Нормы, определяющие административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 18:56, реферат

Описание работы

Понятие и содержание исторического формирования религиозных объединений. Статус современных религиозных организаций. Законодательство о свободе совести в современной России.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (12).docx

— 40.70 Кб (Скачать файл)

Введение

 

   Проблемы административно-правовой регламентации статуса религиозных объединений в нашей стране неразрывно связаны с обеспечением конституционного права личности на свободу совести и свободу вероисповедания. На современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации эта одна из наиболее актуальных проблем, имеющая большое общественное и научное значение. Между тем необходимо отметить, что формирование нормативной правовой базы, определяющей административно - правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации, существенно отстает от общего уровня развития административного законодательства.

   Нормы, определяющие административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации, отличается своим несовершенством. Подтверждением этому является ряд постановлений Конституционного суда Российской Федерации о проверке конституционности положений Федерального закона от 19 сентября 1997 г. "О свободе совести и религиозных объединениях". Одной из причин несовершенства действующего законодательства, регламентирующего функционирование религиозных объединении, является отсутствие теоретических исследовании, посвященных их административно-правовому статусу в Российской Федерации.

   Как показывает практика, в административно-правовом регулировании нуждается не только внешняя деятельность религиозных объединений как коллективных субъектов административного права, но и часть внутренних взаимоотношений, возникающих между участниками религиозных объединений. Такая регламентация необходима, поскольку при таких взаимоотношениях затрагиваются права и законные интересы личности, интересы общества и государства, которые не должны оставаться вне сферы административно-правового воздействия. Помимо этого об актуальности исследуемой проблемы свидетельствуют принятые Федеральные законы "О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 г. и "Об альтернативной гражданской службе" от 25 июля 2002 г. Данные акты имеют самое непосредственное отношение к исследованию административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации. Поэтому положения вышеприведенных законодательных актов должны получить свою теоретическую оценку именно при исследовании административно-правового статуса религиозных объединений в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и содержание исторического формирования религиозных объединений

    Формирование государственности на Руси сопровождалось деятельностью по централизации власти. Одновременно создавалась единая церковная структура. Православная церковь неоднократно пыталась усилить свое влияние на государственную власть. Однако эти попытки успеха не имели. С укреплением монархии при Иване IV приоритет государственной власти усилился еще больше. Усиление монархии сопровождалось возникновением антиклерикальных настроений. В царствование Петра I была создана государственная система управления церковью и упразднено патриаршество. Все это ограничивало религиозную свободу самой православной церкви, лишало прав другие вероисповедания.

   В сложившихся условиях борьба за свободу исповедания велась под лозунгами нравственного возрождения христианства, освобождения церкви от мирских пут. Эта борьба была направлена на ликвидацию сложившегося союза между церковью и государством.

   В XIX в. в "Настольном словаре", написанном под руководством революционера М.В. Петрашевского, утверждалось, что веротерпимость — это высшая ступень свободы вероисповедания. А Огарев считал, что в деле выбора религии или науки не должно быть никакого государственного принуждения. Он выдвинул мысль о том, что чистота религии для верующих не требует вмешательства государственной власти в религиозные дела. Признание свободы убеждения, религиозного или научного, считал Огарев, является не только правовым требованием, но и нравственной установкой.

   Россия позже других стран Европы пошла на признание принципов свободы вероисповедания. В "Своде законов Российской Империи", изданных в 1875 г., все религии на территории страны делились на три группы: государственная (православное исповедание), терпимые (католическая, протестантская, армяно-григорианская церкви, ислам, буддизм, иудаизм, язычество) и нетерпимые ("секты" — духоборы, молокане, иудействующие, скопцы, иконоборцы). В "Уложении о наказаниях" особым видом государственного преступления объявлялось отвлечение и совращение людей из православия в другую веру, воспрепятствование воспитанию детей в православной или христианской вере, распространение ересей и расколов. К виновным в этих преступлениях применялась целая система карательных мер, вплоть до каторги или ссылки в Сибирь. Вне - исповедное состояние государством вообще не признавалось. Деятельность по распространению материалистических и атеистических взглядов подвергалась уголовному преследованию. В конце XIX в. в связи с ростом революционного движения ужесточилась политика государства в отношении сектантских общин. В 1894 г. к числу запрещенных религий были причислены так называемые "штун - дисты" — русское наименование баптистов и евангельских христиан. Их вероисповедания были объявлены вредными, а молитвенные собрания запрещены.

  В начале XX в. революционная ситуация в России вынудила царское правительство вносить существенные изменения в религиозную политику. В царском манифесте в феврале 1903 г. содержалось обещание даровать свободу вероисповеданий. В Указе царя от ноября 1904 г. "О предначертании и усовершенствовании государственного порядка" предписывалось принять меры к устранению религиозных "стеснений". В царском манифесте "Об усовершенствовании государственного порядка", изданном в октябре 1905 г., также говорилось о необходимости предоставления населению России гражданских свобод, в том числе и свободы совести.

