Место нотариата в системе правоохранительных органов и его роль в обществе в современный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 14:12, реферат

Описание работы

Нотариат в Республике Казахстан- это законодательно, закрепленная система защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц путем совершения нотариальных действий, направленных на удостоверение прав и фактов, а также на осуществление иных задач, предусмотренных законом «О нотариате» от 14.07.1997г.
Нотариальные действия могут совершаться любым нотариусом Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных инструкцией о порядке совершения нотариальных действий в Республике Казахстан, когда согласно законодательству РК нотариальное действие должно быть совершено определенным нотариусом в пределах его деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие нотариата 5
2. Функции нотариата 7
3. Место нотариата в системе правоохранительных органов и его роль в обществе в современный период. 11
4. История нотариата и законодательства о нем. 14
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

Реферат на тему Место нотариата в системе правоохранительных органов и его роль в обществе в современный период.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

К компетенции  нотариальных органов по целям относятся:

1. Придание документам  исполнительно силы.

2. Охранительные  нотариальные действии.

Согласно ст.35. Закона «О нотариате» ими могут совершаться  лишь следующие нотариальные действия:

1. Удостоверение завещания.

2. Удостоверение доверенности.

3. Свидетельствование  верности копий, документов и  выписок из них, за определенными  исключениями.

4. Свидетельствование  подлинности подписи на заявлениях.

Законодательными  актами РК на указанных должностных  лиц может быть возложено совершение и иных нотариальных действий.

Территориальная компетенция нотариальных органов  для некоторых нотариальных действий предлагает их совершение на определенной территории. Их место точно определено законом и исключает возможность  их производства в любом другом месте:

Например:

А) сделки об отчуждении или залога имущества, подлежащего  регистрации (жилого дома, квартиры, гаража, земельного участка), удостоверяются по месту нахождения имущества ( ст.54.)

Б) договоры о  строительстве жилого дома на земельном  участке удостоверяются по месту нахождения земельного участка.

В) меры охраны наследственного имущества и  выдача свидетельств о праве на наследство - по месту открытия наследства (ст. 63., 69), свидетельство о праве собственности  на долю в общей совместной собственности (ст. 73)

Организация и  порядок деятельности нотариата  регулируются:

1. Законом Республики  Казахстан «О нотариате» от 14.07.1997г.  № 155-1.

2. Инструкцией  «О порядке совершения нотариальных  действий в Республике Казахстан». Утверждена приказом министра юстиции Республики Казахстан от 28 июля 1998 года № 539.

3. Инструкцией  «О порядке совершения нотариальных  действий нотариусами Республики  Казахстан.».Утверждена Приказом  Министерства юстиции Республики  Казахстан от 10.12.1998г.№ 655

4. Инструкцией « По нотариальному делопроизводству в Республике Казахстан». Утверждена приказом Министерства юстиции Республики Казахстан от 16 июля 1998 года № 83.

5. Инструкцией  «О порядке учета депозитных  операций нотариусами Республики  Казахстан» . Утверждена Министерством юстиции от 09 января 1998 № 4.

6. Правилами  прохождения аттестации лицами, претендующими на право занятия  адвокатской либо нотариальной  деятельностью. Утверждены постановлением  Правительством Республики Казахстан  от 25 сентября 2001 года №1235.

7. Формой государственной лицензии на право занятия нотариальной деятельностью. Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 1998 года № 1325.

8. Правилами  Лицензирования адвокатской деятельностью  и деятельностью нотариусов. Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 февраля 2002 года № 254.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Место нотариата в системе правоохранительных органов и его роль в обществе в современный период.

 

Законодательство о  нотариате регулирует общественное отношения, которые возникали между нотариальными органами и лицами, которые обращаются за совершением нотариальных действий. Итак, нотариальное процессуальное право - это система правовых норм, которые регулируют общественные отношения, которые возниклы в процессе осуществления нотариальных действий между нотариальными органами и лицами, которые обращаются за совершением этих действий.

Предметом нотариального процессуального  права являются общественные отношения, которые регулировались этим правом.

