Обращения граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Защита прав граждан на сегодняшний день - это не милость, а обязанность власти и в этой связи обращения должны перестать выглядеть «челобитными», они должны стать механизмом взаимодействия равноправных партнёров. Поэтому становление новых принципов регулирования работы с обращениями граждан, становление новых форм обращений есть важная часть становления самого демократического правового государства.

Содержание работы

Введение
1 Нормативно-правовая база регламентирующая порядок рассмотрения обращений граждан
2 Понятие и виды обращений граждан
3 Требования, предъявляемые к обращениям граждан и их оформлению
4 Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан
5 Форма ответа на обращение гражданина и личный прием граждан
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Д

Файлы: 1 файл

КОНТР обращ гражд.doc

— 529.50 Кб (Скачать файл)
3
 
4
7
11
14
17

19

20
22
23
24

25


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Нормативно-правовая база регламентирующая порядок рассмотрения обращений граждан

2 Понятие и виды обращений граждан

3 Требования, предъявляемые к обращениям граждан и их оформлению

4 Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан

5 Форма ответа на обращение гражданина и личный прием граждан

Заключение

Список  использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Д 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Во все времена  органы государственной власти и управления особое внимание уделяли организации взаимоотношений с населением. Еще в древности государственная власть и ее исполнительно-распорядительные органы стремились заручиться поддержкой жителей находившихся в их управлении территорий и административно-территориальных образований.

     Обращения являются одной из важнейших форм реализации гражданами своего права на участие в управлении делами государства.

     Каждое  письмо и устное обращение является показателем нужд, запросов и настроений народа. Обращения граждан представляют собой один из главных источников выражения общественного мнения; это своеобразный диалог между гражданином и государством.

     Защита прав граждан на сегодняшний день - это не милость, а обязанность власти и в этой связи обращения должны перестать выглядеть «челобитными», они должны стать механизмом взаимодействия равноправных партнёров. Поэтому становление новых принципов регулирования работы с обращениями граждан, становление новых форм обращений есть важная часть становления самого демократического правового государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Нормативно-правовая база регламентирующая порядок рассмотрения обращений граждан 

       Статья 17 Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» отменяет ранее действующие правовые акты о порядке рассмотрения обращений граждан, а именно:

  • Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 г. № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»;
  • Закон СССР от 26.06.1968 г. № 2830-VII, утвердивший вышеназванный Указ, а также правовые акты, вносившие в него изменения1.

       Соответственно, до ноября 2006 г. все организации в  России должны были строить свою работу с обращениями граждан на основании  Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 г. № 2534-VII. Данный Указ состоял всего из 19-ти пунктов, которые прописывали общие положения по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан. А в последнем пункте1 содержалась отсылочная норма, согласно которой делопроизводство по обращениям граждан должно было вестись в порядке, утверждаемом Советом Министров СССР. При этом был предусмотрен единый порядок такой работы и для госорганов, и для предприятий (учреждений, организаций).

       13 октября 1981 г. Совет Министров  СССР издал постановление № 986, в котором передал задачу разработки документа, регламентирующего ведение делопроизводства по обращениям граждан, «дальше по эстафете». И 30 ноября 1981 г. Государственный комитет СССР по науке и технике, Государственный комитет СССР по стандартам и Главное архивное управление при Совете Министров СССР своим совместным постановлением № 463/162/298 утвердили Типовое положение о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. В нем подробно описывались:

  • процедура регистрации обращений граждан (закреплялась карточная форма регистрации и порядок образования регистрационного номера обращений, приводились форма регистрационно-контрольной карточки и указания по ее заполнению);
  • порядок формирования документов в дела и оформления дел2.

       На  данный момент Типовое положение вместе с постановлением Совмина СССР от 13.10.1981 г. №986 в правовой базе «КонсультантПлюс» ошибочно отнесены к действующим документам. Подчеркиваем, что эти документы утратили свою силу, потому что, во-первых, Указ 2534-VII, который обязывал вести делопроизводство в порядке, утверждаемом Совмином СССР, отменен, а, во-вторых, Типовое положение описывает уже устаревшую технологию работы с документами3.

       Еще во время действия Указа № 2534-VII был  утвержден Типовой регламент  внутренней организации федеральных  органов исполнительной власти, который  действует и по сей день. XII раздел данного документа посвящен порядку  работы с обращениями граждан и их приему. В этом разделе закреплена новая форма представления обращений граждан: электронные обращения или интернет-обращения. До принятия этого документа обращения граждан принимались исключительно в письменной или устной формах (Приложение А).

