Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:49, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается, прежде всего, в уяснении конституционного содержания права на осуществление местного самоуправления, его особенностей, а также анализ правоприменительной теории и практики по вопросам фактического использования населением, гражданами гарантий права на осуществление местного самоуправления, в частности реализации права обращения жителей муниципального образования в органы местного самоуправления.
Для достижения указанной цели необходимо разрешить следующие задачи:
- определить понятие органов местного самоуправления, рассмотреть их структуру, выделить основные виды;
- исследовать гарантии реализации права обращения жителей муниципального образования в органы местного самоуправления;
- проанализировать виды обращения граждан в органы местного самоуправления;
- описать особенности процедуры рассмотрения обращения граждан в органы местного самоуправления.
Введение…………………………………………………………………. 3
1. Структура и характеристика органов местного самоуправления
1.1. Органы местного самоуправления: понятие, характеристика, система……………………………………………………………………
1.2. Конституция Российской Федерации об органах местного самоуправления. Государственная поддержка реформ органов местного самоуправления………………………5
1.3. Характеристика видов органов местного самоуправления и их основные функции……………………13
2. Особенности реализации права обращения граждан в органы местного самоуправления
2.1. Институт обращения жителей муниципального образования в органы местного самоуправления…………………16
2.2. Классификация обращения граждан в органы местного самоуправления…………………21
2.3. Процедура реализации права обращения граждан Рассмотрение обращений органами местного самоуправления…27
3. Анализ статистики обращения граждан в органы местного самоуправления на примере Жердевского района Тамбовской области…………………30
Заключение………………………………………………………………. 34
Список использованной литературы…………………………………... 35
Прием обращений предполагает определенную организацию этого процесса, состояние которого отражает способность органов и должностных лиц местного самоуправления своевременно и правильно реагировать на запросы и нужды граждан. Обращения рассматриваются теми структурными подразделениями органов и теми должностными лицами местного самоуправления, к ведению которых относятся затрагиваемые в обращениях вопросы. Должностные лица местного самоуправления также обязаны проводить личный прием граждан, который осуществляется в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы.
Федеральный закон № 131-ФЗ от 06 октября 2003г. (ст. 32) устанавливает максимальный срок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления – 30 дней. В течение данного срока должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан. Закон устанавливает административную ответственность за нарушение должностными лицами местного самоуправления порядка и сроков рассмотрения обращения граждан.
Если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу, в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
При любом варианте заявителю направляется ответ, подготовленный службой-исполнителем либо общественной приемной администрации муниципального образования (мэрии), за подписью руководителя службы-исполнителя, заведующего общественной приемной или главы администрации муниципального образования, мэра (его заместителя). Ответы в вышестоящие инстанции отправляются только за подписью главы администрации муниципального образования, мэра (его заместителя).
Органы и должностные лица местного самоуправления, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в предложениях, заявлениях, жалобах, обязаны направлять их не позднее пятидневного срока по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме – разъяснять, куда им следует обратиться.
Решение, принятое по жалобе и заявлению, может быть обжаловано в вышестоящий орган (должностному лицу) в порядке подчиненности либо в суд в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»1 от 27 апреля 1993 г. Надзор за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления возложен на органы прокуратуры.
Обращение гражданина считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, по ним даны исчерпывающие ответы и приняты необходимые меры, соответствующие действующему законодательству.
3. АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЖЕРДЕВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
За 2013 год в администрацию Жердевского района поступило 215 обращений граждан. Из них:
143 - письменных заявлений (66,51% от всего количества), 73 из которых поступили в администрацию района из вышестоящих органов власти;
72 – устных обращений на личный прием (33,48%).
Основное количество обращений поступило в заявительной форме, и занимает наибольший процент в общем количестве. За 2013 год количество поступивших заявлений - 109 и составляет 76,22 % от общего количества обращений. В 33 случаях граждане района обращались к различным органам власти коллективно. Эти заявления и жалобы, в большинстве своем (16 заявлений-48,48 %), касаются жилищно-коммунальной сферы.
На втором месте по частоте задаваемых вопросов стоят вопросы экономики (12 заявлений-36,36%).
И 5 коллективных заявлений - 15,15%, поступило от населения по вопросам социальной сферы.
В 2013 году наиболее часто задаваемыми вопросами в письмах жителей района были вопросы социальной сферы. Вопросы по данной тематике были подняты в 88 обращениях и составляют 40,93% от всей корреспонденции. Прежде всего, это вопросы социального обеспечения населения, то есть оказания материальной помощи малоимущим и многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам, то есть, гражданам, оказавшимся в тяжёлой жизненной ситуации (например, в связи с пожаром, болезнью и т. д.).
Все поступившие заявления по данной тематике (при условии предоставления заявителем необходимых подтверждающих документов) рассматриваются на заседаниях комиссии по предоставлению материальной помощи гражданам района, находящимся в трудной жизненной ситуации при администрации района.
