Лекции по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 09:07, курс лекций

Описание работы

1 Предмет гражданского права. Понятие и классификация имущественных и личных неимущественных отношений. Метод гражданско-правового регулирования.
Предмет гражданского права - это те общественные отношения, которые оно регулирует. Эти отношения делятся на:
1. Имущественные отношения, то есть отношения между людьми по поводу материальных благ, которые включают в себя:
* отношения статики, то есть отношения, связанные с нахождением материальных благ у определенного лица (право собственности, ограниченные вещные права);

Файлы: 1 файл

ГП (112)изменённая.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

Ликвидация  ЮЛ представляет собой способ прекращения  его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях. В этом случае задача защиты прав и интересов кредиторов приобретает еще большую важность, чем в случаях реорганизации. ГЗ устанавливает специальный порядок ликвидации ЮЛ. Ликвидация может осуществляться добровольно по решению учредителей либо уполномоченного на то органа ЮЛ. Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением, на основании: осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); неоднократного грубого нарушения законов или НА; противоречие деятельности законодательным запретам и т.д. ГК предусматривает все случаи принудительной ликвидации ЮЛ. Особым случаем ликвидации ЮЛ является банкротство.

Ликвидация  ЮЛ представляет достаточно длительную процедуру, основным содержанием которой является выявление  удовлетворение имеющихся у кредиторов требований. При этом ЮЛ продолжает свою деятельность, а лица принявшие решения о ликвидации извещают регистрирующий орган об этом. В государственный реестр вносятся сообщенные сведения, а к наименованию ЮЛ обязательно добавляются слова «в ликвидации». Ликвидация проходит под контролем органа осуществившего ГР ЮЛ. Этапы ликвидации ЮЛ: назначение с согласия регистрирующего органа специальной ликвидационной комиссии (единоличного ликвидатора); опубликование в СМИ извещения о ликвидации, а также о порядке и сроках (не менее 2 месяцев) заявления требований кредиторами и письменное уведомление об этом известных кредиторов; утверждение промежуточного ликвидационного баланса; при недостатке денежных средств для удовлетворения заявленных требований – продажа имущества ЮЛ с публичных торгов; расчеты с кредиторами ЮЛ в порядке очередности (ст.64 – регресс, зарплата, залог, налоги, иные); составление ликвидационного баланса и его утверждение, передача остатков имущества учредителям. Ликвидация считается завершенной, а ЮЛ прекратившим существование – с момента внесения записи об этом в государственный реестр.

 

16 Правовое положение хозяйственных обществ. Особенности деятельности общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.

Хозяйственные общества это наиболее распространенные в коммерческом обороте виды юридических лиц, общим признаком которых является согласно ст. 66 ГК то, что их имущество условно разделено на доли, в которых выражены обязательственные права участников по отношению к юридическому лицу:

· на получение  доли от распределения прибыли;

· на получение  доли от стоимости имущества при  выбытии участника из юридического лица;

· на получение  доли от ликвидационного остатка;

· на участие  в управлении юридическим лицом.

Основные права и обязанности участников хозяйственных товариществ и обществ закреплены в ст. 67 ГК, носят императивный характер и могут дополняться учредительными документами.

Участники имеют  право:

· управлять  делами фирмы в той или иной форме,

· получать информацию о ее деятельности,

 участвовать  в распределении прибыли

· получать часть  имущества, оставшегося после ликвидации юридического лица.

Участники обязаны:

· участвовать  в образовании имущества фирмы;

· не разглашать конфиденциальную информацию о ее деятельности.

Для защиты интересов  кредиторов хозяйственных обществ, участники которых несут ограниченную ответственность, законом более  жестко урегулированы вопросы формирования уставного капитала общества, его  изменения, поддержания активов общества на уровне не меньшем уставного капитала;

В обществе существует система органов управления, установленная  его учредительными документами  на основе закона: принятие решений и ведение дел общества осуществляется его органами управления на основе полномочий, предоставленных им законом и учредительными документами общества.

В правовом регулировании  обществ достаточно высок вес  императивных норм.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) согласно ст. 87 ГК — коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, уставный капитал которой разделен на принадлежащие ее участникам доли заранее определенных размеров, зафиксированных в ее учредительных документах — учредительном договоре и уставе.

Количество участников ООО согласно ст. 88 ГК и ч.3 ст. 8 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г.) не должно превышать 50 лиц. Уставный капитал согласно ст. 90 ГК и ч.1 ст.14 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г.) не должен быть ниже 100 минимальных зарплат. Участники ООО согласно п.3 ст. 90 ГК обязаны оплатить его уставный капитал в установленном законом порядке: половину — до регистрации ООО, остальную сумму — в течение 1 года после регистрации.

