Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:20, контрольная работа
Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства. Для изучения формы государства, раскрытие ее роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к организации содержания.
1.Введение …………………………………………………………
2. Форма правления………………………………………………
3. Форма государственного устройства…………………………
4. Государственно-правовой режим………………………………
5.Заключение……………………………………………………
6. Список литературы……………………………………………..
3.ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ
Государственно-правовой
режим выражает особенности функционирования
государственного механизма. При выполнении
своего функционального назначения
органы государства взаимодействуют
друг с другом и с населением,
используя определенные наборы средств
и способов управленческого воздействия.
Государственный режим отражает уровень
и формы развития демократии, политический
климат в стране в определенный период.
Это связанно с тем, что государство занимает
центральное место в любой политической
системе.
Олицетворяя особую публичную власть,
государство представляет общество и
обеспечивает его политическую и экономическую
общность. Оно выполняет основной объем
управленческой деятельности, используя
для регламентации наиболее значимых
отношений правовые формы. Реализация
управленческих решений проводится с
помощью особого государственного механизма.
Принятием правовых актов государство
может разрешать, стимулировать либо запрещать,
ограничивать деятельность политических
партий, организаций и движений.
В зависимости от характера используемых
государственной властью средств и способов
различают демократический и авторитарный
государственно-правовые режимы.
При демократическом режиме провозглашаются
и обеспечиваются общедемократические
права и свободы, населению предоставляется
реальная возможность влиять на состав
государственных органов и содержание
их наиболее значимых решений, гарантируется
политический плюрализм и разделение
властей как основа формирования государственного
аппарата.
Авторитарный режим связан с отстранением
населения от управления обществом и государством
с существенным ограничением его основных
прав и свобод. Различают конституционно-авторитарные
и тоталитарные разновидности авторитарного
режима.
При конституционно-авторитарном режиме
ограничения демократии получают законодательное
закрепление в конституции, которая лишь
формально провозглашает даже весьма
ограниченные права и свободы граждан.
При этом запрещается или существенно
ограничивается деятельность оппозиционных
партий. Парламент становится придатком
исполнительной власти и его значительная
часть не избирается, а назначается.
Тоталитарный режим более реакционен
и связан с ограничениями не только в политической,
но и в личной жизни граждан. При данном
режиме любые партии, кроме правящей, возглавляемой
вождем, лидером организации и государства,
как правило, запрещены. К выборам в парламент
не допускается значительная часть населения.
Особо следует отметить переходные и чрезвычайные
государственно-правовые режимы, которые,
как правило, носят временный характер.
Переходные режимы формируются в результате
победы радикальных оппозиционных сил,
могут существовать десятилетиями и отличаются
либо демократической, либо авторитарной
направленностью. Среди них своей спецификой
выделяются военные режимы, устанавливаемые
в результате военных переворотов. При
этих режимах вся власть в центре и на
местах принадлежит военным и назначаемым
ими чиновникам.
Чрезвычайные государственно-правые режимы
устанавливаются при попытках государственных
переворотов, массовых беспорядках, стихийных
бедствиях, экологических и иных катастрофах,
угрожающих жизни и безопасности граждан,
нормальному функционированию государственных
институтов. Они могут распространяться
на всю территорию государства и на его
отдельные регионы.
Введение режима чрезвычайного положения
связанно с запрещением митингов, шествий,
демонстраций, ограничением свободы печати
и других средств массовой информации,
приостановлением деятельности некоторых
политических партий, передвижением транспортных
средств, установлением комендантского
часа и т. д.
Решение о введении особого режима принимается
высшими представительными органами государственной
власти либо высшими должностными лицами
с немедленным уведомлением представительных
органов. Максимальная продолжительность
чрезвычайного положения устанавливается
законом и при необходимости может быть
продлена по решению компетентных органов
государства.
Режимы осуществления государственной
власти отличаются большим разнообразием.
