Лекции по гражданскому процессу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 02:17, курс лекций

Описание работы

Цель изучения дисциплины «Гражданский процесс» состоит в формировании у студентов верного представления о правовых понятиях гражданского процессуального права: сущности гражданской процессуальной отрасли права, процессуальной деятельности суда и лиц, участвующих в деле, гражданской процессуальной форме; способности давать самостоятельную оценку различным суждениям по процессуальным проблемам, а также приобретении практических навыков судебной практики в сфере осуществления правосудия по гражданским делам.

Файлы: 1 файл

лекции по гражд.процессу.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

Также прокурор имеет  право изменить основание или  предмет иска, увеличить или уменьшить  размер исковых требований, отказаться от иска (ч. 2 ст. 31 ГПК).

Таким образом, прокурор имеет все процессуальные права и обязанности лица, в интересах которого он действует, кроме права заключать мировое соглашение, так как прокурор не является субъектом спорного материального правоотношения.

В соответствии с ч. 2. ст. 46 ГПК прокурор, обратившийся в суд в интересах других лиц, имеет право отказаться от поданного им заявления, что не лишает лицо, в защиту прав, свобод и интересов которого подано заявление, права требовать от суда рассмотрения дела в первоначальном объеме.

 

3. Основания  и формы участия органов государственной власти и органов местного самоуправления

 

К органам государственной власти и местного самоуправления, участие которых в гражданском процессе встречается наиболее часто, относятся жилищные органы, отделы социальной защиты населения, органы опеки и попечительства.

Основанием участия органов государственной власти и органов местного самоуправления является государственный интерес в правильном разрешении дела, вытекающий из компетенции, которой они наделяются государством для выполнения возложенных на них функций.

Участие таких органов в гражданском процессе является гарантией защиты прав и интересов других лиц в гражданском процессе, позволяет реализовать процессуальные права и обязанности лица, в интересах которого они действуют.

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления отнесены к лицам, участвующим в гражданском процессе, и наделены юридической заинтересованностью, которая носит не личный характер, а определяется компетентностью государственных органов.

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления участвуют в гражданском процессе в формах: 1) обращение в суд с заявлением; 2) вступление в процесс для дачи заключения по делу.

1. Обращение в суд с заявлением.

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления являются инициаторами возбуждения дела в тех случаях, когда становится известно о нарушении чьих-либо прав и интересов, и закон предоставляет им такое право. Так, дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлениям органа опеки и попечительства, учреждения здравоохранения или учебного заведения, в котором находится ребенок (ст. 165 СК). В случае непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства обязан в семидневный срок после принятия решения о немедленном отобрании ребенка от родителей обратиться в суд с иском о лишении родителей либо одного из них родительских прав (ч. 2 ст. 170 СК). Органы опеки и попечительства также имеют право на обращение в суд с иском: о признании брака недействительным (ст. 42 СК), об отмене усыновления или признании его недействительным (ст. 240 СК).

Гражданским процессуальным законодательством органам опеки  и попечительства предоставлено  право подачи заявления в суд  по делам особого производства: 1) об ограничении гражданской дееспособности физического лица (ч. 1 ст. 237 ГПК), 2) об ограничении права несовершеннолетнего лица самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или другими доходами либо лишении его этого права (ч. 2 ст. 237 ГПК); 3) о признании физического лица недееспособным (ч. 3 ст. 237 ГПК).

Право предъявления заявления  в суд по делам особого производства имеет также: орган, уполномоченный управлять имуществом соответствующей территориальной громады, о передаче бесхозяйной недвижимой вещи в собственность территориальной громады (ст. 269 ГПК) и органы местного самоуправления о признании наследства выморочным (ст. 274 ГПК).

