Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 23:07, курсовая работа
Специфика подобного рода нарушений состоит в том, что они выходят за рамки внутригосударственного гражданского (частного) права и при рассмотрении этих вопросов судам придётся опираться не столько па внутригосударственное гражданское право, сколько на нормы международного права.
Конституция России ставит авторское право в один ряд с основными правами и свободами граждан, провозглашенными и охраняемыми государством. В ст. 44 Конституции РФ государство гарантирует своим гражданам свободу литературного, художественного, технического и др. видов творчества, преподавания.
Введение 3
Глава 1. Авторское право, как самостоятельный институт Гражданского права 5
1.1. Сущность и юридическая природа понятия авторского права 5
1.2. Принципы авторского права 7
Глава 2. Объекты и субъекты авторского права 14
2.1. Объекты авторского права 14
2.2. Субъекты авторского права 23
Заключение 31
Библиографический список 33
В своё время М.В. Гордон предложил фактический состав, включающий три элемента, без которых невозможно признание лица субъектом авторского права17.
а) творческая работа автора по созданию произведения;
б) наличие определённого автора, создающего произведение, или нескольких авторов или группы авторов, условно объединяемых в авторском праве понятием «юридическое лицо»;
в) признание законом наличия авторских прав за субъектом, отвечающим установленным условиям.
Эти положения сохраняют своё значение по сей день при решении вопроса о признании лица субъектом авторского права. Вместе с ним существенным является мнение М.В. Гордона, что только совпадение всех трёх обстоятельств приводит к появлению субъекта авторского права18.
В соответствии ГК РФ, автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Закон не требует выполнения каких-либо формальностей от лица, создавшего своим творческим трудом произведение.
В содержание правоспособности граждан включена способность иметь права автора произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности.
Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объёме по достижении 18-летнего возраста (ст.21 ГК РФ). Однако это не означает, что субъектом авторского права выступает только дееспособное лицо.
Произведение творчества может быть создано несовершеннолетним лицом, которое приобретает на него авторские права, но закон устанавливает порядок распоряжения этим произведением. Согласно ч.2 ст.26 ГК РФ несовершеннолетние от 14 до 18 лет вправе осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей.
За несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних) сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны (ст.28 ГК РФ).
Автор произведения литературы, науки, искусства независимо от возраста, дееспособности обладает определёнными правами, которые делятся на личные неимущественные и имущественные права.
С их помощью достигается:
а) индивидуализация личности как автора произведения литературы и искусства;
б) использование созданного произведения;
в) устранение неправомерных притязаний к автору со стороны других лиц.
В основе субъективных прав автора лежит определённый интерес, который удовлетворяется при реализации этих прав.
Соавторство. Как правило, произведение литературы или искусства создаётся одним автором.
Иногда в работе над произведением объединяются усилия нескольких лиц. Возникают отношения соавторства, которые регулируются ст. 1258 ГК РФ. Данная норма закрепляет авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц, принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
Из приведённого положения вытекает, что соавторство характеризуется:
Он должен иметь творческий характер. Созданные соавторами произведения литературы и искусства должны быть результатом творческой интеллектуальной деятельности. Только в этом случае они являются правоохраняемыми объектами. Кроме того, творческий характер работы соавторов является тем критерием, с помощью которого соавторство отграничивается от других видов творческой деятельности, направленных также на создание единого произведения. Речь идёт о сотрудничестве, представляющем собой самостоятельный вид творческой деятельности, в результате которого создается единое произведение, но состоящее из произведений отдельных авторов. Их произведения включаются в научные сборники, журналы, энциклопедические словари, периодические издания, единство и целостность которых достигается посредством тематической подборки, расположения материала и т.д.
Единство и целостность произведения, над которым авторы работают по единому плану, теме, сюжету, устанавливается с учётом его содержания и внутренней формы. Авторы могут воплощать свои замыслы в произведении посредством слова, звука, музыки. Когда используется одна форма выражения (например, слово), труд соавторов по созданию произведения носит однородный характер, т.е. они выполняют одинаковую работу: пишут роман, сценарий и т.д.
При определении целостности произведения, имеющего одну форму выражения, существенным является единство его содержания.
Но лица, участвующие в создании коллективного произведения, могут выполнять различную по своему характеру работу. Так, опера создаётся усилиями композитора и либреттиста. Единство их произведения обеспечивается сочетанием содержания и формы выражения.
Закон содержит положение о том, что авторское право принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
Часть произведения, имеющая самостоятельное значение, признается таковой, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.
Каждому из соавторов предоставлено право использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.
Иные субъекты авторского права. Помимо оригинальных произведений, созданных автором, существуют производные от них произведения. К ним относятся переводы, переделки, аранжировки и другие переработки.
Согласно ст.1260 ГК РФ переводы отнесены к объектам авторского права, а так же данная статья закрепляет за переводчиками авторские права на осуществленный ими перевод. Эти нормы закона позволяют включать переводчиков в число субъектов авторского права.