Их специфика определяется зависимостью
как от элементов формы государства, так
и от иных объективных и субъективных
обстоятельств:
" национальных и исторических традиций;
" особенностей культуры, религии;
" территориальных размеров.
Политические формы современных государств
складывались в течение нескольких столетий.
Эти формы определялись экономическим
строем общества, его базисом. Большое
влияние на форму государства оказывают
исторические традиции (сохранение монархии
в Великобритании, Швеции, Японии и других
странах), условия образования государства
(федеративная форма государства США,
Швейцарии), равно как и особенности современного
развития данной страны и ее международного
положения.
Разнообразие форм государства еще больше
возросло в результате распада колониальной
системы, когда на политической карте
мира появился ряд молодых суверенных
государств. Перипетии политической борьбы
приводят во многих освободившихся странах
к частой модификации государственных
форм.
Понятие исторического типа связывается
с установлением закономерной зависимости
классовой сущности государства и права
от экономических отношений, которые господствуют
в классовом обществе на определенном
этапе его развития.
Разнообразие форм государства еще больше
возросло в результате распада колониальной
системы, когда на политической карте
мира появился ряд молодых суверенных
государств. Перипетии политической борьбы
приводят во многих освободившихся странах
к частой модификации государственных
форм.
Понятие исторического типа связывается
с установлением закономерной зависимости
классовой сущности государства и права
от экономических отношений, которые господствуют
в классовом обществе на определенном
этапе его развития.
Заключение
Рассмотренные три стороны формы государства (форма правления, форма государственного устройства, государственно-правовой режим) хоть и различны, но все же относятся к одному явлению, они обладают единством, органически связаны между собой, взаимообусловлены в их признаках. В зависимости от конкретно-исторических условий развития классовая борьба может развертываться вокруг той или иной стороны формы организации государственной власти. Так, к примеру, истории известны случаи напряженной борьбы за республику, против монархии, т.е. за изменение формы правления. В послевоенные годы такая борьба развертывалась в Греции, Бельгии, Испании, в ряде стран Арабского Востока. В определенных случаях на первый план внутриполитического развития может выдвигаться форма государственного устройства.
Таким образом, взятые в единстве три организации государственной власти образуют форму государства. В процессе развития государства имеется
диалектическая взаимозависимость всех сторон проявления его содержания и всех граней устройства и организации этого содержания. Однако и в
конкретных различных условиях главное значение для характеристики формы данного государства может переходить от одной стороны его организации к другой.
В ходе исторического развития государства содержание его меняется быстрее, чем форма, которая, несмотря на ее активную служебную роль, является более консервативной стороной явления. Существует объективное противоречие между новым содержанием и старой формой государства. Это противоречие решается в пользу, в конечном счете, в пользу содержания государства: форма претерпевает изменения в соответствии с потребностями нового содержания власти.
С научной точки зрения невозможно такое положение, при котором
форма государства оставалась бы неизменной, несмотря на изменение
содержания этого государства. Форма государства обслуживает вполне
определенное содержание и прекращается с ликвидацией данного содержания. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе изменения классового содержания государственной власти.
Список литературы
1. Грачев Н. И. Государственный суверенитет и формы территориальной организации современного государства: основные закономерности и тенденции развития. — монография. —М.: Издательство «Книгодел», 2009. — 468 с.
2 . Морозова Л. А. Теория государства и права. — М.: Изд. Эксмо, 2009. — С. 74.
3. Конституция РФ, М., 1993г.
4. Матузов Н.И. , Малько А.В. “Теория государства и права “
1997 г.
5. Стрекозов В.Г. , Ю.Д. Казанчеев “Государственное
( конституционное) право Российской Федерации” 1997 г.
6. ”Теория права и государства”. Под редакцией Венгерова А.Б.
1993 г.
7. Хропанюк В.Н. - “Теория государства и права “ Москва 1993 г.
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"