Нормы, определяющие административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 18:56, реферат

Описание работы

Понятие и содержание исторического формирования религиозных объединений. Статус современных религиозных организаций. Законодательство о свободе совести в современной России.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (12).docx

— 40.70 Кб (Скачать файл)

   Религиозные организации подлежат государственной регистрации федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Федерации. Отказано в государственной регистрации может быть в случаях, если: цели и деятельность религиозной организации противоречат законодательству России; организация не признана в качестве религиозной; устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства и др.

   Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или суда. Список оснований для ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения в судебном порядке составлен с учетом печального опыта последних лет. Кроме нарушения общественной безопасности и действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя России, сюда включены принуждение к разрушению семьи, посягательство на личность, права и свободы граждан, нанесение ущерба нравственности и здоровью граждан, воспрепятствование получению обязательного образования, склонение к самоубийству или отказу от получения медицинской помощи, принуждение к отчуждению имущества в пользу религиозного объединения, побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом обязанностей.

   Впервые в законодательном порядке регулируется деятельность иностранных миссионеров. Иностранные религиозные организации обязаны получить сертификат, а он, в свою очередь, выдается по ходатайству российской религиозной организации соответствующего вероисповедания.

   Некоторые иностранные религиозные деятели нередко нарушают нормы российского законодательства о статусе иностранных граждан, порядке их регистрации и передвижения по стране. Поэтому постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. утверждено Положение о порядке регистрации, открытия и закрытия в Российский Федерации представительств иностранных религиозных организаций. Министерство юстиции РФ ведет реестр указанных представительств, открытых в РФ. Свидетельство о регистрации представительства является основанием для обращения открывшей его иностранной религиозной организации в дипломатические представительства или консульские учреждения РФ за получением визы на въезд в Россию иностранных граждан для работы в представительстве и в органы внутренних дел РФ для оформления регистрации этих граждан и членов их семей в РФ.

   Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. определены права и условия деятельности российских религиозных организаций, а также порядок осуществления надзора и контроля за исполнением ими законодательства в данной сфере.

   Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры.

   Орган юстиции, зарегистрировавший религиозную организацию, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.

   Впервые в нашем законодательстве закреплены положения, касающиеся права военнослужащих на свободу совести и свободу вероисповедания. В Федеральном законе "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. указано, что создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица. Однако военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.

   Таким образом, органы исполнительной власти контролируют соответствие федеральному законодательству внутренних установлений религиозных организаций, прежде всего уставов. Так же исполнительная власть взаимодействует с конфессиональными объединениями при определении статуса учреждений религиозного образования. Религиозное образование или его основы могут быть получены не только в учреждениях конфессионального образования, но и в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

 

2.2 Законодательство  о свободе совести в современной  России

   Свобода совести — это обеспечение в обществе таких демократических прав и свобод, которые гарантируют личности свободу по отношению к религии, свободу убеждений и возможность их проявления в действиях и поступках не в ущерб другим людям и обществу в целом.

   Международные соглашения по вопросам, касающимся соблюдения прав человека, сыграли определенную роль в изменении государственно-церковных отношений в нашей стране не только в 70-е, но и в последние десятилетия XX в. В 1980-х и 1990-х годах этот процесс приобрел качественно новые характеристики. В это время были сняты ограничения, которые на протяжении многих лет в определенной степени связывали деятельность религиозных организаций, что, в свою очередь, способствовало активизации различных религиозных конфессий, действующих на территории страны.

   1 октября 1990 г. постановлением Верховного Совета СССР был принят Закон "О свободе совести и о религиозных организациях", который в соответствии с нормами международного права гарантировал гражданам СССР право на выражение и определение своего отношения к религии, устранил многочисленные ограничения и противоречия, препятствующие практическому осуществлению свободы совести.

   Закон "О свободе вероисповедания" 25 октября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон "О свободе вероисповедания", который гарантировал осуществление свободы совести и значительно расширил рамки прав и свобод верующих граждан России. Этот закон содержит три раздела.

   В первом разделе раскрываются наиболее важные общие принципы осуществления свободы совести: (1) равноправие граждан независимо от их отношения к религии; (2) отделение религиозных и атеистических организаций от государства; (3) светский характер системы государственного образования; (4) равенство религиозных объединений перед государством; (5) наличие специальных законодательных актов, обеспечивающих ответственность за их нарушение.

   Статья 3 данного Закона обозначила принцип свободы вероисповеданий как право каждого гражданина свободно выбирать, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Действовать в соответствии со своими убеждениями при единственном условии — соблюдении законов государства. В статьях 6-13 Закона раскрывается содержание названных выше принципов. Например, равноправие граждан не допускает каких-либо ограничений или установлений преимуществ в зависимости от отношения к религии, возбуждения в связи с этим вражды и ненависти либо оскорбления граждан.

   Отделение религиозных объединений от государства в Законе трактуется как невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии. С другой стороны, в Законе отмечается, что и религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельности политических партий. Однако служители этих организаций имеют право на участие в политической деятельности наравне со всеми гражданами. Общественные организации, разделяющие и распространяющие атеистические убеждения, также отделяются от государства и не получают от него ни материальной, ни идеологической помощи.

