Международные нормативные акты о защите прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 13:50, реферат

Описание работы

Переход России к рыночной экономике делает насущной проблему эффективного регулирования рыночных отношений в условиях свободы деятельности хозяйствующих субъектов по производству товаров, работ, услуг. При этом становление цивилизованного рынка представляется немыслимым без развития практики делового партнерства в предпринимательской среде. Особенно остро в этих отношениях встает вопрос об обеспечении гарантий защиты прав обычным гражданам, которые как потребители ежедневно приобретают различные товары, пользуются услугами, заказывают работы. Зачастую эти товары и услуги не отличаются надлежащим качеством. Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка.

Содержание работы

Введение
1. Законодательство о защите прав потребителей
2. Международное право в законодательстве о защите прав потребителей
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат я.docx

— 30.15 Кб (Скачать файл)

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«Ленинградский государственный университет

имени А.С. Пушкина»

 

ПОДПОРОЖСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

«Международные нормативные акты о защите прав потребителей»

 

Реферат по дисциплине

«Государственная защита прав потребителей»

 

 

 

Выполнила: Андреева Н.Н.

студентка V курса

заочной формы обучения

специальность: «Государственное и муниципальное управление»

Проверил:

к.юр.н., доцент  Макаров Д.А.

 

г. Подпорожье

2014г

 

Содержание

 

Введение

3

1. Законодательство о защите прав  потребителей

4

2. Международное право в законодательстве  о защите прав потребителей

7

Заключение

12

Список используемой литературы

14


 

 

Введение.

 

Переход России к рыночной экономике делает насущной проблему эффективного регулирования рыночных отношений в условиях свободы деятельности хозяйствующих субъектов по производству товаров, работ, услуг. При этом становление цивилизованного рынка представляется немыслимым без развития практики делового партнерства в предпринимательской среде. Особенно остро в этих отношениях встает вопрос об обеспечении гарантий защиты прав обычным гражданам, которые как потребители ежедневно приобретают различные товары, пользуются услугами, заказывают работы. Зачастую эти товары и услуги не отличаются надлежащим качеством. Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка.

Решение этой задачи на современном этапе требует формирования институциональных механизмов, вырабатывающих нужное для экономики поведение людей. В первую очередь речь идет о создании нормативных актов, направленных на защиту прав потребителей.

Законодательство в этом направлении показывает достаточно последовательное развитие. Активно формируются институты гражданского общества (общественные объединения и организации), преследующие цели защиты прав и интересов граждан в сфере потребления.

Тем не менее активный индивид сегодня имеет возможность самостоятельно отстаивать и защищать свои права всеми не запрещенными законодательством способами. И сфера потребления не должна стать исключением. Поэтому знание правовых актов о защите прав потребителей необходимо всем гражданам РФ.

 

1. Законодательство о  защите прав потребителей.

 

Законодательство о защите прав потребителей - это совокупность разноотраслевых нормативных актов, объединенных общим предметом регулирования отношений предпринимателей и покупателей.

Спецификой действующего законодательства о защите прав потребителей, состоящего из совокупности нормативных правовых актов, которые носят разноотраслевой характер, можно считать выделение его в качестве специальной комплексной отрасли законодательства. Как комплексная отрасль законодательство о защите прав потребителей представляет собой вторичное структурное образование в системе законодательства и включает нормы различных отраслей права. Между тем основу регулирования в сфере потребления составляют гражданские правоотношения.

Как известно, объектом гражданского правоотношения является то благо, по поводу которого возникает гражданское правоотношение и в отношении которого существуют субъективное право и соответствующая ему обязанность. Каждому объекту соответствует определенный вид гражданских правоотношений, Так, в правоотношениях собственности их объектом являются вещи, в обязательственных правоотношениях - действия и т.д.

Поскольку в отношениях между потребителями и их контрагентами речь идет об обязательственных правоотношениях, то объектами правоотношений с участием потребителей являются действия участников соответствующих договоров (розничной купли-продажи, бытового подряда, возмездного оказания услуг и пр.).

Содержание гражданского правоотношения - это составляющие его субъективные права и обязанности. Название "субъективные" они получили потому, что принадлежат конкретным участникам возникших гражданских правоотношений и, таким образом, отличаются от гражданских прав и обязанностей в объективном смысле. В последнем случае речь идет об абстрактных предписаниях норм права, выраженных в различных нормативных актах государства.

Содержанием правоотношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, являются субъективные права и обязанности потребителей и их контрагентов (продавцов, изготовителей, импортеров и т.д.)

Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, многообразны, они могут возникать из договоров розничной купли-продажи, возмездного оказания услуг, бытового подряда и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются большим количеством нормативных актов, основными являются следующие:

1) Гражданский  кодекс Российской Федерации (ГК  РФ)

По общему правилу ГК РФ имеет приоритет по отношению к другим правовым актам, регулирующим гражданские отношения (к числу которых относится и защита прав потребителей).

Согласно ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Однако последний предусматривает принятие специальных законов и основанных на них иных правовых актов;

2) Закон  РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав  потребителей" который является  специальным законом по отношению к ГК РФ.

Данный Закон регулирует в числе прочих отношения по договору розничной купли-продажи и бытового подряда, не урегулированные ГК РФ, конкретизирует соответствующие нормы, содержащиеся в ГК РФ. В случаях, когда ГК РФ и иные федеральные законы допускают это, Закон "О защите прав потребителей" предусматривает иные правила по сравнению с правилами ГК РФ, например правило о возмещении убытков в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором

При этом Закон РФ "О защите прав потребителей" применяется независимо от того, есть или нет на него ссылка в ГК РФ, в случаях, если данный Закон:

а) конкретизирует и детализирует положения ГК РФ;

б) регулирует отношения, не урегулированные ГК РФ;

в) предусматривает иные правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ допускает возможность их установления законами и иными правовыми актами.

