Лекция по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:42, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Гражданское право"

Файлы: 1 файл

лекции_Право интеллектуальной собственности.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

Интеллектуальная  собственность представляет собой результаты творения человеческого разума, человеческого интеллекта и вот уже более пятисот лет она используется как важный инструмент технологического, экономического, социального и культурного развития. Трудно переоценить значение интеллектуальной собственности в системе современных экономических отношений. Найти такую сферу человеческой деятельности, в которой в той или иной степени не использовались бы результаты творческого труда, невозможно.

От  того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит, в конечном счете, и успех решения стоящих перед ним экономических проблем. В свою очередь наука, культура и техника могут динамично развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки. К их числу, безусловно, следует отнести законодательное закрепление таких нормативных правил, которые адекватны складывающимся в обществе товарно-денежным отношениям.

 «Человеческий гений является источником всех произведений искусства и изобретений. Эти произведения являются гарантией жизни, достойной человека. Долг государства – обеспечить надежную охрану всех видов искусства и изобретений». Это высказывание первого директора Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС) Арпада Богша, зафиксированное на куполе штаб-квартиры ВОИС в Женеве, является очень емким и несущим главную идею охраны прав интеллектуальной собственности.

Результаты  интеллектуальной творческой деятельности занимают особое место среди объектов гражданского права и традиционно подразделяются на две основные сферы прав: промышленную собственность и авторское право. Авторское право охраняет неповторимую, оригинальную форму созданного произведения, патентное право охраняет содержание полученного результата. В законодательстве не существует специального отдельного закона об интеллектуальной собственности, слишком неоднозначны объекты и поэтому невозможно правовое регулирование их одним общим законом.

Промышленная  собственность подразумевает охрану изобретений, полезных моделей, промышленных образцов с помощью патента, защиту определенных коммерческих интересов (законодательство о средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, товаров, работ, услуг). Кроме того, в понятие промышленной собственности входит борьба против недобросовестной конкуренции. Изобретения, полезные модели – это новые решения технических проблем, а промышленные образцы являются созданиями в области эстетики, определяющими внешний вид промышленных изделий. Кроме того, в промышленную собственность входят товарные знаки, знаки обслуживания, указания происхождения товара и наименования места происхождения товара. Под недобросовестной конкуренцией понимается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. Объекты промышленной собственности используются обществом для совершенствования техники и технологии, модернизации производства.

В книге «Интеллектуальная  собственность – мощный инструмент экономического роста», написанной директором ВОИС Камил Идрисом приведены изобретения, которые изменили развитие человечества (гип.1).  

(гип.1) В 1440 году впервые немецким изобретателем Иоганном Гуттенбергом были разработаны съемные шрифты (печатный станок), тем самым была создана первая в мире технология тиражирования. Создание этого изобретения повлекло за собой появление нового института гражданского права - авторское право;

- в  1560 году швейцарский изобретатель  Конрад Геснер предложил идею  размещения куска графита внутри деревянной заготовки для использования в качестве пишущего средства (карандаш);

- в  1840 году Самуэль Морзе изобретатель  из США подал заявку на получение  патента на свое имя на созданный  им телеграф, а также электрический  алфавит;

- в 1863 году шведский изобретатель Альфред Нобель создал свое первое изобретение – динамит;

- в  1876 году английский изобретатель  Александер Г.Белл получил патент  на «способ и аппарат для  передачи голосовых и прочих  сигналов телеграфным способом  путем возбуждения электрических волн» (телефон);

- в  1903 году американские изобретатели  братья Райт изобрели свою  первую летательную машину в  городке Кити Хок в Северной  Каролине (аэроплан);

- в  1929 году русский изобретатель  Владимир Зворыкин изобрел катодно-лучевую трубку, необходимую для телевизионного вещания (электронное телевидение);

- в  1938 году изобретатель из Аргентины  Ладислао Биро получил патент  на шариковую ручку;

- в  1941 году немецкий изобретатель  Конрад Цузе изобрел современный  свободно программируемый компьютер;

- в  1965 году американский изобретатель  Джеймс Рассел разработал систему  обеспечивающую запись, хранение  и воспроизведение музыки с  использованием лазерной технологии (компактный диск), на которую  получил 22 патента.

В течение последнего десятилетия, широко признано, что развитие событий в области экономики, техники и права повысило международное внимание к интеллектуальной собственности. Глобализация и либерализация мировых рынков усилили конкуренцию между компаниями. По сравнению с физическими активами, ресурсы интеллектуального характера стали играть решающую роль в деловой практике.

