Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 14:07, контрольная работа
Мировой океан - это самая большая на Земле транспортная артерия, по которой перевозится большинство экспорта по всему миру. Интенсивное развитие торгового мореплавания неизбежно повлекло за собой образование и совершенствование определенных форм и методов защиты интересов морского перевозчика (судовладельца) и владельца перевозимых грузов. В практике торгового мореплавания сформировался обычай, согласно которому капитаны судов заявляли заинтересованным лицам о независимых от экипажа происшествиях в рейсе, повлекших утрату или повреждение грузов.
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Специальность 030501 «Юриспруденция»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: Нотариат
Тема: Морской протест
Выполнил:
Студент:
_____________________________
Регистрационный №__________________________
Дата собеседования_________________
Оценка работы________________________
(зачет/незачет, подпись преподавателя)
Москва 200__г.
Введение
Мировой океан - это самая большая на Земле транспортная артерия, по которой перевозится большинство экспорта по всему миру. Интенсивное развитие торгового мореплавания неизбежно повлекло за собой образование и совершенствование определенных форм и методов защиты интересов морского перевозчика (судовладельца) и владельца перевозимых грузов. В практике торгового мореплавания сформировался обычай, согласно которому капитаны судов заявляли заинтересованным лицам о независимых от экипажа происшествиях в рейсе, повлекших утрату или повреждение грузов. В родосском праве, в Сборнике обычаев и правил, применявшихся в западной части Средиземного моря, и др. этот обычай нашел правовое отражение. Процедура времен становления морских перевозок, когда первым действием капитана, сошедшего на берег, становилось выражение недовольства разрушительным действием волн, штормовой погодой и другими неблагоприятными факторами, от которых судно и груз могли пострадать во время рейса, впоследствии приобрело термин "морской протест". Данный термин принят в практике морского торгового мореплавания как наиболее полно отражающий суть этого юридического документа. «Морской протест как метод защиты прав и законных интересов судовладельца имеет международное значение, что отразилось в содержании норм, регулирующих процедуру его оформления. В основном законодательства разных стран признают за морским протестом одинаковую роль в защите интересов судовладельца»1. Однако в отношении сроков заявления морских протестов, места их оформления, процедуры рассмотрения, заявлений капитанов судов, выбора свидетелей имеются существенные отличия.
Нормы, посвященные морскому протесту, ранее были включены в первый российский сборник постановлений по морскому праву - Устав купеческого водоходства 1781 г., который содержал правила об авариях и обязанностях корабельщиков предпринимать определенные шаги для защиты интересов судо- и грузохозяина, в частности делать заявления о происшествиях. Впоследствии, при издании Устава торгового 1887, 1893, 1903 и 1909 гг., правила об оформлении морских протестов принципиальных изменений не получили. В России в начале XX в. официально признаются Йорк-Антверпенские правила 1890 г., изданные как приложение к Уставу торговому 1903 г. Законодательство о торговом мореплавании требовало, чтобы "общая авария была официально удостоверена посредством так называемого морского протеста". Международное морское право и национальные законодательства предусматривают ряд обстоятельств, освобождающих судовладельца от ответственности за причинение вреда. Так, в Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаментах, принятой в Брюсселе в августе 1924 г., указывается, что "ни перевозчик, ни судно не будут ответственны за потери или убытки, возникшие или явившиеся результатом немореходности, если эта немореходность не вызвана отсутствием должной заботливости со стороны перевозчика" (ст. 4). Освобождение перевозчика от ответственности за утрату, недостачу и повреждение груза установлено Кодексом торгового мореплавания, а также законодательствами зарубежных стран.
Перевозчик, однако, освобождается от ответственности не безусловно, а только в случае, если докажет, что утрата, недостача, повреждение и другие виды причинения вреда произошли вследствие обстоятельств, которые не могут быть поставлены ему в вину (ст. 4 Брюссельской конвенции 1924 г.).
Обязанность доказывания таких обстоятельств лежит прежде всего непосредственно на капитане судна, так как согласно ст. 61 КТМ "капитан в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца" и на него "возлагается принятие всех мер, необходимых для предотвращения всякого вреда судну и находящихся на нем людям и грузу".
«Одной из особенностей института защиты интересов судовладельца является наличие в морском праве норм, предусматривающих право капитанов судов при определенных обстоятельствах заявлять морской протест. Если морской протест не будет совершен, то капитану и судовладельцу придется доказывать в судебном или арбитражном процессе те обстоятельства, которые могли бы найти полное отражение и подтверждение в своевременно заявленном морском протесте»2.
В действующих нормативных актах и специальной литературе правовое значение морского протеста рассматривается не однозначно. Так, при оформлении акта о морском протесте в нотариальном порядке фиксируются те события, факты и обстоятельства, которые сопутствовали происшествию и явились юридическим фактом, и вызвали возникновение обязательств из причинения вреда. Нотариус или другие должностные лица, имеющие право совершать нотариальные действия, при совершении этого юридического акта обязаны проверить достоверность данных, указанных капитаном в заявлении о морском протесте, путем сопоставления их с записями в судовом журнале и показаниями свидетелей - членов экипажа данного судна. При оформлении акта о морском протесте удостоверяются в установленном порядке обстоятельства происшествия и причины, вызвавшие его, а также информация об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах, что является подтверждением обстоятельств, действий, фактов.
«Акт о морском протесте - документ, в котором излагаются в более раскрытой форме краткие записи судового журнала, имеет обоснованные пояснения, подтвержденные показаниями свидетелей, является самостоятельным способом обеспечения доказательств»3. Доказательственное значение морских протестов признается не во всех государствах. Так, в странах, придерживающихся английской системы (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.), за ним не признается доказательной силы в той мере, как это принято в государствах, следующих франко-романской и германской системам совершения морских протестов.
