Область применения законодательства о культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 18:59, доклад

Описание работы

Материальная и духовная культура в реальной жизни тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Важная особенность материальной культуры – ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности. Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека. Материальная культура – это культура труда ми материального производства, культура быта, культура топоса, т. е. места жительства ( жилища, дома, города, деревни), культура отношения к собственному телу, физическая культура.

Файлы: 1 файл

основы законодательства о культуре.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

-  аудиовизуальные  произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайд фильмы, диафильмы и другие кино- и теле произведения);

- произведения  живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и  другие произведения изобразительного  искусства;

- произведения  декоративно-прикладного и сценографического искусства;

- произведения  архитектуры, градостроительства и  садово-паркового искусства;

- фотографические  произведения и произведения, полученные  способами, аналогичными фотографии;

- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

- другие  произведения.

   К  объектам авторского права также  относятся:

- производные  произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

- сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору  или расположению материалов  результат творческого труда.

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Сроки действия авторского права

    Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом Российской Федерации, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось.

Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования.

   Авторское  право на произведение, созданное  в соавторстве, действует в течение  всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

    Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет  после смерти автора, действует  в течение 50 лет после его выпуска.

В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года.

  Исчисление  сроков, предусмотренных настоящей  статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором  имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

Имущественные права в области культуры

Имущественные  и авторские права

Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

     Исключительные права автора  на использование произведения  означают право осуществлять  или разрешать следующие действия:

- воспроизводить  произведение (право на воспроизведение);

- распространять  экземпляры произведения любым  способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

- импортировать  экземпляры произведения в целях  распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя  исключительных авторских прав (право  на импорт);

- публично  показывать произведение (право на публичный показ);

- публично  исполнять произведение (право на  публичное исполнение);

- сообщать  произведение (включая показ, исполнение  или передачу в эфир) для всеобщего  сведения путем передачи в  эфир и (или) последующей передачи  в эфир (право на передачу в эфир);

- сообщать  произведение (включая показ, исполнение  или передачу в эфир) для всеобщего  сведения по кабелю, проводам  или с помощью иных аналогичных  средств (право на сообщение для  всеобщего сведения по кабелю);

- переводить  произведение (право на перевод);

- переделывать, аранжировать или другим образом  перерабатывать произведение (право  на переработку).

Национальное культурное достояние

Особенности правового режима национального культурного достояния

Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние.

Произведения, которым на территории Российской Федерации никогда не предоставлялась охрана, также считаются перешедшими в общественное достояние.

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора (статья 15 настоящего Закона).

Правительством Российской Федерации могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории Российской Федерации произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений.

Роль государства в области культуры

Обязательства государства в области культуры

    Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

 создавать  условия для всеобщего эстетического  воспитания и массового начального  художественного образования прежде  всего посредством гуманитаризации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций - школ искусств, студий, курсов, сохранения бесплатности для населения основных услуг библиотек всех ведомств, любительского искусства (самодеятельного художественного творчества); стимулировать посредством налоговых льгот, кредитов, приоритетной передачи зданий и другими способами создание и деятельность государственных и негосударственных, в том числе частных организаций культуры, способствовать развитию их материально - технической базы; осуществлять бюджетное финансирование государственных организаций культуры и при необходимости принимать долевое участие в финансировании негосударственных организаций культуры;

способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры; осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения; публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации.

Обеспечение культурной деятельности

Представительная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики и государственных программ культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры.

    Органы государственной власти  и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.

    Запрет какой-либо культурной  деятельности может быть осуществлен  только судом и лишь в случае  нарушения законодательства.

Борьба с монополизмом  в культуре

Для борьбы с монополизмом в сфере производства и распространения культурных ценностей органы государственной власти и управления обязаны содействовать созданию альтернативных организаций культуры, предприятий, ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных культурных объединений.

Разделение компетенции государственных органов в области культуры

Компетенция федеральных органов государственной власти

К ведению федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации в области культуры относятся:

  1. обеспечение прав и свобод человека в области культуры;
  2. установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ культурного развития; правовое регулирование отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации; формирование федерального бюджета в части расходов на культуру, федеральных фондов развития культуры; установление налоговых льгот, стимулирующих сохранение и развитие культуры, и минимума бюджетного финансирования государственных и муниципальных организаций культуры;
  3. прямое финансирование организаций культуры, находящихся в федеральном ведении; координация внешней политики в области культурного сотрудничества; регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей;
  4. регулирование правил осуществления валютных операций в области культуры; создание, реорганизация и ликвидация государственных организаций культуры федерального подчинения; определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, социальных гарантий, норм и льгот материального
  5. обеспечения работников культуры, установление минимального размера ставок авторского гонорара;
  6. создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации; официальный статистический учет в области культуры; создание и ведение Свода памятников истории и культуры Российской Федерации; контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре.

Компетенция местных органов самоуправления

  1. К ведению органов местного самоуправления в области культуры относятся: осуществление государственной политики в области культуры на своей территории;
  2. формирование местных бюджетов и фондов развития культуры, разработка и принятие местных нормативов финансирования культуры; регулирование в пределах своих полномочий и компетенции отношений собственности в области культуры; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций культуры, регистрация организаций культуры на подведомственной территории; назначение руководителей муниципальных организаций культуры; строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий; контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности организациями культуры.

Экономическое регулирование в области культуры

Условия и особенности создания организаций культуры.

В Российской Федерации могут создаваться и действовать в предусмотренных законодательством организационно - правовых формах организации культуры, основанные на федеральной собственности, собственности республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления, общественных объединений, религиозных организаций, международных организаций, иностранных государств, юридических и физических лиц, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, а также на смешанных формах собственности.

Организации культуры могут быть учреждены: федеральными органами государственной власти и управления;  органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; местными Советами народных депутатов и соответствующими органами управления;  общественными и религиозными организациями, фондами и другими общественными объединениями; иными, в том числе иностранными юридическими, а также физическими лицами.

   Ликвидация и создание организаций культуры

Организации культуры, учреждаемые в соответствии с настоящими Основами, обязаны зарегистрироваться в соответствии с порядком регистрации, установленным законодательством Российской Федерации.

Порядок и условия реорганизации и ликвидации организаций культуры определяются их уставами, принимаемыми в соответствии с действующим законодательством.

Имущество ликвидируемой государственной (муниципальной) организации культуры передается ее правопреемникам либо реализуется на конкурсной основе (кроме объектов культурного наследия) с обязательным использованием полученных средств в области культуры.  При этом государство имеет преимущественное право приобретения имущества ликвидируемой организаций культуры.

Ликвидация организации культуры предприятия должна быть согласована с трудовым коллективом собственника этой организации, профсоюзным комитетом, местным Советом народных депутатов.

Ликвидация государственной, муниципальной, профсоюзной и иной организации культуры может быть обжалована в судебном порядке.

Предпринимательская деятельность в области культуры

    Государственные и муниципальные  организации культуры вправе  вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом. К предпринимательской относится деятельность государственной или муниципальной организации культуры:  по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества организации культуры для целей, не связанных с культурной деятельностью; по торговле покупными товарами, оборудованием; по оказанию посреднических услуг; по долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры);  по приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов) по ним; по осуществлению приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг.

Информация о работе Область применения законодательства о культуре