Также, жители района в своих заявлениях затрагивали вопросы сферы образования – 10 (4,65%):
- реорганизация образовательных учреждений;
- работа детских дошкольных воспитательных учреждений;
- доставка детей в образовательные учреждения и учреждения внешкольного образования и воспитания в сельской местности;
- ремонт образовательных учреждений.
И сферы здравоохранения, физической культуры и спорта – 4 (1,86%):
- государственное и муниципальное здравоохранение;
- медицинское обслуживание сельских жителей;
- спорт. Деятельность руководителей этой сферы;
- модернизация и развитие учреждений физкультуры и спорта.
Также, не теряют свою актуальность вопросы жилищно-коммунальной сферы – 69 (32,09%). По этой тематике на первом месте стоят вопросы коммунального хозяйства: водоснабжение, оплата жилищно-коммунальных услуг, отопление, газоснабжение, канализация, уборка мусора, содержание общего имущества, эксплуатация и ремонт квартир в домах муниципального и ведомственного жилищного фонда, перебои в электроснабжении.
Вопросы экономики за 2013 год поднимались 49 заявителями в своих обращениях, что составляет 22,79% от всего количества обратившихся. В большинстве своем это вопросы хозяйственной деятельности: строительства и реконструкции дорог, транспорта (пассажирский транспорт на селе, городской пассажирский транспорт, эксплуатация и сохранность автомобильных дорог, безопасность дорожного движения и др.), сельского хозяйства (выделение земельных участков под строительство, огородничество, земельные споры (не судебные), социальное развитие села), градостроительства и архитектуры (обустройство придомовых территорий, благоустройство города и сел).
В 4-х обращениях были подняты темы из раздела «Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды». Это вопросы земельных споров (судебные) и вопросы водного хозяйства.
По вопросам государства, общества, политики в администрацию Жердевского района поступило 7 (3,25%) обращений. Все они касаются раздела «Конституционный строй», а именно: права, свободы и обязанности человека и гражданина (права потребителя).
В 5-ти (2,32%) обращениях жители затронули тему обороны, безопасности, законности. Это вопросы, касающиеся мест воинских захоронений, регистрации по месту жительства и охраны общественного порядка.
Более половины всех обращений были решены положительно и просьбы заявителей были удовлетворены. По остальным вопросам даны подробные разъяснения и рекомендации. При необходимости, по решению руководителей администрации района, некоторые общественно значимые вопросы решались с выездом на место или комиссионно.
Однако, по ряду объективных причин не всегда возможно положительное решение поставленных вопросов, в некоторых случаях вопросы заявителей рассматриваются в суде, и повлиять на их решение администрация района не вправе.
Требования Федерального Закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» накладывают на всех руководителей и ответственных лиц определенные обязанности, и органы власти должны направлять свою работу по выполнению этого Закона на своевременное, полное рассмотрение обращений граждан и повышение ответственности должностных лиц при рассмотрении обращений граждан, как письменных, так и устных.
Администрацией Жердевского района Тамбовской области и впредь будет продолжена работа по улучшению организации рассмотрения обращений граждан и принятию действенных мер при решении жизненно важных проблем населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Субъективные права воплощаются в реальную жизнь, реализуются на практике лишь тогда, когда носитель этих прав предпринимает действия по их защите; эти действия он совершает с частной целью - защитить свои права, но вместе с тем его правозащитные действия способствуют устранению подобных нарушений в будущем, и, значит, укреплению правопорядка. Таким образом, в действиях индивидов по защите субъективных прав реализуется одновременно и частный, и публичный интерес. Обращения граждан понимались именно как форма “правозащитных” действий.
Право на обращения граждан закреплено в высшем законе РФ Конституции 1993 г.26 В статье 33 Конституции говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы местного самоуправления».
Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, является одним из наиболее важных способов воздействия населения муниципального образования на сферу муниципального управления. Обращение граждан в органы государственной власти и местного самоуправления - одна из форм участия населения в управлении27.
Обращения граждан в органы местного самоуправления, как одна из форм прямого волеизъявления населения муниципального образования дает им возможность участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
Обращения граждан - важное средство проявления общественно-политической активности, заинтересованности жителей в общественных делах. Гарантии реализации населением муниципального образования своего права на обращение в органы местного самоуправления закрепляет ст.32 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003г.
В настоящее время в стране действует множество ведомственных подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок рассмотрения обращений граждан в тех или иных государственных органах страны. Единственным общегосударственным актом, действующим в этой сфере общественных отношений, является устаревший Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».
Каждый субъект РФ, орган, каждое министерство и ведомство по-своему организует работу с обращениями граждан. Таким образом, различные министерства и ведомства, особенно те, которым приходится работать с особенно мощными потоками обращений, имеют свои внутренние ведомственные акты, регламентирующие работу соответствующих подразделений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Обращение граждан в органы местного самоуправления