Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 14:07, контрольная работа
Мировой океан - это самая большая на Земле транспортная артерия, по которой перевозится большинство экспорта по всему миру. Интенсивное развитие торгового мореплавания неизбежно повлекло за собой образование и совершенствование определенных форм и методов защиты интересов морского перевозчика (судовладельца) и владельца перевозимых грузов. В практике торгового мореплавания сформировался обычай, согласно которому капитаны судов заявляли заинтересованным лицам о независимых от экипажа происшествиях в рейсе, повлекших утрату или повреждение грузов.
В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не более семи дней с момента своего прибытия, или прибытия судна в порт, или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или должностному лицу консульского учреждения РФ либо компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала. В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.
§ 3. Составление акта о морском протесте нотариусом
Для составления акта о морском протесте нотариус должен ознакомиться с судовым журналом, который является основным официальным документом, где объективно и с достаточной подробностью отражаются непрерывная деятельность судна, различные обстоятельства и события, сопровождающие эту деятельность.
Выписка из судового журнала, заверенная капитаном, должна содержать факты, изложенные в заявлении о морском протесте, в частности время прибытия судна в порт, и в необходимых случаях о том, что люки не были вскрыты до подачи заявления о морском протесте или что в связи с крайней необходимостью выгрузка груза была начата до заявления о морском протесте, а также обстоятельства происшествия, послужившие причиной для заявления морского протеста, и принятые в связи с этим капитаном судна и экипажем меры и т.п.
В случае гибели судового журнала акт о морском протесте составляется нотариусом на основании других данных - подробного заявления капитана об обстоятельствах происшествия, обстоятельствах утраты судового журнала и показаний свидетелей.
Согласно ст. 400 КТМ нотариус или должностное лицо консульского учреждения РФ на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью.
Содержание показаний других, помимо капитана, членов экипажа судна может иметь существенное значение, поскольку эти лица в процессе исполнения своих обязанностей на судне могли быть очевидцами таких деталей и обстоятельств происшествия, которые не были известны капитану. При определенных обстоятельствах отсутствие показаний членов экипажа судна в акте о морском протесте может привести к утрате им доказательственной силы. В качестве других членов экипажа могут быть опрошены как должностные лица из числа командного состава, так и любые лица из судовой команды. Капитаны и члены экипажа других судов не могут опрашиваться о происшествии, имевшем место на судне, в состав экипажа которого они не входят. Если эти лица были очевидцами происшествия, то они могут засвидетельствовать у нотариуса подлинность своих подписей на заявлении. Указанные заявления не вносятся в текст акта о морском протесте, но как свидетельства незаинтересованных лиц в необходимых случаях могут иметь доказательственное значение.
«Акт о морском протесте должен содержать по возможности дословные показания капитана и других опрошенных членов экипажа судна. Эти показания излагаются каждое в отдельности и подписываются в присутствии нотариуса. Показания членов экипажа сверяются нотариусом с представленным ему судовым журналом. В случае расхождения показаний с записями в судовом журнале нотариус должен предложить членам экипажа указать причины этих расхождений»7. Все остальные документы и показания (акты расследования аварий, акт о несчастном случае, рекламационные акты, записи в машинном журнале, показания пассажиров и т.п.) в акт о морском протесте не включаются и могут быть представлены в качестве самостоятельных доказательств при рассмотрении спора в суде.
При приеме заявления капитана, его опросе и опросе членов экипажа судна в обязанности нотариуса входит лишь проверка сообщенных ему сведений на основании судового журнала. Оценку представленных документов нотариус не производит.
Акт о морском протесте должен содержать:
- дату составления акта, фамилию и инициалы нотариуса, совершающего акт протеста, наименование нотариального округа;
- фамилию, имя, отчество, гражданство
и место жительства капитана,
сделавшего заявление о
- время прибытия судна в порт;
- время поступления от капитана заявления;
- дату, когда капитан представил
нотариусу для обозрения
- описание происшествия и принятых мер (по заявлению капитана и записям судового журнала);
- описание доказательств,
исследованных нотариусом ("В
соответствии с законами
- фамилии, имена, отчества, должности, гражданство, места жительства опрошенных лиц, содержание их показаний (гражданство и место жительства капитана ввиду указания этих сведений в начале акта повторения не требуют);
- номер регистрации акта в реестре для регистрации нотариальных действий;
- указание о размере
взысканной государственной
- подпись нотариуса и его гербовую печать.
Акт о морском протесте составляется в двух экземплярах, один из которых выдается капитану судна или уполномоченному лицу, а другой экземпляр остается в делах нотариуса вместе с письменным заявлением капитана судна и выпиской из судового журнала.
Заключение
В силу своего правового значения, порядка оформления, последствий применения морской протест занимает особое место среди многочисленных форм и методов защиты прав и законных интересов судовладельца, применяемых в практике работы морского транспорта, и обладает определенными особенностями.
1. Заявление о морском
протесте подается до
2. Его оформление осуществляется
различными органами, имеющими право
совершать нотариальные
3. Право заявления морских
протестов предоставлено
4. Законом определен срок
подачи заявления о морском
протесте. Пропуск этого срока
лишает капитана судна права
на оформление морского
5. Морской протест применим только на морском транспорте.
6. Специфичность роли
в деле защиты интересов
7. Возможность подачи
заявления о морском протесте
как непосредственно, так и по
радиотелеграфу (в случае отсутствия
нотариуса в выходные или
Список используемой литературы
1 Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. Симоненко А.М. 2008 год
2 Настольная книга нотариуса. Гонгало Б.М. Зайцева Т.И., 2004 год
3 Нотариальная практика: Ответы на вопросы. Зайцева Т.И., 2008 год
4 Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. Симоненко А.М., 2008 год
5 «Морской протест – метод защиты интересов судовладельца». Иванова А.Ю., 2002 год
6 «Гражданское право: учебник» Садиков О.Н., 2007 год
7