Обращение граждан в органы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается, прежде всего, в уяснении конституционного содержания права на осуществление местного самоуправления, его особенностей, а также анализ правоприменительной теории и практики по вопросам фактического использования населением, гражданами гарантий права на осуществление местного самоуправления, в частности реализации права обращения жителей муниципального образования в органы местного самоуправления.
Для достижения указанной цели необходимо разрешить следующие задачи:
- определить понятие органов местного самоуправления, рассмотреть их структуру, выделить основные виды;
- исследовать гарантии реализации права обращения жителей муниципального образования в органы местного самоуправления;
- проанализировать виды обращения граждан в органы местного самоуправления;
- описать особенности процедуры рассмотрения обращения граждан в органы местного самоуправления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 3
1. Структура и характеристика органов местного самоуправления
1.1. Органы местного самоуправления: понятие, характеристика, система……………………………………………………………………
1.2. Конституция Российской Федерации об органах местного самоуправления. Государственная поддержка реформ органов местного самоуправления………………………5
1.3. Характеристика видов органов местного самоуправления и их основные функции……………………13
2. Особенности реализации права обращения граждан в органы местного самоуправления
2.1. Институт обращения жителей муниципального образования в органы местного самоуправления…………………16
2.2. Классификация обращения граждан в органы местного самоуправления…………………21
2.3. Процедура реализации права обращения граждан Рассмотрение обращений органами местного самоуправления…27
3. Анализ статистики обращения граждан в органы местного самоуправления на примере Жердевского района Тамбовской области…………………30
Заключение………………………………………………………………. 34
Список использованной литературы…………………………………... 35

Файлы: 1 файл

Обращение граждан в органы местного самоуправления КУРСОВАЯ.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

1. Организация и осуществление местного самоуправления на всей территории Российской Федерации в городских и сельских поселениях и на иных территориях.

2. Самостоятельное определение муниципальными образованиями в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации в своих уставах собственного правового положения, структуры и статуса своих органов.

3. Недопустимость образования органов местного самоуправления и назначения должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами.

4. Подотчетность и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, депутатов перед населением.

5. Запрет на осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами.

6. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, муниципальными органами, должностными лицами в пределах их полномочий и невозможность прямой отмены нормативных, индивидуальных решений муниципальных органов и должностных лиц государственными органами и должностными лицами.

7. Организационная самостоятельность муниципальных органов подкрепляется законодательными мерами по расширению их экономической и хозяйственной самостоятельности, институтами муниципальной собственности и местного бюджета.

8. Судебная защита местного самоуправления через возможность предъявлять в суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, муниципальных органов и должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений9.

Иными словами, Конституция Российской Федерации создала максимально благоприятные условия для полнокровного развития компетенционных возможностей местного самоуправления.

Конституционная формула о том, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, не означает, что органы местного самоуправления полностью независимы и не подпадают под контрольную и надзорную деятельность государства. Новацией Федерального закона № 131-ФЗ является правило, что формы и пределы контрольной деятельности государственных органов четко регламентированы и могут осуществлять только на основании Конституции РФ и закона. Следует отметить, что контрольная деятельность отличается в зависимости от того, о каких вопросах деятельности органов местного самоуправления идет речь - вопросов местного значения или вопросов государственного значения.

Различие конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности происходит в зависимости от субъекта, перед которым наступает ответственность. Конституционно-правовая ответственность - это ответственность перед государством; муниципально-правовая ответственность - это ответственность перед населением муниципального образования. Кроме того, отличие муниципально-правовой ответственности от конституционно-правовой видится в особенностях муниципальных правонарушений, процедуры реализации.

Институт конституционного правосудия занимает особое место и системе гарантий конституционного права на осуществление местного самоуправления. Фактически, именно Конституционным Судом РФ сформировано понимание местного самоуправления, объема его прав и гарантий в конституционном смысле. С 2002 года органы местного самоуправления наделены правом на обращение в Конституционный Суд РФ в порядке конкретного нормоконтроля.

В Конституции РФ предусматривается возможность использования международно-правовых механизмов при защите права. В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы России. Следует констатировать, что оба предусмотренных в российской конституции механизма активно применяются к защите права на осуществление местного самоуправления в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Характеристика видов  органов местного самоуправления  и их основные функции

Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 1).