Хотя перевод создаётся на основе чужого произведения (оригинала), авторское право переводчика носит самостоятельный характер по следующим юридическим основаниям:
а) перевод признаётся законом объектом авторского права;
б) авторское право переводчика регулируется законом;
в) правоохраняемость перевода не зависит от правоохраняемости оригинал;
г) авторское право переводчика возникает лишь с созданием перевода.
Переводчик пользуется авторским правом на созданное произведение при соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу.
Вместе с тем авторское право переводчиков не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы тех же произведений. Эти правила относятся и к авторам других производных произведений (переделок, аранжировок, других переработок)
Субъектами авторского права признаются также составители сборника или иного составного произведения.
Труд составителя выражается в том, что он организовывает, систематизирует либо восстанавливает те или иные произведения. При составлении сборника литературных произведений с текстологической подготовкой составитель не просто отбирает материал для включения в сборник, а проводит определённую исследовательскую работу в целях установления подлинного текста произведения, опубликованного в различных вариантах, устранения ошибок и искажений19.
Составитель сборника, обработавший или систематизировавший произведения авторов, пользуется авторским правом на сборник при условии соблюдения прав авторов этих произведений (ст. 1260 ГК РФ). Авторское право составителя сборника не препятствует другим гражданам самостоятельно обрабатывать и систематизировать те же произведения.
Наследники и правопреемники. Наследование авторских прав умершего автора может осуществляться двумя путями:
а) по закону;
б) по завещанию.
Наследниками авторских прав по закону могут быть только граждане, которые входят в ту или иную очередь законных наследников
При наследовании по завещанию авторские права могут быть переданы любому гражданину. При этом не имеет значения его гражданство, а также наличие родственных отношений с умершим.
По завещанию авторские права могут переходить к юридическому лицу независимо от профиля его деятельности и места нахождения. В обоих случаях наследники как правопреемники автора могут вступать в договорные отношения с организациями -пользователями. Объём их прав уже, чем у авторов. Как правило, с ними заключают договоры только на готовые произведения. В ходе подготовки произведения к выпуску в свет или при его повторном воспроизведении (переиздание, возобновление постановки и т.д.) может возникнуть необходимость доработки произведения. Её могут осуществлять либо наследники при условии их компетентности, либо организация (издательство, театр и т.д.) с письменного согласия наследников приглашает для этого квалифицированного специалиста.
Кроме наследников субъектами авторского права могут быть иные правопреемники. Указание на правопреемников, как на особых носителей авторского права появилось в российском законодательстве в 1974 году, когда после присоединения Советского Союза к Всемирной конвенции об авторском праве, были внесены изменения в ГК РСФСР. Так, ст.477 в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974г. наряду с автором и его наследниками назывались иные правопреемники. В другой статье ГК РСФСР (ст. 478) законодатель назвал только правопреемников, как более широкое понятие, охватывающее и наследников.
Объем прав у наследников и иных правопреемников несколько ограничен, ибо к ним не переходят личные неимущественные права (право авторства, право на имя). Объем переходящих к правопреемникам прав определяется либо законом, либо договором, заключенным с ними.
Правомерно приобретенные авторские права правопреемников охраняются также как и права самих авторов.
Права авторов. У граждан, занимающихся созданием произведений литературы, науки, искусства, есть права, которые называются авторскими. В совокупности они составляют субъективное авторское право, хотя по своему характеру они различны. Одни права являются личными неимущественными, другие – имущественными.
В состав личных неимущественных прав включены: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом, либо без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая отзыв; право на защиту произведения, в том числе его названия от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб, чести и достоинству автора (право., на защиту репутации автора). Рассмотрим эти права создателя творческого произведения.
Право авторства впервые закреплено Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993г. Для возникновения этого права у автора необходимо создание творческого произведения независимо от того, относится ли оно к литературе, науке, искусству.
Право авторства следует рассматривать, как юридически обеспеченную возможность лица считаться автором своего творения, а также требовать признания этого факта от других лиц.
Право на имя тесно связано с личностью автора. Оно дает возможность автору обозначить свое авторство на результат творческой деятельности. Автор свободен в выборе способа обозначения своего имени, хотя по существу эти способы закреплены законом: собственное имя, псевдоним (вымышленное имя), аноним (без обозначения имени).
Право на обнародование произведения также относится к личным неимущественным правам. В основных понятиях, используемых в ГК РФ (ст.1259) дается толкование обнародования произведения как осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.
Право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора также включено в перечень личных неимущественных прав.
Суть этого права состоит в том, что при любой форме использования произведения (публичное исполнение, издание, публичный показ, и т.д.) запрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения в само произведение, его название, а также в обозначение имени автора. При отсутствии согласия автора неправомерными будут предисловия, послесловия, комментарии, иного рода пояснения к произведению, равно как иллюстрации к нему. Запрещение законом вносить изменения в название произведения позволяет придти к выводу, что подобное правило распространяется и на другие элементы произведения. Это касается авторских посвящений, эпиграфов и др. Они не могут изменяться или исключаться из произведения без согласия автора.