Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 16:34, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть понятие и виды административно-правовых методов государственного управления.
Задачи:
Рассматривается понятие «методы государственного управления»;
Исследуются виды административно-правовых методов государственного управления;
Рассматриваются методы прямого (административного) воздействия
Рассматриваются методы косвенного государственного управления;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………..………………...3
1. ПОНЯТИЕ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.............5
2. ВИДЫ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………….8
2.1. Методы прямого (административного) воздействия………………….......…8
2.2. Методы косвенного государственного управления………………...…........17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………….…………….23
Метод принуждения – это психическое, физическое или материальное воздействие на сознание и поведение людей, добровольно не желающих соблюдать установленные нормы поведения, в целях понуждения их к должному поведению путем применения специальных мер.
Административное принуждение является вспомогательным методом государственного управления, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом государственного управления (его должностным лицом).
Цель административного
принуждения – заставить
Различают четыре основных вида государственного принуждения: административно-правовое, гражданско-правовое, дисциплинарное и уголовно-правовое.
Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т. е. выполняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим. Одновременно меры административного принуждения выполняют и другие функции, т. е. применяются не только в качестве наказания за правонарушения, но и для их предупреждения, пресечения.
В случае метода принуждения объекты управления вынуждены действовать в порядке, установленном нормативными правовыми актами. В случае если поведение лиц не соответствует требованиям этих правовых актов, государство, его органы и должностные лица имеют право применять меры принуждающего характера. Иногда эти меры бывают превентивными, т. е. обеспечивающими правовой порядок, общественный порядок, установленный режим осуществления действий. В некоторых случаях меры принуждения направлены на наказание лиц, совершивших правонарушение (проступок). Это могут быть меры административного, дисциплинарного, уголовного и материального характера. В некоторых случаях меры принуждения направлены на пресечение неправомерного поведения лиц, а также восстановление законного порядка в системе различных общественных отношений.
В зависимости от целей
и способа обеспечения
все меры административного принуждения
разделяют на следующие
группы:
Административно-
реждение правонарушений.
Основаниями применения мер административного предупреждения может быть возникновение обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах или реальное предположение о намерении лица совершить правонарушение.
Меры обеспечения производства по делам об
административных
правонарушениях выделены законодателем
в отдельную РФ гл. 27
КоАП РФ и используются в целях пресечения
административного пра-
вонарушения, установления личности нарушителя,
составления про-
токола об административном правонарушении
при невозможности его
составления на месте выявления административного
правонарушения,
обеспечения своевременного и правильного
рассмотрения дела об адми-
нистративном правонарушении и исполнения
принятого по делу поста-
новления. Их основное назначение состоит
в том, чтобы создать необ-
ходимые условия для реализации норм материального
права, устанав-
ливающих ответственность за административные
правонарушения.
Административное наказание
Государственное принуждение в любом из его проявлений всегда направлено на ограничение или лишение граждан определенных прав, которые провозглашаются и гарантируются Конституцией Российской Федерации и российским законодательством. Данное положение, безусловно, объективно, поскольку именно в этом и состоит смысл и содержание государственного принуждения как базового метода государственно-управленческого воздействия. Кроме того, очевиден и тот факт, что наибольшие ограничения прав, свобод и законных интересов граждан сопровождают процесс реализации административно-наказательных мер принудительного управления.
В соответствии со ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. В связи с данными нормативными установлениями становится очевидным, что эффективность административной ответственности, которая выражается в наиболее полной реализации целей административного наказания, может быть достигнута лишь при условии неукоснительного соблюдения прав человека и гражданина в процессе привлечения к административной ответственности. Здесь же следует отметить, что необходимость обеспечения прав человека в процессе реализации административно-правовых санкций должна оставаться приоритетной на всех его стадиях, т.е. с момента возбуждения дела об административном правонарушении и до момента окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Административное наказание — мера ответственности за административное правонарушение. Оно применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).