3) Соглашение  об основных направлениях сотрудничества  государств - участников Содружества  Независимых Государств в области  защиты прав потребителей (Москва, 25.01.2000).

4) Иные федеральные законы.

Права потребителей защищаются, а значит, и регулируются также нормами уголовного и административного права. (Кодекс РФ об административных; Уголовный кодекс РФ; Руководящие разъяснения судебных органов и органов исполнительной власти и т.д.)

 

2. Международное право  в законодательстве 

о защите прав потребителей

 

Законодательство о защите прав потребителей прошло длительный путь развития, особенно в западных странах. В начале XX в. для защиты потребительского права в Америке, Англии, а позднее и в других странах стали создаваться лиги покупателей (прообразы нынешнего общества потребителей), основными целями которых были формирование потребительской культуры, оказание воздействия на изготовителей и продавцов товаров.

Независимая лига потребителей, которая была создана в 1891 г. в Нью-Йорке (США), стала прообразом современных организаций, выступающих в защиту прав потребителей.

В свою очередь, первой организацией по защите прав потребителей в Европе стал Нидерландский союз потребителей (НСП), который был основан в 1954 г.

Затем государственные и общественные структуры по защите прав потребителей получили широкое распространение практически во всех странах Европы, к примеру Национальный совет потребителей Великобритании (1975 г.), Государственная служба защиты прав потребителей в Финляндии (1978 г.).

В 1960 г. была создана Международная организация потребительских союзов, которая осуществляет защиту прав потребителей на международном уровне. Инициаторами ее образования стали США, Англия, Бельгия, Нидерланды, Австрия. На сегодняшний день Россия тоже является членом данной Международной организации.

Официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования потребительских правоотношений можно считать выступление американского Президента Дж. Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г. В этом выступлении впервые были сформулированы основные права потребителей. К ним можно отнести права:

1) на  безопасность;

2) на  информацию;

3) быть  услышанным;

4) на  здоровую окружающую среду.

С этого времени во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей (например, Закон США 1975 г. "О гарантиях при продаже товаров широкого потребления", Закон Франции 1983 г. "О безопасности потребителей...").

В 1970-е гг. в США, СССР, западноевропейских странах принимаются законодательные акты, устанавливающие стандарты безопасности товаров, ограничивающие недобросовестную конкуренцию. С конца 1970-х гг. развивается новое направление защиты прав потребителей: обеспечение права на информацию, защита от навязывания незаказанных товаров и услуг. К концу 1980-х гг. во многих странах принимаются специальные нормы о защите прав потребителей, которые предусматривают комплекс информационных и имущественных прав и привилегий. В законах закрепляется право потребителей расторгнуть договор купли-продажи в случае обнаружения несоответствия товара обычно предъявляемым требованиям, провести экспертизу качества и транспортировку товара за счет продавца (изготовителя). Наконец, законодатели признают особый статус потребительских обществ и право потребителя вернуть товар надлежащего качества, не подошедший по размеру, фасону, цвету и т.п.

В конце 1980-х гг. в законодательстве большинства развитых стран практически полностью сформировались и закрепились права потребителей. В основном они основывались на международно-правовом документе, который был подготовлен Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) и назывался "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей". Они были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН в качестве Резолюции N 39/248 от 09.04.1985.

Поскольку Российская Федерация активно принимает участие в международных отношениях, то, как следствие, отмечается расширение отношений с участием иностранных организаций и предпринимателей. Проблема защиты прав потребителей приобрела международное значение еще в апреле 1985 г., когда Генеральная Ассамблея ООН с учетом законодательства Европейского экономического сообщества о защите прав потребителей приняла Руководящие принципы для защиты интересов потребителей в качестве основы для разработки правительствами политики и законодательства в этой области.

Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 ст. 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Другими словами, они применяются при регулировании общественных отношений, входящих в предмет различных отраслей права, в том числе отношений, регулируемых гражданским законодательством.

Согласно Федеральному закону от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" <1> международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений и содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, а также развитию международного сотрудничества.

В последнее время роль международного права для российской правовой системы значительно возросла. Его нормы содержатся в Уставе ООН, многосторонних договорах (конвенциях) (например, в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров; Вена, 11.04.1980), декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в решениях Международного суда и в других документах международных организаций.

это объясняется тем, что развитие рыночной экономики и усложнение отношений с участием потребителей (в сферах потребительского кредитования, долевого строительства жилья) - процесс непрерывный и потому сопровождается постоянным внесением соответствующих поправок и дополнений в действующее законодательство о защите прав потребителей. Так, в октябре 2007 г. ГК РФ был дополнен положениями об особенностях дистанционной продажи товаров потребителям. Одновременно Правительством РФ были утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом. В указанных Правилах в значительной мере были воспроизведены положения Европейской конвенции от 27.03.2002 "О международной почтовой и дистанционной торговле" (Париж) и Директивы 97/7/EC от 20.05.1997 "О защите потребителей всвязи с контрактами, заключаемыми на расстоянии" (Брюссель).

Следует отметить, что в рамках ЕС приняты и другие директивы, направленные на унификацию законодательства стран - участниц Евросоюза в области защиты прав потребителей:

Информация о работе Международные нормативные акты о защите прав потребителей