Обращение граждан в органы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается, прежде всего, в уяснении конституционного содержания права на осуществление местного самоуправления, его особенностей, а также анализ правоприменительной теории и практики по вопросам фактического использования населением, гражданами гарантий права на осуществление местного самоуправления, в частности реализации права обращения жителей муниципального образования в органы местного самоуправления.
Для достижения указанной цели необходимо разрешить следующие задачи:
- определить понятие органов местного самоуправления, рассмотреть их структуру, выделить основные виды;
- исследовать гарантии реализации права обращения жителей муниципального образования в органы местного самоуправления;
- проанализировать виды обращения граждан в органы местного самоуправления;
- описать особенности процедуры рассмотрения обращения граждан в органы местного самоуправления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 3
1. Структура и характеристика органов местного самоуправления
1.1. Органы местного самоуправления: понятие, характеристика, система……………………………………………………………………
1.2. Конституция Российской Федерации об органах местного самоуправления. Государственная поддержка реформ органов местного самоуправления………………………5
1.3. Характеристика видов органов местного самоуправления и их основные функции……………………13
2. Особенности реализации права обращения граждан в органы местного самоуправления
2.1. Институт обращения жителей муниципального образования в органы местного самоуправления…………………16
2.2. Классификация обращения граждан в органы местного самоуправления…………………21
2.3. Процедура реализации права обращения граждан Рассмотрение обращений органами местного самоуправления…27
3. Анализ статистики обращения граждан в органы местного самоуправления на примере Жердевского района Тамбовской области…………………30
Заключение………………………………………………………………. 34
Список использованной литературы…………………………………... 35

Файлы: 1 файл

Обращение граждан в органы местного самоуправления КУРСОВАЯ.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Прием обращений предполагает определенную организацию этого процесса, состояние которого отражает способность органов и должностных лиц местного самоуправления своевременно и правильно реагировать на запросы и нужды граждан. Обращения рассматриваются теми структурными подразделениями органов и теми должностными лицами местного самоуправления, к ведению которых относятся затрагиваемые в обращениях вопросы. Должностные лица местного самоуправления также обязаны проводить личный прием граждан, который осуществляется в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы.

Федеральный закон № 131-ФЗ от 06 октября 2003г. (ст. 32) устанавливает максимальный срок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления – 30 дней. В течение данного срока должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан. Закон устанавливает   административную   ответственность   за   нарушение должностными лицами местного самоуправления порядка и сроков рассмотрения обращения граждан.

Если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу, в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

При любом варианте заявителю направляется ответ, подготовленный службой-исполнителем либо общественной приемной администрации муниципального образования (мэрии), за подписью руководителя службы-исполнителя, заведующего общественной приемной или главы администрации муниципального образования, мэра (его заместителя). Ответы в вышестоящие инстанции отправляются только за подписью главы администрации муниципального образования, мэра (его заместителя).

Органы и должностные лица местного самоуправления, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в предложениях, заявлениях, жалобах, обязаны направлять их не позднее пятидневного срока по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме – разъяснять, куда им следует обратиться.

Решение, принятое по жалобе и заявлению, может быть обжаловано в вышестоящий орган (должностному лицу) в порядке подчиненности либо в суд в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»1 от 27 апреля 1993 г. Надзор за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления возложен на органы прокуратуры.

Обращение гражданина считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, по ним даны исчерпывающие ответы и приняты необходимые меры, соответствующие действующему законодательству.

 

 

 

3. АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЖЕРДЕВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

За 2013 год в администрацию Жердевского района поступило 215 обращений граждан. Из них:

143 - письменных заявлений (66,51% от всего количества), 73 из которых поступили в администрацию района из вышестоящих органов власти;

72 – устных обращений на личный прием (33,48%).

Основное количество обращений поступило в заявительной форме, и занимает наибольший процент в общем количестве. За 2013 год количество поступивших заявлений - 109 и составляет 76,22 % от общего количества обращений. В 33 случаях граждане района обращались к  различным органам власти коллективно. Эти заявления и жалобы, в большинстве своем (16 заявлений-48,48 %), касаются жилищно-коммунальной сферы.

На втором месте по частоте задаваемых вопросов стоят вопросы экономики (12 заявлений-36,36%).

И 5 коллективных заявлений - 15,15%,  поступило от населения по вопросам социальной сферы.