       Последним в череде документов, регулирующих работу с обращениями граждан, стал Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ (далее по тексту - Закон). Несмотря на свое название, он распространяется на обращения всех физических лиц - не только граждан Российской Федерации, но и иностранцев, а также лиц без гражданства. Основное предназначение данного Закона заключается в закреплении:

  • требований к составлению обращений;
  • порядка их рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления4.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Понятие и виды обращений граждан 

       В деятельности любого органа государственной  власти и органа местного самоуправления особое место занимает работа с обращениями  граждан. Под обращением гражданина понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу:

  • письменное предложение, заявление или жалоба;
  • устное обращение гражданина.

       К обращениям граждан относятся предложения, заявления, жалобы, ходатайства. Каждое обращение может быть подано одним гражданином - индивидуальное обращение или несколькими гражданами - коллективное обращение5.

       Предложение - это обращение гражданина, направленное на совершенствование работы органов власти и управления, решение важных вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер их деятельности, в котором предлагаются пути и способы решения затронутых проблем. Иными словами, это обращение всегда содержит конкретные предложения, направленные на совершенствование различных сторон жизнедеятельности государства и его институтов, и не связано с нарушением или реализацией прав гражданина.

       Заявление - это обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему личных прав и законных интересов, закрепленных Конституцией РФ, федеральными законами, не связанное с нарушением этих прав и интересов. Таким образом, гражданин пишет заявление в том случае, когда знает, что наделен конкретными правами, и хочет эти права реализовать.

       Жалоба  - это обращение гражданина о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Жалоба подается гражданином, когда он хочет восстановить свои права или законные интересы, нарушенные действиями (или бездействием) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных и выборных лиц, руководителей организаций и общественных объединений. Необходимо знать, что в соответствии со ст. 5 Закона № 4866-1 жалоба может быть подана не позднее трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, и не позднее одного месяца со дня письменного или устного уведомления органа власти или должностного лица об отказе в удовлетворении его требований, содержащихся в обращении. Если срок подачи жалобы пропущен по уважительной причине, он может быть продлен при условии, что гражданин представит оправдательные документы. Безусловно, подаваемая жалоба не должна содержать материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство лиц, на которых жалуется гражданин. В противном случае в соответствии со ст. 129 и 130 Уголовного кодекса Российской Федерации он, может быть, подвергнут наказанию в виде штрафа или обязательных либо исправительных работ.

       Ходатайство - это обращение гражданина, подаваемое в письменной форме, с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих. Этот вид обращения оформляется лишь в случаях и по вопросам, установленным законодательством Российской Федерации. Очень важно, чтобы ходатайства и все необходимые документы были оформлены в соответствии с требованиями закона. Например, лица, которые имели в прошлом гражданство СССР, представляют документы, подтверждающие факт проживания на территории Российской Федерации на день обращения. Эти граждане представляют ходатайство, к которому прикладывается вид на жительство, а при его отсутствии мм спорт гражданина СССР образца 1974 г. с отметкой о регистрации по месту жительства или со свидетельством о регистрации по месту жительства или месту пребывания либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства со свидетельством о регистрации по месту жительства или месту пребывания.

       Коллективное  обращение - это обращение двух или  нескольких лиц в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания, имеющее общественный характер.

       Закон г. Москвы «Об обращениях граждан» ввел еще один вид обращения (разновидность коллективного обращения) - петицию.

       Петиция - это коллективное обращение граждан  в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства. В случае получения петиции мэр г. Москвы совместно с городской думой рассматривает высказанные в ней предложения и в двухмесячный срок со дня официального внесения петиции принимает по ней решение6.

       Граждане  имеют право обращаться в соответствующие  инстанции как письменно, так  и устно.

       Письменные  обращения граждан должны содержать наименование и адрес органа власти, организации или должностного лица, которым они адресованы, изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства, фамилию, имя, отчество обращающихся, их адреса, номера телефонов, дату и личную подпись. Если в обращении не указаны фамилия, адрес (места жительства, работы или учебы) и личная подпись, оно считается анонимным и не должно рассматриваться, поскольку ответить будет некуда и некому.

       Устные  обращения граждан излагаются во время личного приема. Если изложенные факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны, на них дается устный ответ. В некоторых случаях, когда для квалифицированного ответа требуется время для наведения справок и т. д., гражданину отвечают письменно7. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3 Требования, предъявляемые к обращениям граждан и их оформлению 

       Основные  требования к письменным обращениям граждан содержатся в статье 7 Закона (Приложение Б). Как следует из положений статьи 7, обращение гражданина обязательно должно содержать:

  • фамилию, имя, отчество гражданина;
  • почтовый адрес.

       Если  этих данных не будет, то ответ на обращение  не дается (в соответствии счастью 1 статьи 11).

Информация о работе Обращения граждан