Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 23:07, курсовая работа
Российский нотариат всегда представлял в обществе один из важнейших юридических институтов государственной деятельности. Каждый российский гражданин хотя бы один раз в жизни обращался к нотариусу, например, за доверенностью на автомобиль или на представительство в административных или судебных органах власти, за оформлением наследства, в связи с куплей-продажей движимого и недвижимого имущества или за нотариальным удостоверением юридически значимых документов
Введение
Место осуществления нотариальных действий.
Территориальная компетенция нотариуса
Сроки осуществления нотариальных действий.
Установление личности, правоспособности, дееспособности
обратившегося к нотариусу
5. Порядок взыскания государственной пошлины.
6. Обжалование нотариальных действий или отказа в их совершении.
7. Список используемой Литературы
1) нотариусам очень часто приходится устанавливать личности по фотографиям, вклеенным в паспорта много лет назад, когда их владельцы выглядели совсем по-иному;
2) в Российской Федерации зафиксировано огромное количество утерянных паспортов;
3) в современных условиях, когда доступно самое разное техническое оборудование, высококачественно изготовить поддельный паспорт для преступников совсем не трудно, а определить высококачественную подделку без экспертизы и получения соответствующей информации невозможно. При таких обстоятельствах нотариусам приходится выполнять свои профессиональные обязанности в условиях риска.
За совершение нотариальных действий государственные нотариусы и должностные лица исполкомов местных советов взыскивают государственную пошлину.
Государственная пошлина взыскивается по ставкам, в размерах частей необлагаемого минимума доходов граждан, который сейчас составляет 17,0 грн., и в процентном отношении к соответствующей сумме документа, например, стоимости отчуждаемого имущества.
Государственная пошлина платится денежной наличностью, путем перечислений из счета плательщика в кредитном учреждении или таможенными марками.
За совершение нотариальных действий государственными нотариальными конторами, а также исполкомами сельских, поселковых и городских советов государственная пошлина платится к совершению нотариальных действий, а за выдачу дубликатов документов, которые есть в делах нотариальной конторы, копий документов, - одновременно с выдачей. При этом за действия, содеянные исполкомами сельских советов, государственная пошлина платится исключительно денежной наличностью. Исполком сельского совета выдает плательщику квитанцию об уплате пошлины, а на документах, которые выдаются плательщику, а в соответствующих документах и в книгах сельского совета делается отметка о сумме взысканной пошлины и указывается номер квитанции.
В государственных нотариальных конторах в реестре для регистрации нотариальных действий указывается сумма внесенного государственной пошлины, дата и номер банковского документа.
За выдачу свидетельств о праве на наследство государственная пошлина взимается из стоимости всего имущества, которое переходит в наследство, определенной на день открытия наследства. В тех случаях, когда есть несколько наследников (в том числе наследников по закону, по завещанию или тех, которые имеют право на обязательную часть) государственная пошлина исчисляется из той доли наследства, которое принадлежит каждому наследнику.
При наличии несовершеннолетних наследников на момент открытия наследства государственная пошлина взыскивается только из совершеннолетних наследников в той сумме, которая отвечает их части в наследстве, независимо от того, что на время получения свидетельства о праве на наследство они достигли совершеннолетия.
Если по заявлению наследников свидетельство о праве на наследство выдается на долю наследственного имущества, государственная пошлина исчисляется из той доли, которая указана в выданном свидетельстве. В случае выдачи в дальнейшем свидетельства на сдачу имущества пошлина исчисляется из общей его стоимости, а к уплате предъявляется разность между вычисленной суммой и суммой, уплаченной за выдачу предыдущих свидетельств.
За повторные свидетельства о праве на наследство, которые выдаются на основании постановления суда о недействительности предыдущих свидетельств, государственная пошлина взыскивается на общих основаниях. При этом сумма пошлины, уплаченная за первоначальное свидетельство, подлежит возвращению или же по заявлению плательщика зачисляется в счет суммы, которая принадлежит к уплате за выдачу нового свидетельства, если не прошел год со дня зачисления этой суммы в бюджет.
За выдачу свидетельств о праве на наследство аккредитивов и чеков Государственного экспортно-импортного банка Украины государственная пошлина платится на общих основаниях.
За выдачу супружеству свидетельства о праве на наследство имущества, нажитого за время брака, после смерти одного из них государственная пошлина взыскивается из стоимости той его доли, которая фактически переходит в наследство.