Нотариальное процессуальное право не является самостоятельной областью права Украины. Вопрос о его месте в системе права Украины есть спорным в юридической литературе. Существует мысль, что нотариальное процессуальное право входит в предмет регулирования гражданского процессуального права. Это объясняют тем, что и суд, и нотариат осуществляют ту же самую функцию защиты прав и законных интересов. Возражая против этого, можно указать, что нотариат функцию защиты прав и законных интересов осуществляет, в порядке исключения, только во время совершения трех нотариальных действий: совершение исполнительных надписей, протестов векселей и удостоверение неуплаты чеков.

Совершая нотариальные действия, нотариусы осуществляют охрану прав и интересов. При этом защита прав нотариальными органами не имеет  окончательного характера. Акты нотариальных органов могут быть оспорены в суде или арбитражном суде. Кроме того, защита права нотариальным органом не осуществляется, если требование оспаривается второй стороной.

Нотариальное процессуальное право есть самостоятельным относительно гражданского процессуального права, поскольку деятельность нотариальных органов имеет бесспорный характер, во время совершения нотариальных действий не используется состязательная форма процесса, нотариус устанавливает юридические факты в основном на основании документов. Кроме того, нотариальные органы являются органами государственного управления, и их деятельность имеет административный характер. Поэтому есть все основания считать, что нотариальное процессуальное право входит в предмет регулирования административного процессуального права.

Вопрос о месте нотариального  процесса в правовой системе носит  теоретический характер, и относительно решения этого вопроса в юридической  литературе нет единой мысли. Так, большинство  ученых относят нотариальный процесс  к несудебным формам защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов, иногда считают самостоятельным, но объединяют его с гражданским процессом.

О похожести нотариального  процесса с административным процессом  свидетельствует и несколько  других признаков: в нотариальном процессе не решаются спорные вопросы; нотариальные акты совершаются на основании фактов, в наличии которых нотариусы могут убедить непосредственно на основании предоставленных документов; нотариус действует единолично и имеет свою специфическую компетенцию; в случае невозможности установить определенные обстоятельства с помощью доказательств, которыми владеет лицо, нотариус не может совершать нотариальное проведение и разъясняет лицу ее возможность обращения в суд за установлением соответствующего обстоятельства или факта; нотариальная структура руководствуется и контролируется Министерством юстиции.

Такие признаки разрешают  сравнить нотариусов с органами регистрации  актов гражданского состояния, признака которых очень похожие, хотя в  нотариальном процессе задачи и средства имеют значительно более широкие границы. Если сравнивать дальше, ответственность нотариусов на этом основании существенно отличается от ответственности органов регистрации актов гражданского состояния и их должностных и служебных лиц. В отличие от других органов государственного управления органы нотариата характеризуются особым положением должностных лиц, а также их компетенцией. Нотариус - это должностное лицо, которое в своей деятельности при осуществлении нотариальных функций независимая. Он покоряет только закона, в то время как другие должностные лица органов государственного управления при осуществлении своих обязанностей должны выполнять указания вышестоящих руководителей.

Предметом нотариальной деятельности есть бесспорные дела, которое обусловило специфический метод решения нотариальными органами отнесенных их компетенции вопросов. Органы нотариата не применяют состязательную форму процесса, а устанавливают юридические факты, как правило, на основании предоставленных им письменных документов. В нотариальном процессе отсутствуют публичные начала. В отличие от суда, который в большинстве случаев рассматривает дела в открытых судебных заседаниях, нотариусы должны сохранять тайну совершенных нотариальных действий. Это увеличивает доверие к нотариусам, предупреждает возникновение семейных конфликтов и других нежелательных результатов. Должность нотариуса действительно есть публичной, что определяется доступностью нотариальной деятельности, следует заметить, что само содержание нотариальной деятельности лишенный характеру публичности. Это обеспечивается тайной совершенных нотариальных действий.

Нотариусы и другие должностные  лица, которые совершают нотариальные действия, несут ответственность  за разглашение тайны совершенных  нотариальных действий.