   Закон гласит, что система государственного образования носит светский характер и не преследует цели формирования определенного отношения к религии. Преподавание вероучений и религиозное воспитание могут осуществляться в негосударственных учебных заведениях, частным образом на дому или при религиозных объединениях. На основе этого Закона доступ к образованию предоставляется всем — верующим и неверующим. Государственное образование не преследует цели формирования определенного отношения к религии. Это означает, что в государственных учебных заведениях не допускаются религиозная проповедь, обучение Закону Божьему, хотя не исключается изложение истории религии, ее функций в жизни общества и человека. В равной степени недопустима и атеистическая пропаганда, сознательное и целенаправленное формирование атеистических убеждений. В целях изучения религиозных вероучений региональные церковные конфессии могут создавать свои специализированные учебные заведения, группы для взрослых, детей и т.д. Такие же права имеют и атеистические организации. В общеобразовательных программах учебных заведений должны быть прописаны отношения терпимости и уважения между верующими и неверующими гражданами, между представителями разных религий. Все религии и религиозные объединения равны перед законом, ни одна из них не пользуется какими-либо преимуществами или ограничениями. Государство нейтрально в вопросах веры и убеждений.

   Раздел второй Закона регулирует право на религиозные убеждения и религиозную деятельность. В статье 15 гарантируется право граждан выбирать, иметь и менять религиозные убеждения, высказывать и распространять их в устной, печатной и любой другой форме, исповедовать любую религию, беспрепятственно совершать религиозные обряды, добровольно вступать в религиозные объединения и выходить из них. Религиозные объединения определяются как добровольные организации совершеннолетних граждан, образованные в целях совместного осуществления права граждан на свободу вероисповедания (статья 17). Они наделяются правами юридического лица с момента регистрации их устава в Министерстве юстиции РФ или его органах на местах (статьи 18, 20). Деятельность религиозного объединения может быть прекращена либо по решению общего собрания его учредителей или съезда, его образовавшего, либо в случае его самоликвидации, либо по решению суда (статья 21).

   Третий раздел Закона регулирует имущественные и финансовые противоречия религиозных объединений. В соответствии с Законом религиозным объединениям были предоставлены мирские права в общественно-политической и религиозной сфере, в исповедании и распространении веры, убеждений непосредственно или через средства массовой информации. Религиозные объединения могут осуществлять миссионерскую деятельность, милосердие и благотворительность, религиозное обучение и воспитание, подвижничество в монастырях, скитах и т.д., паломничество и другие виды деятельности, которые соответствуют определенным вероучениям и предусмотрены уставом (положением) данного объединения. Религиозные объединения получили право образовывать региональные и центральные структуры со своими органами управления (статья 17).

   В Конституции Российской Федерации 1993 г., являющей Основным законом государства, придается важное значение свободе совести в системе гражданских прав и свобод. Во второй главе Конституции, которая называется "Права и свободы человека и гражданина", в статье 14 Российская Федерация провозглашается светским государством. Поэтому никакая религия в таком государстве не может считаться государственной или обязательной. Все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Законом закрепляется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола и расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В статье 19 Основного закона РФ запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозный принадлежности.

   В статье 17 в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общественным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

   В статье 28 утверждается, что каждому гражданину РФ гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В соответствии со статьей 29 каждому гражданину предоставлена свобода слова и мысли. Не допускаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

   В статье 39 Конституции зафиксирована свобода деятельности общественных организаций, при этом никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем.

   Гражданин Российской Федерации, говорится в статье 59 (2), несет военную службу в соответствии с федеральным законом, а пункт 3 этой статьи устанавливает правовую норму, согласно которой гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных, установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

   Таким образом, положения, сформулированные в главе Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина", гарантируют реализацию свободы совести в России.

 

 

Заключение

 

   Отношения Русской православной церкви и Российского государства характеризовались сложностью и противоречивостью фактически на протяжении всей многовековой истории.

   Но особого драматизма они достигли в годы революционных преобразований, когда разрушались храмы, объявлялись классовыми врагами и подвергались жестоким репрессиям представители духовенства, создавались многочисленные пародии на верующих, а сама религиозная вера провозглашалась "опиумом для народа". 70 лет такого ожесточенного противостояния, бескомпромиссной борьбы государства против Церкви значительно подорвали духовные устои российского общества. Сформировавшийся за годы советской власти воинствующий атеизм заявлял о своей безусловной монополии на формирование нравственного сознания общества.

   Униженная и оскорбленная, Русская православная церковь все же сумела не только выстоять в этой разрушительной стихии тотального зла, но и возродиться, восстав из "мерзости и запустения", в новых исторических и социальных реалиях. Начался серьезный, плодотворный, хотя и не всегда простой, диалог Церкви и Российского государства. Осуществляются поиски не компромисса, а реального сотрудничества и взаимопомощи. Идея духовного обновления и возрождения российского общества в одинаковой степени близка как церковной, так и светской власти. Реализация этой идеи становится одной из важнейших и первоочередных задач всего общества.

Информация о работе Нормы, определяющие административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации