Нормативно-правовой договор понятие, виды и место в системе источников Российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

М.А. Нечитайло определяет нормативный договор как правовой акт, устанавливающий правовые нормы; выработанный в результате согласования обособленных воль и волеизъявлений двух и более равноправных субъектов права, одним из которых выступает субъект публичной власти; устанавливающий (изменяющий, прекращающий) взаимные права и обязанности неопределенного круга лиц на длительное время; сочетающий публичные (централизованные) и частные (децентрализованные) начала в регулировании отношений, участники которых несут взаимную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение принятых обязательств в рамках специального порядка разрешения споров. Из определения следует, что нормативный договор выражает два или множество обособленных волеизъявлений, и является самостоятельным правовым актом[

Содержание работы

1. Нормативный договор: понятие и признаки……………………………...3
2. Классификация нормативных договоров в российском праве………...10
3. Особенности отдельных видов нормативных договоров………………13
Библиографический список……………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Нормативно-правовой договор понятие, виды и место в системе источников российского права.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Произошедшие  изменения в обществе привели  к тому, что в настоящее время в теории административного права имеет место точка зрения, при которой договор признается источником административного права, несмотря на отсутствие единообразия точек зрения о правовой природе административного договора[6, c.10].

Административный договор рассматривается в качестве разновидности публично-правового договора. В качестве особенностей публичного договора выделяют следующее: 1) одной из сторон публично-правового договора всегда является государство в лице своих органов; 2) государственные органы, вступая в договорные отношения, ограничены пределами своей компетенции.

Ю.Н. Старилов в качестве обязательных условий  публично-правовых договоров выделяет: удовлетворение общественного, публичного либо государственного интереса; определение  административного (публичного) режима реализации определенных задач и функций; осуществление контроля за его реализацией со стороны органов управления; возможность прекращения административного договора в одностороннем порядке органами (должностными лицами) исполнительной власти при неисполнении или ненадлежащем исполнении другой стороной принятых обязательств; установление возможности разрешения возникших споров в органах административной юстиции и в судебных органах.

Нормативному  административному договору присущи следующие признаки:

1)  Особый субъектный состав: одним из участников административного договора всегда выступает государственно-властный субъект (государственный орган, должностное лицо или субъект с делегированными полномочиями), т.е. государство в лице своих органов власти. В случае заключения нормативного договора все субъекты, его заключающие, должны обладать полномочиями на правотворчество. В административном договоре государственный орган выступает именно как субъект, реализующий исполнительную власть и наделенный властными полномочиями, а также полномочиями на правотворчество.

Участвуя  в административном договоре, государственный  орган выступает в качестве субъекта публичного права, его статус определяется его компетенцией, и он должен действовать в общегосударственных интересах, без извлечения собственной выгоды. Правовой статус субъектов, вступающих в административные договорные отношения, объем их правоспособности, без которой субъекты административного права не могут вступить в договорные отношения, определяется административно-правовыми нормами. Право на заключение административного договора должно быть предусмотрено в нормах о компетенции государственного органа.

2)  Второй особенностью административного договора является цель его заключения, которой является регулирование управленческих отношений, реализация некого общего блага, публичных интересов, достижение общественно значимых результатов. При вступлении в административные правоотношения, государственно-властный участник реализует общее благо, абстрагируется от какой-либо своей собственной заинтересованности, подчиняя ее общим интересам. Посредством заключения такого договора стороны договариваются об осуществлении определенных действий в интересах государственного управления.

Таким образом, одна из отличительных особенностей административного договора заключается в том, что государство, его органы и должностные лица, являясь субъектами административного договора, наделены властными полномочиями; при вступлении в договорные отношения они не утрачивают властных свойств.

 

 

Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.2003 г. // Рос.газ. – 12 дек.- 1993 г.

2. Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон № 131-ФЗ  от 06.10.2008 г. // Консультант Плюс

3. Васильев, А.В. Виды нормативных договоров / А.В. Васильев // Юрист. – 2011. - № 1. – С. 33-38

4. Демин, А.В. Роль нормативно-правового договора в системе источников российского права / А.В. Демин // Право и экономика. – 2010. - № 11. – С. 28-35

5. Иванов, В.В. Понятие нормативного договора в законодательстве Российской Федерации / В.В. Иванов // Юрист. – 2010. - № 5. – С. 29-33

6. Лазарев В.В. Становление нормативно-правового договора в российском законодательстве / В.В. Лазарев // Конституционное право России. – 2008. - № 11. – С. 7-13

7. Мясин, А.А. Место нормативного договора в юридической практике / А.А. Мясин // Вестник МГУ: серия право. – 2010. - № 5. – С. 18-22

8. Нечитайло, М.А. Вопросы правоприменительной практики в отношении нормативного договора / М.А. Нечитайло // Право и экономика. – 2010. - № 6. – С. 20-26

9. Яковлев, С. Понятие нормативного договора в законодательстве Российской Федерации // Государство и право. – 2009. - № 7. – С. 40-48


Информация о работе Нормативно-правовой договор понятие, виды и место в системе источников Российского права