С учетом исторических традиций, национальных особенностей, политических интересов представительный орган местного самоуправления может иметь различные наименования. Наиболее часто на практике встречаются следующие названия: дума, совет, муниципальный совет, собрание, собрание представителей, сход, съезд, рада, курултай, джирге и т.п.10. Представительный орган занимает особое место в системе органов местного самоуправления благодаря своей исключительной компетенции.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 15) в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находятся следующие вопросы:

- принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

- установление местных налогов и сборов;

- установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

- контроль за деятельностью органов местного самоуправления и 
должностных лиц местного самоуправления11.

Федеральный закон 2003 г. расширяет данный перечень, включая в него следующие вопросы:

- определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на их услуги;

- определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

- определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

Исполнительные органы местного самоуправления - органы, осуществляющие организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации и местных нормативных актов, а также наделенные уставом муниципального образования собственной компетенцией. Исполнительным органом местного самоуправления является местная администрация (мэрия).

Местная администрация (лат. administratio - управление, руководство) - исполнительный орган в системе местного самоуправления, возглавляемый главой муниципального образования (главой администрации), осуществляющий следующие организационно-распорядительные функции:

- исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов;

- разработка проекта бюджета муниципального образования и его исполнение;

- управление муниципальной собственностью;

- разработка программ социально-экономического развития муниципального образования и их исполнение и т.п.12

Высшим должностным лицом в системе органов местного самоуправления является глава муниципального образования. По Федеральному закону 2003 г. (ст. 36) совмещение высших муниципальных должностей запрещено. Глава муниципального образования, избранный на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию. В случае избрания его из числа депутатов представительного органа местного самоуправления, является его председателем.

Согласно закону 2003г. глава муниципального образования осуществляет следующие полномочия:

- представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями;

- подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые представительным органом местного самоуправления;

- издает в пределах своих полномочий правовые акты;

- вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа местного самоуправления13.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению муниципального образования и представительному органу местного самоуправления.

 

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

2.1. Институт обращения  жителей муниципального образования в органы местного самоуправления

Анализ положений ФЗ - 131 от 6 октября 2003г. в комплексе с положениями Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 95-ФЗ от 4 июля 2003 года позволяет выделить следующие положения Федерального закона в качестве новаций в организации местной власти.

В Федеральном законе устанавливается ряд федеральных гарантий участия граждан в деятельности местного самоуправления, вводятся нормы прямого действия, обеспечивающие гарантии реализации прав граждан России на осуществление местного самоуправления. К таковым относятся положения, регламентирующие порядок проведения местных референдумов, опросов, сходов и конференций граждан, организации территориального общественного самоуправления, отзыва депутатов и должностных лиц, получения информации и обязанности информирования граждан о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Одним из наиболее важных способов воздействия граждан на сферу муниципального управления является право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Обращение граждан в органы государственной власти и местного самоуправления - одна из форм участия населения в 
управлении14.

Обращения граждан в органы местного самоуправления как одна из форм прямого волеизъявления населения муниципального образования дает им возможность участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Обращения граждан - важное средство проявления общественно-политической активности, заинтересованности жителей в общественных делах. Гарантии реализации населением муниципального образования своего права на обращение в органы местного самоуправления закрепляет ст.32 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003г.. Это обязанность органов местного самоуправления «дать ответ по существу обращений граждан в течение месяца» и административная ответственность, которая может быть установлена за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан15.

Право на обращение граждан является важным конституционно-правовым средством выражения и защиты прав и свобод граждан. Конституция Российской Федерации 1993г. (ст. 33) закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2 ноября 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В соответствии с этим законодательным актом осуществление права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

2) знакомиться с документами  и материалами, касающимися рассмотрения  обращения, если это не затрагивает  права, свободы и законные интересы  других лиц и если в указанных  документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ  по существу поставленных в  обращении вопросов, за исключением  случаев, указанных в статье 11 Федерального  закона № 59-ФЗ от 2 мая 2006г., уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о  прекращении рассмотрения обращения16.

Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Информация о работе Обращение граждан в органы местного самоуправления