В 2013 году наиболее часто задаваемыми вопросами в письмах жителей района были вопросы социальной сферы. Вопросы по данной тематике были подняты в 88 обращениях и составляют 40,93% от всей корреспонденции. Прежде всего, это вопросы социального обеспечения населения, то есть оказания материальной помощи малоимущим и многодетным семьям,  пенсионерам, инвалидам, то есть, гражданам, оказавшимся в тяжёлой жизненной ситуации (например, в связи с пожаром, болезнью и т. д.).

Все поступившие заявления по данной тематике (при условии предоставления заявителем  необходимых подтверждающих документов) рассматриваются на заседаниях комиссии по предоставлению материальной помощи гражданам района, находящимся в трудной жизненной ситуации при администрации района.

Также, жители района в своих заявлениях затрагивали вопросы  сферы образования – 10 (4,65%):

- реорганизация образовательных учреждений;

- работа детских дошкольных воспитательных учреждений;

- доставка детей в образовательные учреждения и учреждения внешкольного образования и воспитания в сельской местности;

- ремонт образовательных учреждений.

И сферы здравоохранения, физической культуры и спорта – 4 (1,86%):

- государственное и муниципальное здравоохранение;

- медицинское обслуживание сельских жителей;

- спорт. Деятельность руководителей этой сферы;

- модернизация и развитие учреждений физкультуры и спорта.

Также, не теряют свою актуальность вопросы жилищно-коммунальной сферы – 69 (32,09%). По этой тематике на первом месте стоят вопросы коммунального хозяйства: водоснабжение, оплата жилищно-коммунальных услуг, отопление, газоснабжение, канализация, уборка мусора, содержание общего имущества, эксплуатация и ремонт квартир в домах муниципального и ведомственного жилищного фонда, перебои в электроснабжении.

Вопросы экономики за 2013 год поднимались 49 заявителями в своих обращениях, что составляет 22,79% от всего количества обратившихся. В большинстве своем это вопросы хозяйственной деятельности: строительства и реконструкции дорог, транспорта (пассажирский транспорт на селе, городской пассажирский транспорт, эксплуатация и сохранность автомобильных дорог, безопасность дорожного движения и др.), сельского хозяйства (выделение земельных участков под строительство, огородничество, земельные споры (не судебные), социальное развитие села), градостроительства и архитектуры (обустройство придомовых территорий, благоустройство города и сел).

В 4-х обращениях были подняты темы из раздела «Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды». Это вопросы земельных споров (судебные) и вопросы водного хозяйства.

По вопросам государства, общества, политики в администрацию Жердевского района поступило 7 (3,25%) обращений. Все они касаются раздела «Конституционный строй», а именно: права, свободы и обязанности человека и гражданина (права потребителя).

В 5-ти (2,32%) обращениях жители затронули тему обороны, безопасности, законности. Это вопросы, касающиеся мест воинских захоронений, регистрации по месту жительства и охраны общественного порядка.

Более половины всех обращений были решены положительно и просьбы заявителей были удовлетворены. По остальным вопросам даны подробные разъяснения и рекомендации. При необходимости, по решению руководителей администрации района, некоторые общественно значимые вопросы решались с выездом на место или комиссионно.

Однако, по ряду объективных причин не всегда возможно положительное решение поставленных вопросов, в некоторых случаях вопросы заявителей рассматриваются в суде, и повлиять на их решение администрация района не вправе.

Требования Федерального Закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»  накладывают на всех руководителей и ответственных лиц определенные обязанности, и органы власти должны направлять свою работу по выполнению этого Закона на своевременное, полное рассмотрение обращений граждан и повышение ответственности должностных лиц при рассмотрении обращений граждан, как письменных, так и устных.

Администрацией Жердевского района Тамбовской области и впредь будет продолжена работа по улучшению организации рассмотрения обращений граждан и принятию действенных мер при решении жизненно важных проблем населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Субъективные права воплощаются в реальную жизнь, реализуются на практике лишь тогда, когда носитель этих прав предпринимает действия по их защите; эти действия он совершает с частной целью - защитить свои права, но вместе с тем его правозащитные действия способствуют устранению подобных нарушений в будущем, и, значит, укреплению правопорядка. Таким образом, в действиях индивидов по защите субъективных прав реализуется одновременно и частный, и публичный интерес. Обращения граждан понимались именно как форма “правозащитных” действий.

