Обращения граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Защита прав граждан на сегодняшний день - это не милость, а обязанность власти и в этой связи обращения должны перестать выглядеть «челобитными», они должны стать механизмом взаимодействия равноправных партнёров. Поэтому становление новых принципов регулирования работы с обращениями граждан, становление новых форм обращений есть важная часть становления самого демократического правового государства.

Содержание работы

Введение
1 Нормативно-правовая база регламентирующая порядок рассмотрения обращений граждан
2 Понятие и виды обращений граждан
3 Требования, предъявляемые к обращениям граждан и их оформлению
4 Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан
5 Форма ответа на обращение гражданина и личный прием граждан
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Д

Файлы: 1 файл

КОНТР обращ гражд.doc

— 529.50 Кб (Скачать файл)

        В Законе не приводится термин «анонимные обращения», зато он употребляется в статье 12.3 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. К анонимным Типовой регламент относит те сообщения, которые не содержат:

  • фамилию, имя, отчество и
  • почтовый адрес, а также
  • подпись автора.

       Здесь появляется еще одно требование - наличие на обращении подписи. Без нее обращение может быть признано анонимным и на этом основании не быть принятым к рассмотрению. Поэтому гражданин в своем обращении не только должен указать фамилию, имя, отчество и адрес, но и поставить личную подпись. Однако нужно отметить, что требование Типового регламента о наличии подписи относится только к письменным обращениям, составляемым в виде бумажного документа (пункт 12.9 вышеназванного документа закрепляет, что электронная цифровая подпись является не обязательной, а дополнительной информацией для электронного обращения гражданина)8.

       Раньше, во времена действия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 г. № 2534-VII, гражданин обязан был также указывать место своей работы или учебы. Без этих данных обращение признавалось анонимным и ответ на него не давался. Теперь эти сведения указывать не обязательно.

       Дата в соответствии с частью 3 статьи 7 Закона является необходимым для оформления на обращении реквизитом. Особенно важно указание даты в том случае, когда гражданин составляет свое обращение, находясь в госоргане или органе местного управления. В этом случае дата, указанная в обращении гражданина, будет являться датой получения документа9.

       К тексту обращений граждан предъявляются всего два требования:

1. Обращение  не должно содержать нецензурные  или оскорбительные выражения,  угрозы жизни, здоровью и имуществу  должностного лица, а также членов  его семьи. Подобные обращения  остаются без ответа, а получивший их орган или должностное лицо имеет право на ответное послание гражданину о недопустимости подобного поведения.

2. Текст  обращения должен поддаваться  прочтению. В ином случае на  него просто физически невозможно  будет дать ответ. А если  фамилия и почтовый адрес тоже окажутся неразборчивыми, то гражданину не смогут сообщить о возникших трудностях.

       В Законе, как и в ранее действовавших  актах, содержится норма, обязывающая  граждан правильно адресовать свои обращения органам и должностным  лицам с учетом их компетенции. Однако в соответствии с другой нормой Закона неправильно направленное обращение все равно в итоге будет переслано «правильному» адресату, при этом срок рассмотрения документа будет исчисляться с даты его получения в органе, уполномоченном на подготовку ответа.

       Кроме того, гражданин должен помнить следующее. Если он неоднократно обращался с  одним и тем же обращением, на которое ему многократно давались письменные ответы, то на очередное послание, не содержащее новых сведений, доводов или обстоятельств, государственный орган или орган местного самоуправления имеет право прислать уведомление о полном прекращении переписки с ним по вопросу, содержащемуся в этих обращениях. Это означает, что по иным вопросам данный орган не имеет права игнорировать обращения настойчивого гражданина10. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан 

       Закон закрепляет срок рассмотрения обращения гражданина длиною в 33 дня с момента получения (Приложение №В).