Исследование  ВОИС, проведенное консультативной  комиссией, показало, что вопрос оценки объектов интеллектуальной собственности  является ключевым. Одна из поразительных цифр, привлекшая внимание комиссии, содержалась в том, что от 50 до 80% стоимости, созданной фирмой, порождается интеллектуальным капиталом, а не традиционными материальными ценностями, что свидетельствует о сдвиге в экономических оценках от материального капитала в сторону нематериального и интеллектуального капитала. Патенты стали рассматриваться как нечто ценное не только с точки зрения исходного намерения получения охраны инноваций, но также с точки зрения получения потенциального дохода (гип 2) за счет лицензионных отчислений, средств защиты от конкурентов или даже дополнительных доходов, не связанных с основным бизнесом фирмы.

(гип.2)  Так, например, в конце 19-го века ряд японских компаний, включая корпорацию Toyota Loom Corporation по производству ткацких станков, работали над созданием технологии ткацкого станка для текстильной промышленности. Однако в конце столетия разрыв между японской промышленностью, все еще использующей ручные деревянные станки и их европейскими партнерами, использующими с 1894 года преимущества изобретения автоматического станка, оставался значительным. В начале 20-века изобретателю Сакичи Тойота удалось значительно усовершенствовать европейский автоматический станок, что позволило ему получить превосходство над его конкурентами

Был получен  ряд патентов, обеспечивающих охрану его изобретений. В 1924 году автоматический станок Тойоты вышел на рынок. Кичиро Тойота, сын Сакичи, заключил важное соглашение с компанией Platt Brothers & Co. в отношении коммерциализации автоматического ткацкого станка. Компания Platt Brothers & Co заплатила Тойота 100000 фунтов стерлингов (25 млн. $ US в настоящее время) за исключительное право изготавливать и продавать данный автоматический станок в любой стране, кроме Японии, Китая и США. После чего Тойота решил инвестировать 100000 фунтов стерлингов в качестве исходного капитала для организации автомобильной компании.

В настоящее  время все большее число компаний начинает понимать, что агрессивная  политика в получении своих патентов может породить много деловых преимуществ, и они тратят на это большие суммы денег, проводя регулярно ревизию своего портфеля патентов, чтобы выявить экономически значимые патенты.

Джеф Видман, вице-президент отделения международного лицензирования и внешних венчурных сделок фирмы Proctеr & Gamble признался, что когда в начале двухтысячных их компания подготовила обзор, они поняли, что тратят на научно-исследовательские работы 1,5 миллиарда $ США, но в их собственной продукции используют меньше 10 % полученных результатов. После чего эта компания, которой принадлежит более 27000 патентов во всем мире, круто изменила свою политику относительно интеллектуальной собственности, и теперь все ее патенты, а также технологии предлагаются для лицензионных соглашений, продажи или совместных венчурных сделок.  

В мире бизнеса товарные знаки являются важной частью маркетинговой  стратегии. Это еще один из объектов интеллектуальной собственности, правовое регулирование которого имеет огромное значение в условиях рыночной экономики. Товарный знак может быть словом, словосочетанием, цветом или комбинацией цветов, изображением и др. Устойчивый товарный знак, положительно распознаваемый потребителем, может быть единственным, наиболее ценным активом интеллектуальной собственности или даже самым ценным из всех активов, которыми обладает коммерческая организация. Будучи уникальным из всех объектов интеллектуальной собственности, товарный знак, если он правильно поддерживается в силе, дает его владельцу исключительные права на вечные времена.

Оценка товарных знаков становится важнейшим компонентом капитализации фирмы (гип.3).

(гип.3) К примеру стоимость товарного знака «Coca-cola» оценивается в 72,5 млрд.дол.,  «Microsoft» в 70,2 млрд.дол., «IBM» в 53,2 млрд.дол., «Intel» в 39 млрд.дол., «Nokia» в 38,5 млрд.дол., «Ford» в 36,4 млрд.дол., «Disney» в 33,6 млрд.дол., «McDonalds» в 27,9 млрд.дол. Согласно  данным Международной Ассоциации Интербранд в 2001 году всемирно известные товарные знаки «Coca-cola», «Disney» и «Ford» давали соответственно 61, 54 и 66% в капитализации этих компаний.

Однако товарные знаки  существуют не сами по себе, это лишь верхушка айсберга; успешная компания с использованием товарного знака  должна строиться на прочном фундаменте. Качество товара, вот та основа, которая  позволяет товарным знакам становиться ценным активом предприятия. Товарные знаки, которые стали популярными, часто являются хорошими индикаторами уровня качества товара или услуги, к которым они относятся. Плохое качество, ассоциируемое с определенным знаком, наносит огромный вред бизнесу. Товарные знаки стимулируют продавцов вкладывать капиталы в повышение качества продукта, его поддержание на достигнутом уровне и дальнейшее улучшение. Охрана товарных знаков имеет значительные экономические преимущества для общества.