Функцию органов местного самоуправления выполняет Бюро технической  инвентаризации (БТИ), на которое возлагается обязанность осуществления технической паспортизации и инвентаризации основных фондов коммунального хозяйства, а также государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления обязаны соблюдать порядок обращения в суд, то есть порядок предъявления иска. Исковое заявление по форме и содержанию должно соответствовать требованиям ст. 119 ГПК. В заявлении указываются основания обращения и содержание исковых требований, излагаются обстоятельства дела, а также указываются доказательства, подтверждающие наличие фактов, имеющих значение для дела. К исковому заявлению должен быть приложен акт обследования жилищно-бытовых условий сторон по спорному вопросу с соответствующим заключением. За подачу искового заявления в интересах другого лица судебный сбор не уплачивается.

Обращаясь в суд с  заявлением о защите прав и интересов  других лиц, органы государственной  власти и органы местного самоуправления выполняют представительскую функцию. В этом случае они не являются стороной процесса в материальном смысле. Но эти органы могут занимать положение стороны или третьего лица по делам искового производства в тех случаях, когда они участвуют в процессе от своего имени, имеют материально-правовую и процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела. Например, в качестве истца выступает жилищный орган о выселении нанимателя, в связи с порчей, повреждением жилого помещения; государственная налоговая администрация вправе подавать иски о взыскании в доход государства средств, полученных гражданами по незаконным сделкам. Жилищный орган также может участвовать в процесс как третье лицо без самостоятельных требований по делам о разделе квартиры, о возмещении вреда в связи с заливом квартиры.

Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в гражданском деле не исключает участия наряду с ними тех лиц, в интересах которых предъявлено заявление.

Предъявление заявления  органами государственной власти и органами местного самоуправления в интересах других лиц возможно при следующих условиях:

1) если данным органам стало известно о нарушении права;

2) если по закону они имеют право на предъявление такого заявления.

2. Вступление в процесс для дачи заключения по делу.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут участвовать в гражданском деле по собственной инициативе, по инициативе суда, а также в силу закона. Участие указанных органов в гражданском процессе для дачи заключения по делу обязательно в случаях, установленных законом, или если суд признает это необходимым (ст. 45 ГПК). В соответствии со ст. 19 Семейного кодекса участие органов опеки и попечительства обязательно при рассмотрении судом споров об участии одного из родителей в воспитании ребенка, месте жительства ребенка, лишении и восстановлении в родительских правах, свидании с ребенком матери, отца, лишенных родительских прав, отобрании ребенка от лица, удерживающего его у себя не на основании закона или решения суда, управлении родителями имуществом ребенка, отмене усыновления и признании его недействительным.

Вопрос об участии  органов государственной власти и органов местного самоуправления в гражданском процессе разрешается судом в предварительном судебном заседании. Указанные органы привлекаются к участию в деле для дачи заключений во исполнение своих полномочий. Так, орган опеки и попечительства представляет суду письменное заключение по делу спора на основании сведений, полученных в результате обследования условий проживания ребенка, родителей и других лиц, желающих проживать с ребенком, принимать участие в его воспитании, а также на основании других документов, касающихся дела.

Наличие акта обследования условий  жизни ребенка и заключения органа опеки и попечительства способствует принятию законного и обоснованного судебного решения. Давая заключение, орган опеки и попечительства должен затронуть фактическую и правовую сущность спора. Заключение оглашается в судебном заседании, после чего суд, лица, участвующие в деле, их представители могут задавать данным органам вопросы по поводу заключения в целях его разъяснения и уточнения.

Заключение органов государственной  власти и органов местного самоуправления имеет важное значение для правильного разрешения спора, однако суд не связан доводами и выводами, содержащимися в заключении, и может принять решение, противоположное мнению, высказанному в заключении. Но в этом случае требуется аргументированное несогласие суда с выводами, содержащимися в заключении.

 

4. Процессуальные  права и обязанности органов  государственной власти и органов местного самоуправления

 

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвующие в деле в интересах других лиц, пользуются правами и обязанностями, которые предусмотрены ст. 27 ГПК (вправе знакомиться с материалами дела, делать из них выписки, участвовать в судебных заседаниях, представлять доказательства, участвовать в их исследовании и т. д.). Кроме того, они обладают правами стороны (истца, ответчика): вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований или отказаться от иска. Вместе с тем, эти органы, имея процессуальные права и обязанности лица, в интересах которого они действуют, не могут заключить мировое соглашение.