   После Февральской революции постановлениями от 20 марта 1917 г. "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений" и от 17 июля 1917 г. "О свободе совести" были отменены все ограничения, связанные с вероисповеданием. Сюда входили отмены ограничений на жительство, передвижение, приобретение права собственности, занятия ремеслами, торговлей, промышленностью, поступление на государственную службу, на учебу, участие в выборах и т.д. Под свободой совести по-прежнему понималась свобода выбора вероисповедания. При этом постановления Временного правительства оставляли неизменным господствующее положение Русской Православной Церкви по отношению к другим религиозным организациям. Это обосновывалось тем, что православие являлось религией большинства населения России.

   После Октябрьской революции и установления советской власти был принят ряд декретов, кардинально изменивших положение православной церкви и других религиозных организаций. Например, декретом "О земле" от 26 октября 1917 г. (по старому стилю) все монастырские и церковные земли были национализированы. "Декларация прав народов России", опубликованная 2 ноября 1917 г., отменяла все национально-религиозные привилегии и ограничения. Постановлением "О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Комиссариата по народному просвещению" из-под контроля церкви изымались все учебные заведения. Другими декретами советской власти регистрация рождения, смерти, браков передавалась государственным органам. В этом случае церковный брак утрачивал юридическую силу. В январе 1918 г. были уничтожены ведомства придворного духовенства, управления духовного ведомства армии, прекращена выдача государственных средств на содержание церквей и духовенства. Обобщающим документом в области свободы совести стал декрет Совета народных комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церквей", изданный 23 января 1918 г., в котором раскрывалась сущность свободы совести и обосновывались ее правовые гарантии. Декрет предоставлял возможность каждому гражданину исповедовать любую религию или быть атеистом. На территории страны запрещалось издавать местные законы, постановления, ограничивающие свободу совести, а также предоставляющие какие-либо преимущества той или иной религиозной организации.

   В конце 1920-х годов в стране обострилась борьба в коммунистической партии и в правительстве между разными подходами к дальнейшему экономическому и социально-политическому развитию страны. В этой борьбе одержали верх представители жесткой административно-командной системы. Это отразилось и на отношении к церкви. Религиозные организации объявлялись силой, враждебной советской власти. Началась широкомасштабная кампания по закрытию храмов и монастырей, ограничивалась деятельность духовенства. Необходимость этих жестких мер обосновывалась "обострением классовой борьбы". Подобная политика в отношении к церкви проявилась в ряде правовых документов.

   Советское государство стало создавать систему всеохватывающего контроля за деятельностью религиозных организаций, что в определенной мере следовало прежней российской традиции. В этом смысле важным было постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 1929 г. "О религиозных объединениях". В нем закреплялось право религиозных объединений на осуществление единственной функции — удовлетворение религиозных потребностей верующих в молитвенном здании. Однако и это обставлялось рядом ограничений и запретов. Например, в статьях 17 и 18 религиозным организациям запрещалось создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения и вообще пользоваться находящимся в их распоряжении имуществом для каких-либо иных целей, кроме удовлетворения религиозных потребностей, допускать преподавание каких бы то ни было религиозных вероучений в учебных заведениях. Массовые репрессии во второй половине 1930-х годов не обошли стороной и священнослужителей. В принятой в декабре 1936 г. Конституции СССР в статье 124 говорилось: "В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами".

   Во время Великой Отечественной войны как никогда сильны были патриотические чувства советского народа, в том числе и верующих. Многие главы церквей выступили с призывом встать на защиту Родины и организовать сбор средств в фонд обороны страны. В этих условиях правительство приняло ряд мер по расширению прав религиозных организаций. Однако коренной поворот в деле нормализации отношений церкви и государства произошел в 1943 г. после встречи И.В. Сталина с руководством Русской Православной Церкви. На Архиерейском соборе в сентябре 1943 г. был избран Патриарх Московский и всея Руси. Совнарком СССР принял постановление, в котором предусматривалось создание Совета по делам Русской Православной Церкви, открытие Православного богословского института, православных курсов и порядок открытия церквей. Однако улучшение отношений между церковью и государством продолжалось недолго. В конце 1940-х годов этот процесс приостановился.

   В 1975-1977 гг. в целях единообразия законодательства о религиозных культах в республиках СССР были приняты акты "О религиозных объединениях". В Конституции СССР 1977 г. принцип свободы совести был изложен следующим образом: "Гражданам СССР гарантируется свобода совести, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести религиозную пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается".

 

2. Современное развитие  религиозных объединений в России

2.1 Статус современных религиозных  организаций

   Правовое положение религиозных организаций определено Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г., постановлением Правительства РФ "О порядке регистрации, открытии и закрытии в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций" от 2 февраля 1998 г. и другими нормативными правовыми актами.

   Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений. Содержание Закона соответствует Конституции России, иным российским законам и общепризнанным принципам и нормам по вопросам защиты прав и свобод человека, а также взаимоотношений государства и религиозных организаций.

   В Законе подтверждаются конституционные положения о том, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Поэтому государство не вмешивается в законную деятельность религиозных объединений. Но и они в свою очередь не имеют права вмешиваться в дела государства, участвовать в выборах в органы государственной власти и, в органы местного самоуправления, в деятельность политических партий и политических движений, а также оказывать им материальную и иную помощь.

   Религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям.

   В Законе дается четкое юридическое определение религиозным объединениям, группам и организациям. Так, религиозным объединением признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Информация о работе Нормы, определяющие административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации