простым является унитарное государственное  устройство. Унитарное (от лат. "унус" - один) государство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований. 
 
Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

  1. единый властный "центр" - единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);
  2. одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;
  3. единая денежная система, одноканальная система налогов;
  4. территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.

Унитарные государства допускают внутри себя национально-территориальную и законодательную (административно-территориальной единице предоставляется право законодательствовать) автономию. 
 
По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью. 
 
Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др. 
 
Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства является федерация, которая представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (в составе США 50 штатов, ФРГ - 16 земель, Швейцарии - 23 кантона, Российской Федерации - 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, 1 автономная область, 10 автономных округов). 
 
Для федерации характерно следующее:

  1. двухуровневая система органов государственной власти: а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции; 
    б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
  2. компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;
  3. существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;
  4. двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;
  5. наличие в большинстве федераций двойного гражданства;
  6. двухканальная система налогов;
  7. суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц;
  8. после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной;
  9. у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматривает ни одна из конституций федеративных государств). Такое право признавалось Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его воплощения в жизнь оно так ни разу и не было реализовано за все время существования Советского государства.

Федерации делятся на виды. Федерация может  быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу). 
 
Административная федерация (например, США, ФРГ) является достаточно эффективным способом децентрализации, "дробления" власти и на этой основе - демократизации общества. 
 
Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов. 
 
Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны). 
 
Если федерация - это союзное государство, то конфедерация - это "государственный союз государств". То есть при всей ее неустойчивости, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза. 
 
Конфедерации свойственны следующие черты: 
 

  1. создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических);
  2. создание конфедерации закрепляется, как правило, договором;
  3. каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется;
  4. члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории;
  5. неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство - унитарное или федеративное;
  6. у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации.

Конфедерация - достаточно редкое образование. Конфедерацией были штаты Северной Америки, которые в 1787 г. создали федеративное государство - США. В 1952 г. в конфедерацию объединились Египет и Сирия и образовали Объединенную Арабскую Республику, которая в дальнейшем распалась. До 1848 г. существовала такая конфедерация, как Швейцарский союз (1815-1848 гг.), которая затем превратилась в федерацию. 
 
Монархические государства могут быть объединены в унии - личные или реальные. Унии возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице. 

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"