Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:20, контрольная работа

Описание работы

Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства. Для изучения формы государства, раскрытие ее роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к организации содержания.

Содержание работы

1.Введение …………………………………………………………
2. Форма правления………………………………………………
3. Форма государственного устройства…………………………
4. Государственно-правовой режим………………………………
5.Заключение……………………………………………………
6. Список литературы……………………………………………..

Файлы: 1 файл

тгп.docx

— 34.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

3.ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ  

Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют  друг с другом и с населением, используя определенные наборы средств  и способов управленческого воздействия. 
Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период. 
Это связанно с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. 
Олицетворяя особую публичную власть, государство представляет общество и обеспечивает его политическую и экономическую общность. Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация управленческих решений проводится с помощью особого государственного механизма. Принятием правовых актов государство может разрешать, стимулировать либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий, организаций и движений. 
В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов различают демократический и авторитарный государственно-правовые режимы. 
При демократическом режиме провозглашаются и обеспечиваются общедемократические права и свободы, населению предоставляется реальная возможность влиять на состав государственных органов и содержание их наиболее значимых решений, гарантируется политический плюрализм и разделение властей как основа формирования государственного аппарата. 
Авторитарный режим связан с отстранением населения от управления обществом и государством с существенным ограничением его основных прав и свобод. Различают конституционно-авторитарные и тоталитарные разновидности авторитарного режима. 
При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Парламент становится придатком исполнительной власти и его значительная часть не избирается, а назначается. 
Тоталитарный режим более реакционен и связан с ограничениями не только в политической, но и в личной жизни граждан. При данном режиме любые партии, кроме правящей, возглавляемой вождем, лидером организации и государства, как правило, запрещены. К выборам в парламент не допускается значительная часть населения. 
Особо следует отметить переходные и чрезвычайные государственно-правовые режимы, которые, как правило, носят временный характер. 
Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам. 
Чрезвычайные государственно-правые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространяться на всю территорию государства и на его отдельные регионы. 
Введение режима чрезвычайного положения связанно с запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижением транспортных средств, установлением комендантского часа и т. д. 
Решение о введении особого режима принимается высшими представительными органами государственной власти либо высшими должностными лицами с немедленным уведомлением представительных органов. Максимальная продолжительность чрезвычайного положения устанавливается законом и при необходимости может быть продлена по решению компетентных органов государства. 
Режимы осуществления государственной власти отличаются большим разнообразием. 
Их специфика определяется зависимостью как от элементов формы государства, так и от иных объективных и субъективных обстоятельств: 
" национальных и исторических традиций; 
" особенностей культуры, религии; 
" территориальных размеров. 
Политические формы современных государств складывались в течение нескольких столетий. Эти формы определялись экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного развития данной страны и ее международного положения. 
Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм. 
Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития. 
Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм. 
Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития.

 

 

 

 

 

 

 

            

                               Заключение

       Рассмотренные  три  стороны  формы  государства  (форма правления, форма государственного устройства, государственно-правовой   режим) хоть и различны, но все же относятся к одному явлению, они  обладают единством, органически связаны между собой, взаимообусловлены  в  их признаках. В зависимости от конкретно-исторических  условий  развития классовая борьба может развертываться  вокруг  той  или  иной  стороны формы организации государственной власти. Так, к примеру,  истории известны случаи напряженной борьбы за республику, против  монархии,  т.е. за изменение формы правления. В послевоенные годы  такая  борьба развертывалась в Греции, Бельгии, Испании,  в  ряде  стран  Арабского Востока. В определенных случаях на  первый  план  внутриполитического развития может выдвигаться форма государственного устройства.

Таким образом, взятые в единстве  три  организации  государственной власти образуют форму государства. В процессе развития государства имеется

диалектическая  взаимозависимость всех сторон проявления  его  содержания  и всех граней  устройства  и  организации  этого  содержания.  Однако  и  в

конкретных  различных условиях главное  значение  для  характеристики  формы данного государства может переходить от одной  стороны  его  организации  к другой.

       В ходе исторического развития государства  содержание  его  меняется быстрее, чем форма, которая, несмотря на ее активную служебную роль, является более  консервативной  стороной  явления.  Существует  объективное противоречие между новым содержанием и  старой  формой  государства.  Это противоречие решается  в  пользу,  в  конечном  счете,  в  пользу  содержания государства: форма претерпевает изменения в соответствии  с  потребностями нового содержания власти.

       С научной точки зрения невозможно  такое  положение,  при  котором

форма  государства  оставалась  бы  неизменной,  несмотря  на  изменение

содержания  этого  государства.  Форма  государства  обслуживает вполне

определенное  содержание и прекращается с ликвидацией  данного содержания. В процессе исторического  развития  государственности  происходит  постоянный процесс сбрасывания старой формы,  процесс  ее  постоянного  обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в  обществе  изменения классового содержания государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Список литературы

1. Грачев Н. И. Государственный суверенитет и формы территориальной организации современного государства: основные закономерности и тенденции развития. — монография. —М.: Издательство «Книгодел», 2009. — 468 с. 

2 . Морозова Л. А. Теория государства и права. — М.: Изд. Эксмо, 2009. — С. 74.

3. Конституция РФ, М., 1993г.

   4. Матузов Н.И. , Малько А.В. “Теория государства и права “

    1997 г.

   5. Стрекозов В.Г. , Ю.Д. Казанчеев  “Государственное

    ( конституционное)  право Российской Федерации” 1997 г.

   6. ”Теория права и государства”. Под редакцией Венгерова А.Б.

     1993 г.

   7. Хропанюк В.Н. - “Теория государства и права “ Москва 1993 г.


Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"