Некоммерческие организации в системе гражданского права Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:23, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ законодательства РФ о некоммерческих организациях.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие, признаки и правоспособность некоммерческой организации как юридического лица на основе законодательства о некоммерческих организациях
рассмотреть организационно-правовые формы некоммерческих организаций на основе законодательства о некоммерческих организациях.

Содержание работы

Введение 2
Некоммерческие организации: понятие, признаки. 4
Формы некоммерческих организаций. 8
Потребительский кооператив 8
Общественные и религиозные организации (объединения) 15
Фонды 18
Государственная корпорация 20
Некоммерческие партнерства 21
Государственная компания 22
Учреждения 23
Автономная некоммерческая организация 24
Ассоциации (союзы) 25
Заключение 26
Библиография 29

Файлы: 1 файл

Некоммерческие организации_23.05.2013.docx

— 59.22 Кб (Скачать файл)

Все перечисленные  выше виды общественных объединений могут приобрести права и принять на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом после государственной регистрации.

 

Деятельность  религиозных объединений регулирует федеральный закон от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных  объединениях». Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Фонды

Согласно  российскому законодательству фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда.

Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно  полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской  деятельности фонды вправе создавать  хозяйственные общества или участвовать  в них. Кроме того фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда. Одним из видов фондов является общественный фонд, о котором говорилось выше.

Также в настоящее  время широко известны негосударственные  пенсионные фонды - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

  • деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
  • деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;
  • деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Существование и деятельность негосударственных  пенсионных фондов  регулируется нормами федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

Государственная корпорация

Не так  давно российское законодательство дополнилось новым видом некоммерческих организаций, а именно государственной  корпорацией.

В целях модернизации российского сектора экономики  в период с 2004 по 2007 гг. были созданы  семь государственных независимых  корпораций с целью выполнения ими  конкретных, поставленных государством задач.

В настоящее  время государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Особенности правового положения государственной  корпорации также устанавливаются  законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Для создания государственной корпорации не требуется  традиционных учредительных документов. В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться: наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации. Примерами, законодательных актов, в соответствии с которыми создавались государственные корпорации являются: федеральный закон от 30.10.2007 N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", федеральный закон от 23.11.2007 N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии", федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

Некоторые учены  в настоящее время приходят к  выводу о том, что законодательное закрепление госкорпораций в качестве вида некоммерческих организаций не эффективно и противоречит нормам ГК РФ. В частности А. Курбатов предлагает: "Пример ЦБ РФ показывает, что в ГК РФ должна быть предусмотрена отдельная организационно-правовая форма юридических лиц, относящихся к некоммерческим и некорпоративным организациям. Это те юридические лица, которые учреждаются Российской Федерацией и выполняют определенные публичные функции под контролем высших исполнительных органов власти, утверждающих их уставы. При этом они не должны являться собственниками переданного им имущества"1.

Некоммерческие партнерства

Некоммерческим  партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в  осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных  для некоммерческих организаций.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его  членами, является собственностью партнерства.

Некоммерческое  партнерство является достаточно новой  для Российского законодательства организационно-правовой формой юридического лица. Однако, несмотря на свою новизну, организационно-правовая форма - некоммерческое партнерство – уже пользуется известной популярностью среди  граждан и организаций, желающих заниматься одной и той же деятельностью  в рамках одной организации, которая  бы способствовала им в осуществлении  этой деятельности.

Ярким примером некоммерческого партнерства является фондовая биржа, которая создается  только в форме некоммерческого  партнерства. Суть некоммерческого  партнерства «Фондовая биржа» заключается  в следующем: фондовая биржа, являясь  организатором торговли на рынке  ценных бумаг, содействует своим  членам в осуществлении каждым из них деятельности, связанной с  торговлей ценными бумагами.

Государственная компания

Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и  созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для  оказания государственных услуг  и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная  компания создается на основании  федерального закона.

В настоящее  время действует федеральный  закон от 17.07.2009 N 145-ФЗ (ред. от 25.04.2012) "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации", согласно которому создана государственная компания "Российские автомобильные дороги". Учредителем Государственной компании выступает Российская Федерация. Права и обязанности учредителя Государственной компании осуществляет от имени Российской Федерации Правительство Российской Федерации или уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Государственной компании, а Государственная компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации.

Данная Государственная компания создается и действует в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления, а также в целях поддержания в надлежащем состоянии и развития сети автомобильных дорог Государственной компании, увеличения их пропускной способности, обеспечения движения по ним, повышения качества услуг, оказываемых пользователям автомобильными дорогами Государственной компании, развития объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании.

Учреждения

 

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для  осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера.

Учреждение  может быть создано гражданином  или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может  быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Частное учреждение полностью или частично финансируется  собственником его имущества. Порядок  финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Частное или  казенное учреждение отвечает по своим  обязательствам находящимися в его  распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных  денежных средств субсидиарную ответственность  по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное  учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве  оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества  и особо ценного движимого  имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого  имущества или приобретенных  автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник  имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником  имущества, так и приобретенным  за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением  особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением  собственником этого имущества  или приобретенного бюджетным учреждением  за счет выделенных собственником имущества  бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Автономная некоммерческая организация

Автономной  некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов  в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации  ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность  этой организации.

Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

Ассоциации (союзы)

 

Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических  лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом  случаях на обязательном членстве и  созданное для представления  и защиты общих, в том числе  профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также  иных не противоречащих закону и имеющих  некоммерческий характер целей.

В организационно-правовой форме ассоциаций (союзов) создаются, в частности, объединения юридических  лиц и (или) граждан, имеющие целями координацию их предпринимательской  деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц  творческих профессий и другие), объединения саморегулируемых организаций.

Ассоциации (союзы) могут иметь гражданские права  и нести гражданские обязанности, соответствующие целям создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов).

Они являются собственником своего имущества, отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, если иное не предусмотрено законом в отношении отдельных видов ассоциаций (союзов) и не отвечают по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом. В свою очередь члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, если законом и (или) уставом ассоциации (союза) предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов.

Заключение

Практика  показывает, что для стран, переходящих  к рынку, функционирование негосударственных  некоммерческих организаций является даже более важным, чем для развитых стран рыночной экономики. Это объясняется  неразвитостью рыночных отношений, крайней ограниченностью ресурсов государства, сложностью социально-экономических  вопросов переходного периода. В  результате в этих странах негосударственным  некоммерческим организациям приходится частично решать задачи, традиционно  принадлежащие государству в  рыночной экономике.

Функционирование  негосударственных некоммерческих организаций направлено не на замену создаваемых частным бизнесом и  государством экономических благ. Их деятельность, напротив, расширяет  структуру общественных потребностей, создает возможности для дополнительного  альтернативного предоставления продуктов  потребителям. С этой точки зрения негосударственные некоммерческие организации способствуют усилению конкуренции между различными секторами  экономики, социализации экономики, что  положительно сказывается на социально-экономическом  развитии общества.

Информация о работе Некоммерческие организации в системе гражданского права Российской Федерации