Специфичность положения  в системе органов государственного управления, специальные действия, урегулированные законом правила  проведения, которые обеспечивают правильное и четкое выполнение нотариальных функций  и гарантируют права клиентов, обусловленные задачами и принципами деятельности нотариата. Суть нотариальной деятельности заключается в том, что она имеет удостоверяющий, подтверждающий характер, юридическое закрепляет гражданские права с целью предупреждения от возможного дальнейшего их нарушения. За своей функциональной природой нотариальные органы наиболее близкие к суду, поскольку и те, и другие осуществляют в интересах граждан и юридических лиц единую функцию контроля гражданских правоотношений. Этот контроль имеет предыдущий характер при совершении нотариальных действий, когда отсутствующий спор о праве и нет правонарушения, в отличие от судебного следующего контроля, с помощью которого в процессе решения спора определяется правонарушитель, к которому применяются меры воздействия.

Место нотариального  процесса в правовой системе Казахстана определяется законодательством Республики Казахстан,Гражданским кодексом и другими нормативными актами. 

 

 

4. История нотариата и законодательства о нем.

 

         В 1920 году образовалась ассоциация нотариусов, затем появились

первые международные  акты, обеспечивающие гарантии нотариальной деятельности. Этот период, как отмечают отечественные исследователи, интересен  тем, что с появлением Положения  о нотариальной части от 14 апреля 1866 года началось формирование единой системы нотариальных органов, функционировавших до 1917 года.

          Период нахождения Казахстана в составе Российской империи занял

значительный исторический отрезок времени. Нотариусы определялись Туркестанским генерал-губернатором из числа лиц, получивших от Сыр-Дарьинского областного правления удостоверение в удовлетворительном здании положения о нотариальной части и вступали в должность по принесению присяги.

          До 1917 года нотариальными функциями были наделены в уездах мировые судьи. Свержение самодержавия и последовавшее за ним Октябрьское восстание предопределили дальнейший путь развития нотариата сельского, государственного. Тем не менее, гражданский оборот и развивающие нового типа социалистические отношения собственности не могли обойтись без нотариата, и большевистская власть была вынуждена заняться организацией в стране нотариальных служб.           

 Советский нотариат  развивался в то время, когда  государство не признавало частной  собственности, когда гражданский оборот был крайне ограничен. В то время нотариат был исключительно государственным и входил в систему органов юстиции. В 1921 году были изданы Декрет о введении Положения о нотариате и Декрет об упразднении нотариальных столов, в 1923 году было введено Положение «О государственном нотариате». В советский период институт нотариата был тоже государственным, вплоть до 1997 года.           

 В 1926 году Постановлением  СНК СССР и ЦИК СССР были  утверждены Основные принципы  организации государственного нотариата. А с 1936 года во всех районных и городских центрах были образованы государственные и нотариальные конторы, возглавляемые нотариусами.           

 С 1960 года в связи  с упразднением Министерства  Юстиции его функции по руководству  нотариатом перешли к Верховному Суду.  В 1973 году был принят Закон СССР «О государственном нотариате», в 13 августа 1974 года  - Закон Казахской ССР «О государственном нотариате».            

 В этот период  были сформированы нотариальные  органы во всех регионах Казахстана. В 1983 году был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан».  А в 1986 году Министерством Юстиции СССР были изданы Указания по заполнению реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах.  С 1991 года начался путь развития казахстанского нотариата в независимом, суверенном государстве. 

     За период развития правового государства в Казахстане происходят масштабные и значительные преобразования в сфере юриспруденции. В 1994 году была утверждена Государственная программа правовой реформы в Казахстане, включающая в себя создание новых правовых институтов, в программе предусматривались пути развития нотариата, введение института частнопрактикующих нотариусов, создание профессионального органа, способного осуществить координацию всей организационной и профессиональной деятельности внебюджетного нотариата.

          В целях реализации этой программы в 1997 году был принят Закон "О нотариате", который вошел в историю нотариата, как «революционный», его роль  заключалась в сломе государственной монополии в сфере нотариального обслуживания и введение института независимого нотариата, отвечающего требованиям ускоряющихся оборотов гражданско-правовых отношений в условиях рыночной экономики.            

Информация о работе Место нотариата в системе правоохранительных органов и его роль в обществе в современный период