Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 23:20, контрольная работа
Политика - многомерное явление. Практически невозможно дать однозначное её определение. В литературе существует множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по-своему, в зависимости оттого, что берёт за основу: связь с властью или функции, цели политики. Одни определения носят общий, другие частный характер.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Происхождение политики……………………………………………………..4
2. Функции политики в обществе………………………………………………..7
3. Сущность политики……………………………………………………………9
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………20
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………20
Введение
Политика - многомерное явление. Практически невозможно дать однозначное её определение. В литературе существует множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по-своему, в зависимости оттого, что берёт за основу: связь с властью или функции, цели политики. Одни определения носят общий, другие частный характер. Аристотель, например, утверждал, что «политика» это цивилизованная форма общности, которая служит для достижения «общего блага» и «счастливой жизни». Николо Макиавелли определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать её». Здесь видно, что политика трактуется в более практическом смысле. Со временем общественно-политические отношения усложняются. Макс Вебер определяет политику как понятие, «которое имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, политике профсоюзов…даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем». Широкое понимание политики можно найти у испанского политолога и философа Ортега-и-Гассета: политика, по его мнению, - это вся историческая деятельность, которую нельзя ограничивать деятельностью государства и правительства. Государство лишь юридический панцирь, некая формальность жизни общества. Государство и правительство - не единственные органы национальной жизни. Ещё есть независимая этническая жизнь и спонтанные процессы.
Изучение политики в политологии связано с тремя аспектами. Отсюда и определение политики можно дать в трёх вариантах:
Политика - это особая сфера деятельности людей, связанная с властными отношениями, государством и его устройством, с политическими институтами, принципами их функционирования;
Политика
- это форма соучастия и
Политика - это область не только сознательных, но и стихийных действий, не только рациональных, но и иррациональных поступков и форм поведения.
Все определения политики можно разбить на группы:
Социологические определения политики. Эти определения опираются на социологический подход и выражаются через общественные явления: экономику, право, мораль, культуру, религию и т.д.
Субстанциальные определения политики. Здесь раскрывается первооснова (субстанция) политики. Политика определяется как действия направленные на обретение, удержание и использование власти.
Научно сконструированные определения политики. Фактически это интерпретации характеризующие политику как процесс подготовки, принятия практической реализации обязательных для всего общества решений.
1. Происхождение политики
В практической жизни человека никакие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности. Так произошло и с политикой, сформировавшейся в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения людских интересов и решения назревших проблем.
Политика и возникла в связи с необходимостью реализации таких интересов групп, которые затрагивали их общественное положение и не поддавались удовлетворению без вмешательства институтов публичной власти, предполагая использование методов принуждения. Таким образом, политика стала регулировать не все групповые интересы, а лишь те из них, которые затрагивали их властно значимые потребности и предполагали вовлечение в конфликт «третьей» силы в лице государства. Из-за стихийного характера такой конкуренции К. Мангейм называл политику «самостийной» величиной, т.е. явлением, не способным возникнуть в результате искусственной реконструкции [5,C.89].
Как глобальный механизм регулирования социальных отношений политика есть способ рационализации межгрупповых конфликтов и институциализации межгруппового диалога, придания процессу конкуренции за власть в основном цивилизованных и мирных форм.
По своему
характеру политическое регулирование
означает использование государством
принудительных способов урегулирования,
как бы «поверх» находящихся в
распоряжении сторон ресурсов. Например,
не зависимо от экономической обоснованности
использования материальных ресурсов
государство может
Возникновение
политического способа
Этот
качественно новый тип
Для поддержания постоянных контактов с государством эти группы вынуждены были создавать особые ассоциации, защищающие их властно значимые интересы и цели: партии, лобби, группы интересов
Таким образом,
политика формировалась как особая
система связей, сохраняющая объединенность
жизни людей и скрепляющая
их социальные узы посредством публичной
власти. Она стала средством приведения
разрушающих общество конфликтов к
необходимой для выживания
Как особая социальная сфера политика демонстрирует различную степень концентрации усилий власти в налаживании межгрупповых отношений. Если процессы формирования органов государственной власти и принятия ими политических решений составляют как бы эпицентр политики, ее ядро, то за его границами, на периферии этих процессов могут решаться задачи, только приближающие те или иные силы к реальной конкуренции за власть. Например, группы, не способные на очередных выборах выиграть спор за власть, используют их не для борьбы за голоса избирателей, а для «обкатки» своего имиджа в глазах общественного мнения, апробирования программ, т.е. для позитивного закрепления своего курса в сознании избирателей в надежде использовать эту память на следующих выборах.
В то же
время невероятная сложность
формирования политики, постоянно существующая
внутренняя возможность использования
ее конструктивных возможностей в узкоэгоистических
интересах правящей группы порождают
противоречивые и даже противоположные
оценки этого регулятивного механизма.
Например, У. Бек делает упор на «творческую,
самовыражающуюся» сущность политики,
которая извлекает из группового
противопоставления «новые содержания,
формы, коалиции», что дает основание
рассматривать ее не как «политику
политиков», а как «политику
2. Функции политики
Формируясь в процессе регулирования межгрупповых противоречий, поддержания целостности социума и сохранения общественной стабильности, политика в своем развитии получила статус важнейшего социального механизма, без которого ни одно сложноорганизованое общество не способно воспроизводить и развивать свои социальные порядки. В настоящее время роль и значение политики зависят от выполнения ею следующих функций:
выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества;
рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;
распределения
и перераспределения
управления
и руководства общественными
процессами как главного метода согласования
групповых интересов
интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы;
социализации
личности, включения ее в жизнь
сложноорганизованного
созидания
действительности (проективная функция).
Политика способна формировать новые
отношения между людьми и государствами,
преобразовывать
Политика может обладать как явными, так и скрытыми (латентными) функциями, например, при согласовании интересов в сфере принятия государственных решений [10,C.117].
В целом же функции политики могут трансформироваться в зависимости от времени, места и субъектов политической деятельности.
общественнлитика пра
во мораль
3. Сущность политики
Выполнение
политикой столь специфических
функций предполагает и наличие
у нее соответствующей
К несущим опорам политики относится прежде всего ее политическая организация, которая представляет собой совокупность институтов, транслирующих властно значимые групповые интересы в сферу полномочий государства и поддерживающих конкуренцию их субъектов в борьбе за власть.
Важнейшим
элементом структуры политики является
и политическое сознание. В самом
общем виде оно характеризует
зависимость политического
Еще одним
структурным элементом
Информация о работе Несостоятельность (банкротство) юридических лиц