Во время исчисления суммы государственной пошлины за удостоверением договоров отчуждения недвижимого имущества, которое находится в собственности физических или юридических лиц, стоимость таких договоров принимается исходя из суммы Договора, но не ниже от его инвентаризационной или балансовой стоимости с учетом коэффициентов индексации стоимости этих объектов и износа на момент отчуждения, о чем указывается в справках-характеристиках бюро технической инвентаризации.
Государственная пошлина за удостоверение договоров отчуждения земельных участков, переданных гражданам бесплатно для ведения подсобного хозяйства, строительства и обслуживание жилого дома и хозяйственных зданий, садоводства, дачного и гаражного строительства, исчисляется из суммы договора, но не ниже от нормативной цены земельного участка, установленного Законом Украины "О плате за землю".
За удостоверение договоров, платеж за которые производятся периодически (например, по договору аренды имущества), сумма из которой исчисляется и платится государственная пошлина, определяется из общей суммы платежей за договор за все время его действия. Если же договор заключен на неопределенный срок, то пошлина исчисляется и платится, исходя из общей суммы платежей по договору, но не более чем за три года.
За удостоверение договоров, сумму которых определено выражением "от - до", государственная пошлина исчисляется исходя из большей суммы. Итак, за удостоверение договоров мены государственная пошлина. За удостоверение договоров об уступке требованию и переведение долга, о продлении срока действия прежде заключенного договора или увеличение начальной суммы договора государственная пошлина исчисляется исходя из оценки неосуществленных прав и неиспользованных обязанностей или суммы, на которую увеличивается сумма прежде заключенных договоров.
За удостоверение договора имущественного найма, по условиям которого к сумме платежей зачисляется стоимость сведенных нанимателем зданий и других сооружений, оборудование помещений, стоимость проведенного нанимателем капитального ремонта и т.п., сумма, из которой исчисляется и взыскивается пошлина, определяется из размера платежей по договору, с учетом расходов нанимателя.
Государственная пошлина из соглашений, за которыми одна сторона освобождается от уплаты государственной пошлины, платится полностью второй стороной, если она также не уволена от уплаты пошлины.
Государственная пошлина подлежит возвращению частично или полностью в том случае, когда пошлина была внесено в большем размере, чем это предусмотрено законом, а также когда государственная нотариальная контора или исполком местного совета отказал в совершении нотариальных действий.
Возвращение государственной пошлины проводится на основании заявления, которое должна быть представлена на протяжении года со дня зачисления государственной пошлины в бюджет, к государственной нотариальной конторе. На основании этого заявления нотариальная контора подает в финансовый отдел района или города, в бюджет которого поступило государственную пошлину и где находится второй экземпляр документа о его уплате, вместе с заявлением плательщика и свой вывод. В заключение указывается, из каких обстоятельств есть основание для частичного или полного возвращения государственной пошлины. Кроме того, нотариальная контора подает оригиналы документов, которые подтверждают уплату государственной пошлины, если она возвращена в полном размере.
Возвращение государственной пошлины, уплаченной исполкому сельского совета, проводится этим исполкомом на основании письменного распоряжения главы исполкома с указанием причин, за которые возникшая потребность возвращения государственной пошлины.
Для предотвращения нарушения законности и охраны прав граждан и юридических лиц важное значение имеют урегулированные законодательством основания для отказа в совершении нотариальных действий (ст. 49 Закона Украины "О нотариате").
Статья 49 Закона регулирует общие основания для отказа в совершении нотариальных действий, которые их можно выделить в две группы. Первая группа - это основания, которые вообще не дают возможности совершить нотариальные действия. Ко второй группе относят основания, которые не дают возможности совершить нотариальное действие в какой-либо момент, но после устранения их совершения нотариального действия становится возможным.
Таким образом, к первой группе оснований отказы принадлежат:
1) совершение действия, которое противоречит закону;
2) представление документов для совершения нотариального действия, которые противоречат закону или содержат ведомости, которые унижают честь и достоинство граждан;
3) разногласие целям, указанным в уставе или положении соглашения, которое заключается от лица юридического лица;
4) 4) если совершение действия вообще не входит в компетенцию нотариальных органов.
Ко второй группе оснований отказы относят:
1) обращение за совершением нотариального действия не к тому нотариусу или должностному лицу, которые имеют право совершить это нотариальное действие;
2) обращение за совершением нотариального действия недееспособного лица;
3) обращение за совершением нотариального действия представителя, который не имеет необходимых полномочий;
4) обращение за совершением нотариального действия лица, которое находится в состоянии аффекта, алкогольного или наркотического опьянения.