В Российском законодательстве морской протест в правовом отношении является важным способом обеспечения доказательств в целях подтверждения фактов, имеющих юридическое значение для разрешения судебных и арбитражных дел, связанных с мореплаванием. Согласно ст. 50 ГПК РФ «каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений». Такое же требование содержится в ст. 53 АПК, а также в § 12 Правил производства дел в МАК. Суд или арбитраж оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению. Никакие доказательства не имеют для суда или арбитража заранее установленной силы. В этой связи морской протест особенно важен при рассмотрении требований, возникших в результате происшествий, участниками или свидетелями которых являлись, как правило, лишь работники судовладельца (перевозчика). «Морской протест - это самостоятельный способ обеспечения доказательств. Суд вправе обеспечить доказательства лишь по делу, принятому к своему производству» (ст. 57 ГПК). Согласно ст. 71 АПК «арбитражный суд, который принял к своему производству дело, также может обеспечивать доказательства по просьбе заинтересованного лица». «Обеспечение доказательств, необходимых в случае возникновения дела в судах (но которое еще не находится в производстве суда), может по просьбе заинтересованного лица производиться также нотариусом» (ст. 102 Основ законодательства о нотариате РФ). Однако между обеспечением доказательств на основании заявления о морском протесте (ст. 394 КТМ) и обеспечением доказательств согласно ст. 103 Основ законодательства о нотариате имеется существенное различие. «При рассмотрении заявления о морском протесте не производится осмотр вещественных доказательств и не назначается экспертиза; нотариус не направляет извещения о времени и месте обеспечения доказательств сторонам и заинтересованным лицам; капитан и члены экипажа судна не предупреждаются нотариусом об ответственности за дачу заведомо ложных показаний или за отказ или уклонение от дачи показаний»4.
§ 1. Цель совершения морского протеста
Порядок составления нотариусами актов о морских протестах регулируется главным образом Кодексом торгового мореплавания РФ N 81-ФЗ, принятым 30 апреля 1999 г., и Основами законодательства РФ о нотариате. При выполнении данного нотариального действия нотариусы должны также руководствоваться правилами, изданными на основании международных договоров и соглашений, в которых участвует Российская Федерация.
В соответствии со ст. 394 КТМ в случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.
«Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах»5. Как правило, морские протесты совершаются в целях подтверждения событий, имевших место при гибели судна, столкновении и навале судов, сжатии судна льдами, посадке на мель, запрещении отхода и задержании судов, повреждении портовых сооружений, оказании помощи и спасании на море, урагане, шторме, перепаде температур и т.п.
§ 2. Порядок передачи заявления о совершении
морского протеста
Заявление о морском протесте делается:
- в порту Российской Федерации - нотариусу;
- в иностранном порту
- должностному лицу
Согласно ст. 99 Основ законодательства РФ о нотариате в интересах защиты прав и законных интересов судовладельца нотариусы принимают заявление капитана судна о имевшем место происшествии.
Заявление о морском протесте принимаются:
- от капитанов морских судов во время их плавания как морскими путями, так и по рекам, озерам, водохранилищам и другими водными путями;
- от капитанов судов
внутреннего плавания во время
их следования по морским
- от капитанов судов
внутреннего плавания также в
случаях столкновения в
- от командиров (капитанов)
военных кораблей и военных
вспомогательных судов при
- от капитанов несамоходных
речных судов, если во время
их следования по морским
Сроки для заявления о морском протесте предусмотрены ст. 396 КТМ. Заявление о морском протесте делается, если происшествие произошло:
- в порту - в течение 24 часов с момента происшествия;
- во время плавания судна - в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия.
В определенных законом ситуациях заявление о морском протесте может быть сделано с задержкой. В случае если происшествие произошло во время плавания, заявление о морском протесте может быть сделано в момент прибытия судна или капитана в порт, не являющийся первым портом после происшествия, с тем чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия. При этом в заявлении о морском протесте должны быть указаны основания невозможности заявить морской протест в установленные сроки. Время прибытия судна в порт устанавливается нотариусом по записям в судовом журнале либо по справке капитана порта, время происшествия - по записям в журнале.
При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на дне судна грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до заявления морского протеста может быть начата только в случае крайней необходимости. Запрещение открывать люки до подачи морского протеста установлено с целью обеспечения объективности изложения фактов в заявлении капитана, еще не ознакомившегося с состоянием груза и степенью его повреждения. Факт подачи морского протеста до открытия люков должен найти отражение в заявлении капитана, а затем при оформлении акта о морском протесте должен быть проверен по показаниям свидетелей, записям в судовом журнале и указан в акте о морском протесте. Личной проверки нотариусом сохранности пломб на грузовых люках не требуется.
«Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества. Обстоятельства происшествия должны быть описаны кратко и точно. Описание принятых мер должно по существу представлять собой сведения о добросовестном выполнении капитаном и экипажем судна своих обязанностей». В зависимости от характера происшествия экипаж во главе с капитаном может принимать самые разнообразные меры, направленные на предотвращение или уменьшение убытков, в зависимости от особенностей рейса, судна, вида груза или обстоятельств происшествия. «В заявлении о морском протесте, составляемом в связи с совершившейся или предполагаемой утратой, порчей, повреждением груза, указывается событие, которое повлекло или могло повлечь утрату, порчу или повреждение груза (шторм, перепады температуры и т.п.), а также меры, принятые капитаном и командой судна к сохранности груза при подготовке судна к плаванию, при погрузке, во время плавания и т.д»6.