       Внимательно изучая положения Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, можно заметить, что данный документ закрепляет срок рассмотрения обращений граждан на 3 дня меньше установленного новым Законом. Разъясним арифметику вопроса: Закон предполагает регистрацию обращений в течение 3-х дней и их рассмотрение в течение 30-ти дней с момента регистрации (т.е. 33-хдней с момента получения), а Типовой регламент устанавливает срок рассмотрения в 30 дней с момента получения обращения (Приложение Д)11.

       Говоря  о регистрации, стоит отметить, что  3-дневный срок установлен впервые. Ранее действующие документы закрепляли регистрацию обращения в день его поступления. При этом срок регистрации в день поступления установлен и ныне действующей Типовой инструкцией по делопроизводству для всех входящих документов, к которым относятся и обращения граждан (п. 4.1.3 Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утв. приказом Минкультуры России от 08.11.2005 г. № 536).

       Обнаружив данные расхождения в положениях Закона, Типового регламента и Типовой инструкции, необходимо задать два вопроса:

Можно ли сказать, что Типовой регламент  и Типовая инструкция противоречат новому Закону? В какой срок стоит производить регистрацию и рассмотрение обращений граждан?

       Ранее действовавший Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 г. № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» содержал положение, по которому другими законодательными актами могли устанавливаться сокращенные сроки рассмотрений заявлений и жалоб в республиканских и местных органах, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях. К сожалению, действующий Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ такого положения не содержит. Но говорить о явном противоречии Типового регламента и Типовой инструкции новому Закону можно было бы только в том случае, если бы они разрешали проводить регистрацию и рассмотрения в более длительные сроки.

       Вывод:

  • федеральные органы исполнительной власти должны производить регистрацию обращений граждан вдень их поступления и рассматривать в течение 30-ти дней с момента поступления;
  • а остальные органы государственной власти и органы местного самоуправления могут регистрировать обращения в течение 3-х дней с момента получения и рассматривать в течение 30 дней с момента регистрации, если для них не установлены сокращенные сроки другими нормативными документами.

       Достаточно  часто встречаются случаи, когда обращение гражданина удовлетворяет всем установленным требованиям, а значит, заслуживает ответа, но при этом получено не по адресу. Тогда оно должно быть переадресовано тому органу или должностному лицу, к компетенции которого относится. На это Законом отводится 7 дней со дня регистрации обращения. Одновременно гражданин уведомляется о переадресации его обращения. Отдельно отметим: Закон запрещает пересылать жалобы на рассмотрение в тот орган или тому должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется12.

       Общий список прав гражданина при рассмотрении его обращения зафиксирован в  ст. 5 Закона:

  • представление дополнительных документов и материалов либо наоборот - обращение с просьбой об их истребовании;
  • ознакомление с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;
  • получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов и уведомление о переадресации обращения;
  • обращение с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке;
  • направление заявления о прекращении рассмотрения обращения.

        К гарантиям безопасности гражданина относятся (ст. 6 Закона):

  • запрещение его преследования в связи с направлением обращения, содержащего критику деятельности государственных органов или органов местного самоуправления, а также
  • неразглашение сведений, содержащихся в обращении, без согласия гражданина13.

       К сожалению, в отличие от отмененного  Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 г. № 2534-VII, в действующем  Законе подробно не описываются правила  ведения делопроизводства по обращениям граждан, а также не указывается  орган, который должен утвердить такие правила. Новый Закон содержит только основные положения, регламентирующие порядок такой работы. 
 
 

5 Форма ответа на обращение гражданина и личный прием граждан 

       Рассмотрение  обращений граждан, по мнению законодателя, должно производиться исключительно на безвозмездной основе, т.е. бесплатно. Исключение составляют обращения, содержащие заведомо ложные сведения. Расходы, понесенные в связи с их рассмотрением, могут быть взысканы с гражданина, но только по решению суда.

       Ответ на обращение гражданина, не зависимо от того, получено ли оно в письменном виде или по электронной почте, или же через интернет-приемную, всегда дается в письменном виде и отправляется по почтовому адресу, который указал заявитель (об этом говорится в части 4 статьи 10 и части 3 статьи 7)14.