Согласно закону отказ в совершении нотариального действия или неправильное ее совершение могут обжаловаться в суде (ст. 50 Закона Украины "О нотариате"). Такие дела рассматриваются судом в порядке отдельного проведения. Вследствие рассмотрения и решение этих дел суд может признать незаконными содеянные конкретные нотариальные действия и отменить их или обязать нотариуса или должностное лицо, которое совершает нотариальные действия, совершить те или те нотариальные действия, если в этом было неправомерно отказано.
Согласно ст. 50 закона Украины "О нотариате" и ст. 285 ГПК Украины заинтересованное лицо имеет право подать жалобу к столу районного (городского) суда по местонахождению государственной нотариальной конторы, государственного нотариального архива, исполкома местного совета или рабочего места частного нотариуса.
Жалобы на действии консульских служебных лиц и работников консульских учреждений рассматриваются в порядке подчиненности (ст. 19 Консульского устава Украины), а не в судебном порядке. Такие жалобы подаются на имя главы консульского учреждения Украины или на имя дипломатического представителя Украины в стране пребывания или к Министерству иностранных дел Украины.
Законом определено и подсудность дел по жалобам на действии должностных лиц, которые заверяют завещания и доверенности, которые приравниваются к нотариально удостоверенным (ст. 40 Закона Украины "О нотариате"). Такие жалобы подаются в суд по местонахождению больницы, другого стационарного лечебно-профилактического учреждения, санатория, дома для престарелых и инвалидов, экспедиции, госпиталя, военно-лечебного учреждения, военной части, соединение, учреждения, военно-учебного учреждения, места лишения свободы.
Жалобы на неправильное удостоверение завещания или на отказ в этом удостоверены капитаном морского судна или судна внутреннего плавания, которое плавает под флагом Украины, подаются в суд по месту порта приписки судна.
Заинтересованными лицами, которые имеют право направить жалобу на нотариальные действия или на отказ в совершении их, есть лица, относительно которых должна была быть содеянное нотариальное действие, или граждане или организации, которые принимали непосредственное участие в совершении нотариального действия, которое обжалуется. Право на нарушение этой категории дел имеет и прокурор, который подает в этом случае не жалобу, а заявление на защиту прав и интересов других лиц (ст. 285 ГПК).
Для принесения жалобы на действии нотариуса или должностных лиц, которые совершают нотариальные действия, законодательством предусмотрен десятидневный срок. Этот срок исчисляется со следующего дня после совершения обжалованного нотариального действия или отказа совершить нотариальное действие и считается не пропущенным, если к его истечению жалоба была представлена (сданная на почту) органу, который выполняет нотариальные действия, или непосредственно к суду. Пропущенный заинтересованным лицом срок для принесения жалобы может быть возобновлен судом при наличии уважительных причин пропуска срока.
Нотариус или другое должностное лицо, которое совершает нотариальные действия, по просьбе лица, которого отказано в совершении нотариального действия, должны изложить причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок ее обжалования. В случае, если в совершении действия отвечает отказом нотариус, он не позднее как в трехдневный срок выносит постановление о таком отказе.
Особенностью этой категории дел есть то, что жалоба или заявление подаются в суд через нотариуса или должностное лицо, которое совершает нотариальные действия. Нотариус или должностное лицо, которое совершает нотариальные действия, должны передать жалобу, заявление со своими объяснениями относительно сущности жалобы, заявления вместе с оригиналами или копиями необходимых документов к суду на протяжении трех дней со дня получения жалобы или заявления (ст. 287 ГПК Украины).
Существенным обстоятельством рассмотрения этих дел есть правильное определение круга заинтересованных лиц. Кроме жалобщика, в деле принимают участие нотариусы и другие должностные лица, которые совершают нотариальные действия, как заинтересованные лица. Они имеют все права, предусмотренные ст. 99 ГПК Украины, и несут предусмотренные законом обязанности. Если дело поднимается по заявлению прокурора, суд притягивает к участию в деле лиц, относительно которых совершалось нотариальное действие или было отказано в ее совершении. Кроме того, заинтересованными лицами могут быть родственники жалобщика, его супружество, органы государственного управления, другие наследники.
Информация о работе Место осуществления нотариальных действий. Нотариальный окуруг