Нормативно-правовые основы формирования системы патриотического воспитания молодежи в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:18, доклад

Описание работы

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Файлы: 1 файл

патриотизм доклад вар 2.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЛОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

ФАКУЛЬТЕТ «Социальные технологии»

КАФЕДРА «Социальной работы и педагогики профессиональной деятельности»

 

ДОКЛАД

по учебной дисциплине  «Гражданское и патриотическое воспитание»

ТЕМА: «Нормативно-правовые основы формирования системы патриотического воспитания молодежи в современной России »

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса

Группы  СЗС(б)

Мальцева А.В.

Проверила:

Ассистент

Новикова И.П.

 

 

 

 

 

 

Орел  2013

Концепция патриотического  воспитания граждан Российской Федерации

 

(одобрена на заседании  Правительственной комиссии по  социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)

Концепция патриотического  воспитания граждан Российской Федерации (далее именуется - Концепция) - документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания.

Коренные преобразования в стране конца XX - начале XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории  России, сопровождаются изменениями  в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

Патриотизм призван  дать новый импульс духовному  оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей.

В Концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.

Разработка Концепции  осуществлена в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N 122 "О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" и обусловлена необходимостью выполнения этой Государственной программы, подготовки организационных и методических документов, программ деятельности органов государственной власти и общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан на последующий период.

Основной целью Концепции  является определение места и  роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Патриотизм и патриотическое воспитание

 

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая  устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

 

Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения  граждан, критериями для которых  являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.

Патриотизм - это сознательно и  добровольно принимаемая позиция  граждан, в которой приоритет  общественного, государственного выступает  не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего  развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального  характера, Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

Недооценка патриотизма как  важнейшей составляющей общественного  сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Патриотическое воспитание, являясь  составной частью общего воспитательного  процесса, представляет собой систематическую  и целенаправленную деятельность органов  государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, т.е. охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно  значимых ориентации, гармоничного сочетания  личных и общественных интересов, преодоление  чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.

Составной частью патриотического  воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих.

В условиях борьбы с международным  терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными  интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз.

 

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой  социальной активности, гражданской  ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально  значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному  и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

создание и обеспечение  реализации возможностей для более  активного вовлечения граждан в  решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

воспитание граждан  в духе уважения к Конституции  Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения  реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

 

привитие гражданам  чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

создание условий для  усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств  массовой информации при освещении  событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

 

Реализация задач патриотического  воспитания граждан Российской Федерации  осуществляется через более частные  задачи с учетом специфики субъектов  и объектов воспитания, условий, в  которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципами патриотического  воспитания являются:

 

принцип системно-организованного  подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

принцип адресного подхода  в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов  патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями, общества в целом;

принцип активности и  наступательности, который предусматривает  настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения  граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

принцип универсальности  основных направлений патриотического  воспитания, предполагающий целостный  и комплексный подход к ним, необходимость  использования и такого фактора  формирования патриотизма, как социально ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;

принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и т.д.

 

Эти принципы взаимосвязаны  и реализуются в единстве.

 

Патриотизм формируется  в процессе воспитания на основе тесного  взаимодействия объектов и субъектов  воспитания.

Основными группами граждан, выступающими объектами патриотического  воспитания, являются:

семья как основная социальная ячейка общества, в которой закладываются  основы нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности. В семье происходит формирование ее жизненных ориентиров и ценностей, отношений к себе, к другим людям и к Отечеству;

молодые граждане и молодежные общественные объединения;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и по контракту, воинские коллективы Вооруженных  Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, работники системы правоохранительных органов;

Информация о работе Нормативно-правовые основы формирования системы патриотического воспитания молодежи в современной России