Товарные знаки фактически выполняют роль символа и могут  оказаться полезными при введении или возвращении существующего  изделия на рынок или при изменении  его общественного восприятия. Так, например логотип для Олимпиады 2008, прошедшей в Пекине сохранил прежние, знакомые переплетающиеся кольца, но вытянул их в каллиграфическую форму, которая напоминает бегуна и в то же самое время выглядит как спортсмен, занимающийся Тэй Ши. Согласно информации международного агентства по вопросам брэндов – Interbrand, данный символ был разработан, чтобы показать, что Китай идет навстречу Олимпиаде, одновременно создавая новый имидж для себя.

Начиная с древних  ритуалов, музыки и танцев, похоронных обрядов, пещерных росписей, письменного  слова, а также театрализованных представлений и заканчивая использованием современных технологий, таких как фонограммы, беспроволочное вещание, программное обеспечение и цифровая запись, человечество идентифицировало себя и определилось через культурное творчество в форме художественных творений и исполнений. Современная музыка, фильмы, книги, искусство и другие формы творений являются показателем социального прогресса и качества жизни.

Нельзя отрицать силу, исходящую от произведений, создаваемых  творцами. Почти каждый человек испытал  на себе воздействие какой-либо книги. Почти каждый человек смеялся или плакал под влиянием фильма. Художники и скульпторы побуждают нас видеть красоту жизни. Компьютеры и компьютерные программы облегчают нашу жизнь, дают нам возможность общаться друг с другом по всему миру и позволяют получить доступ к безграничному объему информации и знаний.

Трудно дать точные данные в отношении числа литературных и художественных произведений, созданных  во всем мире. Однако известно, что в  настоящее время ежегодно публикуется около 1000 000 книг (разных названий), выпускается около 5000 фильмов, а число ежегодно реализуемых копий фонограмм составляет более 3 миллиардов.

Наибольшим проявлением  культуры любого человека является язык, которым говорит данный человек. Когда язык записывается письменно, вплетается в музыку, адаптируется в аудиовизуальные произведения или используется с участием компьютеров, часто создаются произведения, подлежащие охране в соответствии с законодательством об авторском праве. Эти виды деятельности, при условии их поддержки, коммерческой раскрутки и масштабной организации, группируются в разновидности бизнеса и сводятся в отрасли промышленности, которые выпускают продукты и услуги, удовлетворяющие наши культурные потребности и желания.

Авторское право является отраслью права, которая обеспечивает охрану «оригинальным авторским работам», включая картины, скульптуры, музыкальные произведения, романы, поэмы, пьесы, творения архитектуры, танцы, программное обеспечение и т.д. при этом регистрация произведений в государственных органах не требуется для того чтобы возникла правовая охрана авторским правом.

Система авторского права построена таким образом, чтобы людям, наделенным от бога творческими  способностями и реализующими их, создавалась благоприятная среда для дальнейшего творчества. Созданные ими произведения, признаются их интеллектуальной собственностью, и любые формы их коммерческого использования могут осуществляться только с согласия их правообладателей. В свою очередь, например многонациональные звукозаписывающие компании, жизненно заинтересованы в том, чтобы открыть, воспитать, развить, продемонстрировать и осуществить коммерческую раскрутку нового таланта (гип.4), новых сочинителей песен, новых певцов, новых музыкантов, новые группы и новую музыку. Этот процесс является для них поистине кровеносной системой.

(гип.4) Существует много историй об успехе талантливых людей. Испанская группа Лос Дел Риос попала на мировую сцену благодаря одному своему массовому хиту «Макарена», который был продан миллионными тиражами, превратив эту песню в ценный капитал. Пуэрториканец Рикки Мартин сумевший соединить музыкальные ритмы Латинской Америки с английской лирикой стал мировым феноменом.

Авторское право предоставляет авторам  и иным творцам интеллектуальных произведений (литература, наука, искусство) определенные права, позволяющие им разрешать или запрещать в течение определенного ограниченного периода времени те или иные виды использования их произведений. В большинстве европейских языков используется не английский термин «копирайт» (буквально – право на изготовление копий), а словосочетание «авторское право». В английском термине «копирайт» упор делается в основном на действие, которое в отношении литературных или иных художественных произведений может осуществляться только самим автором или с его разрешения. Речь идет об изготовлении экземпляра литературного или иного произведения, такого как книга, картина, скульптура, фотография или кинофильм.

Информация о работе Лекция по "Гражданскому праву"