Норма права и ее структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 23:57, реферат

Описание работы

В данной работе мы рассматриваем три темы, каждую отдельных пунктом: Норма права и ее структура; Правительство государства, его формирование; Юридические лица, их право и дееспособность.

Содержание работы

Введение…3
1. Норма права и ее структура…4
Норма права……………………………………………………………….4
Характер правовой нормы…………………………………………………5
Классификация правовых норм…………………………………………7
Литература………………………………………………………………….9
2. Правительство государства, его формирование……………………...9
Правительство РФ………………………………………………………….9
Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17 августа 1999 г. // Российская газета. 1999. 18 авг…………………………………………………..……10
Формирование правительства российской федерации…………..……..11
Литература………………………………………………………………...12
3. Юридические лица, их право и дееспособность………………….….12
Юридические лица…………………………………………………..……12
Орган юридического лица………………………………………………..14
Право и дееспособность юридического лица…………………………...15
Литература………………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………….……………18
Список использованной литературы…………………………………………...19

Файлы: 1 файл

право...docx

— 38.87 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

                                                                  Кафедра производственной

                                                                   безопасности и права

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2012.

Содержание.

Введение…3

  1. Норма права и ее структура…4
  • Норма   права……………………………………………………………….4
  • Характер правовой нормы…………………………………………………5
  • Классификация правовых норм…………………………………………7
  • Литература………………………………………………………………….9
  1. Правительство государства, его формирование……………………...9
  • Правительство РФ………………………………………………………….9
  • Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17 августа 1999 г. // Российская газета. 1999. 18 авг…………………………………………………..……10
  • Формирование правительства российской федерации…………..……..11
  • Литература………………………………………………………………...12
  1. Юридические лица, их право и дееспособность………………….….12
  • Юридические лица…………………………………………………..……12
  • Орган юридического лица………………………………………………..14
  • Право и дееспособность юридического лица…………………………...15
  • Литература………………………………………………………………...18

Заключение………………………………………………………….……………18

Список использованной литературы…………………………………………...19

 

 

 

 

 

Введение.

В данной работе мы рассматриваем  три темы, каждую отдельных пунктом: Норма права и ее структура; Правительство государства, его формирование; Юридические лица, их право и дееспособность.

Темы разделены на части  для более удобного прочтения. После  каждой главы написан список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Норма права и  ее структура.

Норма   права   –   это   правило   поведения,    установленное    или санкционированное государством, элементарная частица  права,  относящаяся  к нему как часть к целому. Обосновано, что норма права – это и не форма, и не содержание всего права, а именно  его  частица.  Она  обладает  собственными содержанием и формой и  в  системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.

   Норме права как части системы  в  той  или  иной  степени  свойственны существенные признаки, присущие праву, поэтому ей  можно  дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом.

      Норма   права    –    это    общеобязательное,    установленное    или санкционированное и охраняемое государством  правило  поведения,  выражающее обусловленную  материальными  условиями  жизни  общества  волю  и   интересы народа,  активно  воздействующее  на  общественные  отношения  с  целью   их упорядочить.

      Правовая  норма  носит  общий  характер.  В отличие от   команд,   и распоряжений по конкретным вопросам, норма адресована не отдельному лицу,  а кругу  лиц,  определяемых  типическими   признаками.   Она   рассчитана   на регулирование не  единичного,  отдельного  отношения,  а  вида  общественных отношений; действие правовой нормы рассчитано на  неограниченное  количество случаев;  она  продолжает  действовать  после  реализации  в индивидуальных отношениях и в поведении конкретных людей.

 

Общий характер правовой нормы раскрывается через следующие  признаки:

1) норма права рассчитана  на неоднократное действие (реализацию  или применение);

2) распространяется на  персонально неопределенный круг  лиц; 

3) направлена на регулирование не единичного случая или отношения, а определенный вид общественных отношений;

4) одинаковая обязательность  ее для всех тех, кто находится  или может находиться в пределах  ее действия.

Общий характер правовой нормы  означает, что она устанавливает  единые рамки, единый масштаб возможного или должного поведения для всех предусмотренных в ней субъектов. Такое свойство нормы права определяется также термином "нормативность."

Общий характер правовой нормы  обеспечивается таким ее качеством, как абстрактность. Она представляет собой оптимальную модель возможного или должного поведения в типичной жизненной ситуации. И в силу этого  норма права, как любая модель, не воспроизводит частные, второстепенные стороны регулируемой ей жизненной  ситуации, а фиксирует лишь ее наиболее существенные, важные черты и признаки.

Норма права может обладать, в зависимости от ее содержания, предмета и роли в регулировании  общественных отношений, большей или  меньшей степенью абстрактности.

Норма права носит предоставительно-обязывающий характер. Это означает, что предоставляя в регулируемом отношении одному лицу право действовать определенным образом, она в то же время в то же время возлагает обязанность на другое лицо либо действовать определенным образом, либо воздерживаться от действий.

Здесь воплощается основной принцип регулирования - каждому  праву должна соответствовать обязанность.

Общеобязательность правовой нормы выражается в том, что она  обеспечивается возможностью применения мер государственного воздействия  по отношению к лицам, нарушившим ее предписания.

Правовую норму отличает и такое качество, как формальная определенность. Это означает, что  каждая правовая норма имеет строго определенное официальное словесное  выражение, которое не подлежит произвольному изменению кем бы то ни было в процессе ее реализации или применения.

Все эти качества позволяют  правовой норме быть эффективным  и результативным средством регулирования  общественных отношений.

Под структурой правовой нормы  понимают ее внутреннее строение, наличие  в ней неразрывно связанных друг с другом и предполагающих одна другую составных частей.