Основными видами административных наказаний являются:
Законодательством РФ, т.
е. федеральными законами, могут быть
установлены и иные, кроме указанных,
административные наказания. Закон
подразделяет административные наказания на основные
и дополнительные. Возмездное изъятие
и конфискация орудия или
предмета, а также административное выдворение
за пределы РФ мо гут применяться в качестве
как основных, так и дополнительных
наказаний, остальные — только в качестве
основных.
Предупреждение —
мера морального характера. Оно выносится
только в письменной форме и влечет за
собой такие юридические последствия,
как и все другие административные наказания.
Устное
предупреждение не является административным
наказанием, а является мерой предупредительного характера.
Административный штраф — это денежное взыскание, выражающееся в величине, кратной:
1) минимальному размеру
месячной оплаты труда (МРОТ) на
момент окончания или
2) стоимости предмета административного правонарушения;
3) сумме неуплаченных
налогов, сборов, подлежащих уплате
либо
сумме незаконной валютной операции.
Возмездное изъятие орудия или предмета совершения правонарушения состоит в принудительном изъятии только предмета, который явился орудием совершения или непосредственным объектом совершенного правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.
Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, в собственность государства не изъятых из оборота вещей. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности. Предметы контрабанды могут быть конфискованы независимо от того, кто является их собственником.
Лишение специального права — права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств — применяется на срок от одного месяца до двух лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами.
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается лишь в исключительных случаях на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — на срок до 30 суток.
Административное выдворение
за пределы России иностранных граждан
и лиц без гражданства
пределы России, а в случаях, предусмотренных
законодательством
РФ, — контролируемом самостоятельном
выезде выдворяемых из РФ.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законом.
Основной отличительной особенностью метода принуждения является то обстоятельство, что в процессе его применения в обязательном порядке ущемляются права, свободы, законные интересы тех субъектов права, в отношении которых применяется принуждение.
Все эти перечисленные
меры административного принуждения
используются в интересах более эффективного решения задач
и функций исполнительной власти и государственного
управления. Эти
меры не утрачивают своего значения и
в настоящее время, даже возможно приобретают
дополнительное значение для ряда правонарушений
и, в первую очередь, для юридических лиц.
При этом административное наказание
на юридическое лицо, не освобождает от
административного наказания руководителя или собственника
юридического лица и наоборот.
Поощрение
Поощрение — способ воздействия
субъекта управления, применяемый к объекту
управления при позитивной оценке его
деятельности, наличии заслуги в целях
побуждения к дальнейшим успехам в деятельности.
Особенности поощрения:
3) является реакцией на прошлое поведение (деятельность) объекта управления;
4) реализуется путем применения конкретных мер поощрения;
5) имеет конкретного адресата;
6) осуществляется в рамках особого административно- поощрительного производства;
7) результат применения поощрений не может быть Обжалован;
8) стимулируют
дальнейшую активную деятельнос
В зависимости от правовой основы поощрение может быть регламентированным правовыми нормами и не имеющим правового закрепления (публичная благодарность).
По содержанию выделяют такие виды поощрений, как моральное (благодарность, Почетная грамота, занесение на Доску почета), материальное (денежная премия, ценный подарок), статусное (имеющее правовое положение объекта управления, например присвоение почетного звания «Заслуженный строитель Российской Федерации»), смешанное (включает как моральное, так и материальное или статусное поощрение, например присвоение звания Героя России).
Поощрение может применяться к индивидуальным субъектам, к коллективным субъектам и к индивидуальным и коллективным субъектам.
2.2 Методы косвенного государственного управления
Особенности косвенных методов:
Социально-психологические методы
Социально-психологические методы управления заключаются в воздействии на управляемые стороны с учетом особенностей их психологии и проявляются в системе отношений «руководитель-коллектив». Их можно охарактеризовать как способ психологического воздействия на управляемую группу людей со стороны руководителей для достижения определенных управленческих целей.