Согласно п. 4 ст. 90 ГК если через 1 год уставный капитал  не будет полностью оплачен, либо в течение следующих лет стоимость активов ООО будет меньше уставного капитала, общество обязано объявить кредиторам о его уменьшении и зарегистрировать это в установленном порядке. Кредиторы при этом вправе потребовать досрочного исполнения или прекращения обязательств общества и возмещения им убытков. При уменьшении стоимости активов менее 100 минимальных зарплат общество подлежит ликвидации. Увеличение уставного капитала ООО согласно п.6 ст.90 допускается после внесения всеми его участниками вкладов в полном объеме.

Управление обществом  осуществляется согласно ст.91 ГК его  органами, высшим из которых является общее собрание участников, которое может создать исполнительный орган для текущего руководства его деятельностью.

К исключительной компетенции высшего органа относятся:

· образование  и ликвидация исполнительных органов  общества, а также ревизионной  комиссии;

· утверждение  годовых отчетов и бухгалтерских  балансов общества, распределение его  прибылей и убытков;

· изменение  устава и уставного капитала;

· решение о  реорганизации или ликвидации ООО.

Принятие решений  осуществляется коллегиально квалифицированным  большинством голосов, указанным в  специальном законе об ООО либо в его учредительных документах.

Ведение дел  общества осуществляется через его  исполнительный орган в пределах компетенции, установленной ему законом и учредительными документами, — без доверенности, а при недостаточном объеме его полномочий — путем выдачи ему доверенности высшим органом управления обществом.

Согласно ст. 94 ГК участник ООО имеет право на выход из общества с получением стоимости своей доли в его имуществе в результате отчуждения доли как другим участникам (а с их согласия и третьим лицам), так и самому обществу. Переход долей, а также уменьшение уставного капитала при выкупе доли обществом фиксируется в учредительных документах и, следовательно, подлежит государственной регистрации.

Участник может  быть исключен из ООО лишь в случаях, предусмотренных законом или  учредительными документами, а также при существенном нарушении им условий учредительного договора.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) согласно ст. 95 ГК — это коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, солидарно несущими дополнительную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.

При несостоятельности  одного из его участников его дополнительная ответственность распределяется между  другими участниками пропорционально их вкладам, если иное не предусмотрено учредительными документами.

По остальным вопросам регулирование ОДО подчиняется правилам о регулировании ООО.

 

17 Правовое положение хозяйственных товариществ: виды, особенности деятельности, права и обязанности участников.

Хозяйственными  товариществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Виды хозяйственных товариществ

Хозяйственные товарищества могут создаваться  в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного  товарищества).

Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Вкладчиками в  товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления, как правило, не вправе выступать вкладчиками в товариществах на вере. Финансируемые собственниками учреждения могут быть вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

Хозяйственные товарищества, а также общества с  ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции. Этим правом обладают только акционерные общества.

 

18 Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Особенности их правового статуса.

Унита́рное предприя́тие—  коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие).

Гражданский кодекс Российской Федерации ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Подраздел 2. ЛИЦА Глава 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА § 4. Государственные и муниципальные унитарные

Статья 114. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения

1. Унитарное  предприятие, основанное на праве  хозяйственного ведения, создается  по решению уполномоченного на  то государственного органа или  органа местного самоуправления.

2. Учредительным  документом предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения,  является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

3. Размер уставного  фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

4. Порядок формирования  уставного фонда предприятия,  основанного на праве хозяйственного  ведения, определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

(п. 4 в ред.  Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ)

5. Если по  окончании финансового года стоимость  чистых активов предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

6. В случае  принятия решения об уменьшении  уставного фонда предприятие  обязано письменно уведомить  об этом своих кредиторов.

Кредитор предприятия  вправе потребовать прекращения  или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.

До принятия Закона об унитарных предприятиях на праве оперативного ведения могли  создаваться только федеральные  казенные предприятия. Теперь это могут быть и иные государственные, а также муниципальные предприятия.

Согласно Закону об унитарных предприятиях казенные предприятия учреждаются лишь в  ограниченном числе случаев, указанных  в п. 4 ст. 8 этого закона, в частности: если значительная или преобладающая часть производимой ими продукции (работ, услуг) предназначена для государственных или муниципальных нужд; при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности государства, стратегических интересов России.

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ, казенное предприятие  субъекта РФ и муниципальное казенное предприятие - органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов, притом необязательно в связи с ликвидацией предприятий с правом хозяйственного ведения (как это было до принятия Закона об унитарных предприятиях). По смыслу Закона об унитарных предприятиях казенное предприятие может быть создано на базе имущества унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения:

- в результате  его преобразования в казенное  предприятие, т.е. путем изменения  вида предприятия в рамках  одной организационно-правовой формы унитарного предприятия (изменение вида предприятия не является его реорганизацией);

- путем реорганизации  предприятий в форме слияния,  разделения, выделения и созданием  в результате этого казенных  предприятий;

Информация о работе Лекции по "Гражданскому праву"