Право на  обращения граждан закреплено в высшем законе РФ Конституции 1993 г.26 В статье 33 Конституции говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы местного самоуправления».

Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, является одним из наиболее важных способов воздействия населения муниципального образования на сферу муниципального управления. Обращение граждан в органы государственной власти и местного самоуправления - одна из форм участия населения в управлении27.

Обращения граждан в органы местного самоуправления, как одна из форм прямого волеизъявления населения муниципального образования дает им возможность участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Обращения граждан - важное средство проявления общественно-политической активности, заинтересованности жителей в общественных делах. Гарантии реализации населением муниципального образования своего права на обращение в органы местного самоуправления закрепляет ст.32 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003г.

В настоящее время в стране действует множество ведомственных подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок рассмотрения обращений граждан в тех или иных государственных органах страны. Единственным общегосударственным актом, действующим в этой сфере общественных отношений, является устаревший Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».

Каждый субъект РФ, орган, каждое министерство и ведомство по-своему организует работу с обращениями граждан. Таким образом, различные министерства и ведомства, особенно те, которым приходится работать с особенно мощными потоками обращений, имеют свои внутренние ведомственные акты, регламентирующие работу соответствующих подразделений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г.// Российская газета, 1993, № 237.
  2. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Гарант».
  3. Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  4. Указ Президента РФ от 3 апреля 1997 г. №288 «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан»
  5. Указ Президента РФ от 21 апреля 1998 г. №426 «О разграничении функций между Администрацией Президента Российской Федерации и Аппаратом Правительства Российской Федерации при рассмотрении обращений граждан»// Российская газета. – 1998. - № 80
  6. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» // Свод законов СССР, т 1, с 237
  7. «Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан и ведения делопроизводства по ним в судебном департаменте при верховном суде Российской Федерации» от 05.06.2001 № 94 // Российская газета, 2004, № 230
  8. Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации приема граждан в федеральных органах правительственной связи и информации от 24 апреля 2000 г. N 2205// Российская газета, 2000, № 92-93.
  9. «Положение о порядке рассмотрения обращений граждан в администрации Жердевского района Тамбовской области», утвержденное постановлением администрации Жердевского района от 16.11.2010 № 970.
  10. Васильев В.И. «Законодательная основа муниципальной реформы». — М.: «Формула права», 2005.
  11. Ермолаева А.В. Ланденко М. «Работа с обращениями граждан в органах государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления» // Секретарское дело. – 2004. - №12. - С 34 – 42.
  12. Жеребцова Л.А. «Основы организации работы с устными обращениями граждан (на примере Минтруда российской федерации)» // Делопроизводство. – 2004. - №1. – С. 49 - 52.
  13. Лапин В.А., М.Э.Сволто и др. «Местное самоуправление как форма самоорганизации общества». - М.: Флинта, Наука, 2002.
  14. Маслов А.А. «Работа с обращениями граждан в аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе» // Секретарское дело. – 2002. - №1. - С. 6 – 10.
  15. Мосягина О.В. «Работа с обращениями граждан: организация и технология работы» // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2003. - № 2. - С.40 – 46.
  16. Овчинников И.И., Писарев А.Н. «Муниципальное право России: Учебник». — М.: Эксмо,  2007.
  17. Пешин Н.Л. «Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели». — М.: Статут, 2007.
  18. Подсумкова А.А. «Местное самоуправление в России: некоторые вопросы становления и развития». Изд. 3-е дополн. и изм. - Саратов: ПАГС, 2008.
  19. Подсумкова А.А. «Основы местного самоуправления. Часть 3. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления: тетрадь для самоподготовки». – Саратов: ПАГС, 2009.
  20. Сергеев А.А. «Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования». — М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2006.
  21. Хропанюк В.Н. «Теория государства и права». - М.: Юристъ, 2007.
  22. Чаннов С.Е. «Муниципальное право». — М.:Юрайт-Издат, 2006.
  23. Шугрина Е.С. «Гарантии права на осуществление местного самоуправления». Автореферат диссертации на соискание ученой степени  
    доктора юридических наук. - М.Профи, 2008.
  24. Ямпольская Н.А. «О субъективных правах советских граждан и их гарантиях» // Вопросы советского государственного права. - 1959. – 6. - С. 61- 66

Информация о работе Обращение граждан в органы местного самоуправления