Для обеспечения четкости и определенности в регулирования  общественных отношений и всякая правовая норма по смыслу и по содержанию должна ответить на три вопроса:

1) На какую типичную  жизненную ситуацию она рассчитана, каковы существенные признаки  этой ситуации;

2) Какие права и обязанности  предусмотрены для лиц, которые  могу оказаться в данной ситуации;

3) Какие меры государственного  воздействия могут быть применены  к лицам, вышедшим за пределы  прав и обязанностей, предусмотренных  данной нормой.

Без ясного и четкого ответа на эти вопросы невозможно правильно  уяснить смысл правовой нормы, правильно  ей пользоваться.

В соответствии с поставленными  вопросами в логической структуре  правовой нормы выделяют гипотезу ("если"), диспозицию ("то) и санкцию ("иначе").

Гипотеза - это указание на условия (фактические обстоятельства), при которых действует данная норма. Она также указывает на общие признаки тех лиц, которые могут выступать в качестве субъектов установленных ей прав и обязанностей.

Диспозиция - это изложение самого правила поведения, которому нужно следовать в ситуации, предусмотренной в гипотезе. Это ядро правовой нормы. В нем изложены мера возможного и должного поведения (права и обязанности) сторон.

Санкция - это указание на те меры государственного воздействия, которые могут быть применены в отношении лиц, нарушающих требования, изложенные в диспозиции.

Классификация правовых норм состоит в делении их на отдельные виды по таким существенным признакам, которые определяют специфическую роль и назначение каждого вида норм в регулировании общественных отношений. Причем, одна и та же норма может быть отнесена к различным вида в зависимости от основания классификации.

Так, по способу воздействия  на поведение лиц, по способу регулирования  нормы права можно подразделить на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (диспозитивные).

По характеру самого правого предписания нормы могут подразделяться на императивные (категорические) и диспозитивные.

По их роли в правовом регулировании правовые предписания  могут быть разделены на конституирующие (нормы специального действия), регулятивные и правоохранительные.

Конституирующие нормы сами непосредственно общественных отношений  не регулируют. Они либо закрепляют направленность регулирования, либо закрепляют понятийный аппарат, либо выполняют  функции управления.

Регулятивные нормы - это  нормы прямого, непосредственного  действия. Это в основном нормы  гражданского, семейного, трудового  права.

Правоохранительные нормы - это такие нормы, которые вступают в действие в случае, когда нарушены регулятивные нормы. Это в основном нормы уголовного , административного права.

Выделяют также нормы  материального и процессуального  права.

Нормы материального права  непосредственно регулируют общественные отношения. Порождают, изменяют или  отменяют субъективные права и обязанности.

Нормы процессуальные предназначены  для регулирования порядка деятельности органов государства, в том числе  процедур рассмотрения вопросов по применению права.

Всякая научно обоснованная классификация правовых норм дает возможность  лучше понять их природу и назначение в жизни общества, место в правовой системе в целом, способствует профессиональному  овладению нормативно-правовым материалом, охране прав и свобод человека и  гражданина.

ЛИТЕРАТУРА

Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996. Гл. X, с. 159-173.

Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. Тема 11.3, с. 118-121.

Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. XI, 171-179.

Правительство государства, его формирование.

Состав и формирование. Правительство РФ — коллегиальный  орган федеральной государственной  власти. В его состав входят, согласно ч. 2 ст. 110 Конституции РФ, Председатель Правительства РФ, его заместители  и федеральные министры. В число  заместителей Председателя Правительства  РФ включаются на практике и первые замес­тители Председателя, а в число членов Правительства — только те руководители федеральных органов исполнительной власти, которые имеют ранг федеральных министров. Поэтому число федеральных министров обычно в два-три раза меньше, чем число руководителей федеральных органов исполнительной власти. Число министров, заместителей и первых заместителей Председателя Правительства Конституцией РФ не ограничивается.

Формирование Правительства  РФ осуществляется Президентом РФ при  участии Государственной Думы и  Председателя Правительства. Председателя Правительства РФ, как уже отмечалось, назначает Президент РФ с согласия Государственной Думы (ст. 111). Предложение  о кандидатуре Председателя Правительства  РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность  вновь избранного Президента РФ или  после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Последняя рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о  кандидатуре. При этом кандидат докладывает  Думе программу основных направлений  деятельности будущего правительства  и отвечает на вопросы депутатов. В случае, если Государственная Дума трижды отклоняет представленные кандидатуры, Президент РФ самостоятельно назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

После назначения Председатель Правительства РФ в недельный  срок представляет Президенту РФ предложения  о структуре федеральных органов  исполнительной власти, куда входят федеральные  министерства, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные  службы России и др. Он же предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности  заместителей Председателя Правительства  РФ и федеральных министров (ст. 112). Конституция РФ не ограничивает число  министров, а также число заместителей и первых заместителей Председателя Правительства РФ. Это определяется самим Президентом РФ. Так, в августе 1999 г. Указом Президента РФ* структура  федеральных органов исполнительной власти была реорганизована и в нее  вошли 26 министерств, 10 государственных  комитетов, 3 федеральных комиссии, 14 федеральных служб, 9 федеральных  агентств, 2 федеральных надзора. Было также установлено, что у Председателя Правительства РФ будет пять заместителей, в том числе два первых.

* Указ Президента Российской  Федерации «О структуре федеральных  органов исполнительной власти»  от 17 августа 1999 г. // Российская газета. 1999. 18 авг.

Члены Правительства РФ не могут быть депутатами парламента, занимать никакой другой должности  в государственных, коммерческих, общественных органах и организациях, в том  числе и в политических партиях, членство в которых они могут  сохранять; они не имеют права  на предпринимательскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной  и иной творческой. Они обязаны ежегодно представлять сведения о своих доходах и имуществе.

Информация о работе Норма права и ее структура