       Новый Закон, также как и ранее действующий  Указ Президиума Верховного Совета СССР, содержит положения, регламентирующие личный прием граждан. В соответствии с действующими правилами информация о месте приема, а также об установленных  для этого днях и часах должна быть общедоступна.

       Во  время приема устное обращение гражданина заносится в карточку личного  приема. Если изложенные в устном обращении  факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе приема, о чем делается запись в карточке. В остальных случаях дается письменный ответ в течение 30-ти дней.

       Кроме того, во время личного приема может  быть принято письменное обращение  гражданина, которое подлежит рассмотрению в соответствии с общим порядком, установленным новым Законом для таких обращений.

       Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает для субъектов РФ возможность детализации своих положений региональными законами и иными нормативными актами. Изменение норм федерального закона на региональном уровне допускается только в сторону увеличения прав и дополнения гарантий граждан и ни в коем случае не в сторону их ущемления.

Несмотря  на то, что Закон устанавливает  порядок рассмотрения обращений  граждан в государственных органах  и органах местного самоуправления, некоторые коммерческие организации  придерживаются положений Закона в  своей работе. Для этого основные положения Закона закрепляются во внутренних регламентирующих документах. Такой подход, во-первых, свидетельствует о серьезном отношении к обращениям граждан, а во-вторых, говорит о том, что в компании не забывают актуализировать локальные нормативные документы в соответствии с действующим законодательством15. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В ходе исследования были выявлены особенности организации  работы с обращениями граждан. Также  удалось определить понятие и  виды обращения граждан. Под обращениями  граждан понимается форма взаимодействия граждан, индивидуального предпринимателя, юридического лица с государственными органами или иными организациями, направленная на приобретение, реализацию или восстановление и защиту своих прав, свобод и законных интересов. Классификация же может проводиться по различным основаниям, но наиболее распространенными видами обращений граждан, получившими отражение в Законе, ими являются предложение, заявление и жалоба.

     Обращения, как реализация конституционного права  граждан, будут всегда актуальны, так как они являются важным источником информации, полезной для решения государственных вопросов, содержат сведения о процессах, происходящих в обществе, об отношении граждан к органам государственной власти.

     В современном российском обществе, несмотря на радикальность происшедших в 1990-е гг. социально-экономических преобразований и изменение сложившейся в предшествующий период модели «власть-общество», институт обращений по-прежнему остается важнейшим фактором политического процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Законодательные документы (нормативно-правовые акты) в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008

  1. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 19. – Ст. 2060.

Однотомные  научные монографии в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008

  1. Кабашов С. Ю. Организация работы с обращениями граждан в истории России. М. : Флинта : Наука, 2010. – 312 с.

Статьи  из журналов в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008

  1. Валуева О. Право граждан на обращение: конституционные и административные аспекты содержания и реализации // Сравнительное кон ституционное обозрение. – 2007. – № 4. – С. 33.
  2. Головацкая М. В. К вопросу о порядке рассмотрения обращений граждан // Юрист. – 2007. – № 5. – С. 12.
  3. Жеребцова Л. А. Основы организации работы с устными обращениями граждан (на примере Минтруда РФ). // Делопроизводство. – 2004. – № 1. – С. 59.
  4. Масленников М. Я. Закон об обращениях граждан должен работать эффективно // Закон. – 2007. – № 11. – С. 217.
  5. Нудненко Л. А., Хаманева Н. Ю. Новый закон об обращениях граждан: достоинства и недостатки // Государство и право. – 2007. – № 3. – С. 78.
  6. Подъячев К. В. Институт обращений граждан в органы власти в России: возможности возникновения нового канала влияния // Полис. – 2007. – № 5. – С. 68.
  7. Румянцева В. Г. Институт обращений в органы государственной и местной власти: понятие, сущность, содержание // История государства и права. – 2008. – № 14. – С. 3.

Информация о работе Обращения граждан