Морской протест

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 14:07, контрольная работа

Описание работы

Мировой океан - это самая большая на Земле транспортная артерия, по которой перевозится большинство экспорта по всему миру. Интенсивное развитие торгового мореплавания неизбежно повлекло за собой образование и совершенствование определенных форм и методов защиты интересов морского перевозчика (судовладельца) и владельца перевозимых грузов. В практике торгового мореплавания сформировался обычай, согласно которому капитаны судов заявляли заинтересованным лицам о независимых от экипажа происшествиях в рейсе, повлекших утрату или повреждение грузов.

Файлы: 1 файл

Нотариат.docx

— 30.16 Кб (Скачать файл)

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не более семи дней с момента своего прибытия, или прибытия судна в порт, или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или должностному лицу консульского учреждения РФ либо компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала. В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.

 

§ 3. Составление акта о морском протесте нотариусом

 

Для составления акта о морском протесте нотариус должен ознакомиться с судовым журналом, который является основным официальным документом, где объективно и с достаточной подробностью отражаются непрерывная деятельность судна, различные обстоятельства и события, сопровождающие эту деятельность.

Выписка из судового журнала, заверенная капитаном, должна содержать факты, изложенные в заявлении о морском протесте, в частности время прибытия судна в порт, и в необходимых случаях о том, что люки не были вскрыты до подачи заявления о морском протесте или что в связи с крайней необходимостью выгрузка груза была начата до заявления о морском протесте, а также обстоятельства происшествия, послужившие причиной для заявления морского протеста, и принятые в связи с этим капитаном судна и экипажем меры и т.п.

В случае гибели судового журнала акт о морском протесте составляется нотариусом на основании других данных - подробного заявления капитана об обстоятельствах происшествия, обстоятельствах утраты судового журнала и показаний свидетелей.

Согласно ст. 400 КТМ нотариус или должностное лицо консульского учреждения РФ на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью.

Содержание показаний других, помимо капитана, членов экипажа судна может иметь существенное значение, поскольку эти лица в процессе исполнения своих обязанностей на судне могли быть очевидцами таких деталей и обстоятельств происшествия, которые не были известны капитану. При определенных обстоятельствах отсутствие показаний членов экипажа судна в акте о морском протесте может привести к утрате им доказательственной силы. В качестве других членов экипажа могут быть опрошены как должностные лица из числа командного состава, так и любые лица из судовой команды. Капитаны и члены экипажа других судов не могут опрашиваться о происшествии, имевшем место на судне, в состав экипажа которого они не входят. Если эти лица были очевидцами происшествия, то они могут засвидетельствовать у нотариуса подлинность своих подписей на заявлении. Указанные заявления не вносятся в текст акта о морском протесте, но как свидетельства незаинтересованных лиц в необходимых случаях могут иметь доказательственное значение.

«Акт о морском протесте должен содержать по возможности дословные показания капитана и других опрошенных членов экипажа судна. Эти показания излагаются каждое в отдельности и подписываются в присутствии нотариуса. Показания членов экипажа сверяются нотариусом с представленным ему судовым журналом. В случае расхождения показаний с записями в судовом журнале нотариус должен предложить членам экипажа указать причины этих расхождений»7. Все остальные документы и показания (акты расследования аварий, акт о несчастном случае, рекламационные акты, записи в машинном журнале, показания пассажиров и т.п.) в акт о морском протесте не включаются и могут быть представлены в качестве самостоятельных доказательств при рассмотрении спора в суде.

При приеме заявления капитана, его опросе и опросе членов экипажа судна в обязанности нотариуса входит лишь проверка сообщенных ему сведений на основании судового журнала. Оценку представленных документов нотариус не производит.

Акт о морском протесте должен содержать:

- дату составления акта, фамилию и инициалы нотариуса, совершающего акт протеста, наименование  нотариального округа;

- фамилию, имя, отчество, гражданство  и место жительства капитана, сделавшего заявление о морском  протесте, название и флаг судна, его принадлежность, приписку, регистрационный  номер;

- время прибытия судна  в порт;

- время поступления от  капитана заявления;

- дату, когда капитан представил  нотариусу для обозрения судовой  журнал;

- описание происшествия  и принятых мер (по заявлению  капитана и записям судового  журнала);

- описание доказательств, исследованных нотариусом ("В  соответствии с законами Российской  Федерации я ознакомился с  представленными мне капитаном  данными судового журнала и  опросил об обстоятельствах происшествия  самого капитана и членов экипажа  судна, которые показали...");

- фамилии, имена, отчества, должности, гражданство, места жительства опрошенных  лиц, содержание их показаний (гражданство  и место жительства капитана  ввиду указания этих сведений  в начале акта повторения не  требуют);

- номер регистрации акта  в реестре для регистрации  нотариальных действий;

- указание о размере  взысканной государственной пошлины (нотариального тарифа);

- подпись нотариуса и  его гербовую печать.

Акт о морском протесте составляется в двух экземплярах, один из которых выдается капитану судна или уполномоченному лицу, а другой экземпляр остается в делах нотариуса вместе с письменным заявлением капитана судна и выпиской из судового журнала.

 

Заключение

 

В силу своего правового значения, порядка оформления, последствий применения морской протест занимает особое место среди многочисленных форм и методов защиты прав и законных интересов судовладельца, применяемых в практике работы морского транспорта, и обладает определенными особенностями.

1. Заявление о морском  протесте подается до предъявления  претензий и до возбуждения  дела в суде или арбитраже.

2. Его оформление осуществляется  различными органами, имеющими право  совершать нотариальные действия: нотариусами, должностными лицами  консульских учреждений.

3. Право заявления морских  протестов предоставлено капитанам  морских судов, командирам военных  кораблей, капитанам несамоходных  морских судов, если им предоставлено  право подписывать коносаменты, а также капитанам речных торговых  судов при плавании между морскими  или между морскими и речными  портами.

4. Законом определен срок  подачи заявления о морском  протесте. Пропуск этого срока  лишает капитана судна права  на оформление морского протеста.

5. Морской протест применим  только на морском транспорте.

6. Специфичность роли  в деле защиты интересов судовладельца, в обязанностях и правах сторон  в случае подачи заявления  о морском протесте, т.е. перенос  бремени доказывания на потерпевшую  сторону (не перевозчик должен  доказывать свою невиновность  в повреждении груза, а грузовладелец  вину перевозчика).

7. Возможность подачи  заявления о морском протесте  как непосредственно, так и по  радиотелеграфу (в случае отсутствия  нотариуса в выходные или праздничные  дни с целью соблюдения установленного  законом срока). Время отправления  радиограммы о морском протесте  рассматривается как юридический акт, равносильный представлению заявления о морском протесте непосредственно.

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1 Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. Симоненко А.М. 2008 год

2 Настольная книга нотариуса. Гонгало Б.М. Зайцева Т.И., 2004 год

3 Нотариальная практика: Ответы на вопросы. Зайцева Т.И., 2008 год

4 Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. Симоненко А.М., 2008 год

5 «Морской протест – метод защиты интересов судовладельца». Иванова А.Ю., 2002 год

6 «Гражданское право: учебник» Садиков О.Н., 2007 год

7


Информация о работе Морской протест