Эффективность защиты прав и интересов других лиц органами государственной власти и органами местного самоуправления во многом зависит от активности их участия во внесудебном выяснении обстоятельств, а также в зале судебного заседания в процессе разбирательства дела. Представители органа государственной власти и органа местного самоуправления должны использовать все имеющиеся законные меры с тем, чтобы не только исследовать материалы, которые необходимо представить суду, но и использовать сведения, которые они должны получать сами во внесудебном порядке. Они по своей инициативе представляют необходимые по делу доказательства и участвуют в их исследовании.

Указанные органы выступают в судебных прениях первыми. После них выступают лица, в интересах которых открыто производство по делу.

Если орган государственной власти или орган местного самоуправления привлекается к участию в деле, то его участие в деле является не только правом, но и обязанностью. Обязательное привлечение этих органов для дачи заключения по делу является дополнительной гарантией защиты прав и интересов других лиц.

Отказ органов государственной власти и органов местного самоуправления от поданного ими заявления или изменение требований не лишает лицо, в защиту прав, свобод и интересов которого подано заявление, права требовать от суда рассмотрения дела и разрешения требования в первоначальном объеме. Судебные расходы в таком случае оплачиваются на общих основаниях. Но если лицо, обладающее гражданской процессуальной дееспособностью, в интересах которого подано заявление, не поддерживает заявленных требований, суд оставляет заявление без рассмотрения (ч. 3. ст. 46 ГПК), что не является препятствием дальнейшего обращения в суд.

 

ТЕМА 7. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СУДЕ

 

1. Понятие и значение представительства в суде.

2. Виды представительства в суде.

3. Полномочия представителя в суде.

4. Участие адвоката в гражданском процессе.

 

  1. Понятие и значение представительства в суде

 

Представительство в суде является самостоятельным процессуальным институтом, который способствует реализации субъективных прав и интересов на судебную защиту.

Представительство в суде – это правоотношение, в силу которого представитель совершает процессуальные действия в судебном процессе, направленные на защиту прав и охраняемых законом интересов представляемого, а также на оказание содействия суду в осуществлении правосудия.

Значение представительства в суде заключается в предоставлении правовой помощи физическим и юридическим лицам, содействии защите их прав и интересов, оказании помощи суду в установлении объективной истины по делу и принятии законного и обоснованного решения.

Необходимость в судебном представительстве обусловлена  различными причинами. Поскольку участвующие  в деле лица могут не обладать гражданской  процессуальной дееспособностью (несовершеннолетние, недееспособные) их права в суде защищают законные представители: родители, усыновители, опекуны, попечители. Заинтересованные лица, желающие получить квалифицированную помощь при рассмотрении и разрешении дел в суде, также испытывают необходимость в представительстве. Юридические лица для непосредственного участия в деле прибегают к помощи представителя (юрисконсульта, адвоката).

Представительство в суде возможно по всем категориям гражданских дел (кроме дел об усыновлении) в суде первой инстанции; при пересмотре судебных решений в апелляционной и кассационной инстанции, производстве в связи с исключительными обстоятельствами и производстве по вновь открывшимся обстоятельствам.

Представительство в  суде служит гарантией обеспечения  защиты прав и законных интересов  физических и юридических лиц. В связи с этим законом установлен широкий круг лиц, имеющих право быть представителями в суде.

Представитель в суде – это лицо, которое на основании предоставленных полномочий выступает в суде от имени и в интересах представляемого для оказания ему правовой помощи с целью добиться для него наиболее благоприятного судебного решения.

Согласно ст. 40 ГПК представителем в суде может быть адвокат или иное лицо, достигшее восемнадцати лет, имеющее гражданскую процессуальную дееспособность и надлежащим образом удостоверенные полномочия на осуществление представительства в суде.

Информация о работе Лекции по гражданскому процессу