Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:11, курсовая работа
Защита прав граждан на сегодняшний день - это не милость, а обязанность власти и в этой связи обращения должны перестать выглядеть «челобитными», они должны стать механизмом взаимодействия равноправных партнёров. Поэтому становление новых принципов регулирования работы с обращениями граждан, становление новых форм обращений есть важная часть становления самого демократического правового государства.
Введение
1 Нормативно-правовая база регламентирующая порядок рассмотрения обращений граждан
2 Понятие и виды обращений граждан
3 Требования, предъявляемые к обращениям граждан и их оформлению
4 Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан
5 Форма ответа на обращение гражданина и личный прием граждан
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Д
В Законе не приводится термин «анонимные обращения», зато он употребляется в статье 12.3 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. К анонимным Типовой регламент относит те сообщения, которые не содержат:
Здесь появляется еще одно требование - наличие на обращении подписи. Без нее обращение может быть признано анонимным и на этом основании не быть принятым к рассмотрению. Поэтому гражданин в своем обращении не только должен указать фамилию, имя, отчество и адрес, но и поставить личную подпись. Однако нужно отметить, что требование Типового регламента о наличии подписи относится только к письменным обращениям, составляемым в виде бумажного документа (пункт 12.9 вышеназванного документа закрепляет, что электронная цифровая подпись является не обязательной, а дополнительной информацией для электронного обращения гражданина)8.
Раньше, во времена действия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 г. № 2534-VII, гражданин обязан был также указывать место своей работы или учебы. Без этих данных обращение признавалось анонимным и ответ на него не давался. Теперь эти сведения указывать не обязательно.
Дата в соответствии с частью 3 статьи 7 Закона является необходимым для оформления на обращении реквизитом. Особенно важно указание даты в том случае, когда гражданин составляет свое обращение, находясь в госоргане или органе местного управления. В этом случае дата, указанная в обращении гражданина, будет являться датой получения документа9.
К тексту обращений граждан предъявляются всего два требования:
1. Обращение
не должно содержать
2. Текст
обращения должен поддаваться
прочтению. В ином случае на
него просто физически
В
Законе, как и в ранее действовавших
актах, содержится норма, обязывающая
граждан правильно адресовать свои
обращения органам и
Кроме
того, гражданин должен помнить следующее.
Если он неоднократно обращался с
одним и тем же обращением, на
которое ему многократно
4 Порядок
и сроки рассмотрения обращений граждан
Закон закрепляет срок рассмотрения обращения гражданина длиною в 33 дня с момента получения (Приложение №В).
Внимательно изучая положения Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, можно заметить, что данный документ закрепляет срок рассмотрения обращений граждан на 3 дня меньше установленного новым Законом. Разъясним арифметику вопроса: Закон предполагает регистрацию обращений в течение 3-х дней и их рассмотрение в течение 30-ти дней с момента регистрации (т.е. 33-хдней с момента получения), а Типовой регламент устанавливает срок рассмотрения в 30 дней с момента получения обращения (Приложение Д)11.
Говоря о регистрации, стоит отметить, что 3-дневный срок установлен впервые. Ранее действующие документы закрепляли регистрацию обращения в день его поступления. При этом срок регистрации в день поступления установлен и ныне действующей Типовой инструкцией по делопроизводству для всех входящих документов, к которым относятся и обращения граждан (п. 4.1.3 Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утв. приказом Минкультуры России от 08.11.2005 г. № 536).
Обнаружив данные расхождения в положениях Закона, Типового регламента и Типовой инструкции, необходимо задать два вопроса:
Можно ли сказать, что Типовой регламент и Типовая инструкция противоречат новому Закону? В какой срок стоит производить регистрацию и рассмотрение обращений граждан?
Ранее действовавший Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 г. № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» содержал положение, по которому другими законодательными актами могли устанавливаться сокращенные сроки рассмотрений заявлений и жалоб в республиканских и местных органах, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях. К сожалению, действующий Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ такого положения не содержит. Но говорить о явном противоречии Типового регламента и Типовой инструкции новому Закону можно было бы только в том случае, если бы они разрешали проводить регистрацию и рассмотрения в более длительные сроки.
Вывод:
Достаточно часто встречаются случаи, когда обращение гражданина удовлетворяет всем установленным требованиям, а значит, заслуживает ответа, но при этом получено не по адресу. Тогда оно должно быть переадресовано тому органу или должностному лицу, к компетенции которого относится. На это Законом отводится 7 дней со дня регистрации обращения. Одновременно гражданин уведомляется о переадресации его обращения. Отдельно отметим: Закон запрещает пересылать жалобы на рассмотрение в тот орган или тому должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется12.
Общий список прав гражданина при рассмотрении его обращения зафиксирован в ст. 5 Закона:
К гарантиям безопасности гражданина относятся (ст. 6 Закона):
К
сожалению, в отличие от отмененного
Указа Президиума Верховного Совета
СССР от 12.04.1968 г. № 2534-VII, в действующем
Законе подробно не описываются правила
ведения делопроизводства по обращениям
граждан, а также не указывается
орган, который должен утвердить такие
правила. Новый Закон содержит только
основные положения, регламентирующие
порядок такой работы.
5 Форма
ответа на обращение гражданина и личный
прием граждан
Рассмотрение обращений граждан, по мнению законодателя, должно производиться исключительно на безвозмездной основе, т.е. бесплатно. Исключение составляют обращения, содержащие заведомо ложные сведения. Расходы, понесенные в связи с их рассмотрением, могут быть взысканы с гражданина, но только по решению суда.
Ответ на обращение гражданина, не зависимо от того, получено ли оно в письменном виде или по электронной почте, или же через интернет-приемную, всегда дается в письменном виде и отправляется по почтовому адресу, который указал заявитель (об этом говорится в части 4 статьи 10 и части 3 статьи 7)14.
Новый Закон, также как и ранее действующий Указ Президиума Верховного Совета СССР, содержит положения, регламентирующие личный прием граждан. В соответствии с действующими правилами информация о месте приема, а также об установленных для этого днях и часах должна быть общедоступна.
Во время приема устное обращение гражданина заносится в карточку личного приема. Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе приема, о чем делается запись в карточке. В остальных случаях дается письменный ответ в течение 30-ти дней.
Кроме того, во время личного приема может быть принято письменное обращение гражданина, которое подлежит рассмотрению в соответствии с общим порядком, установленным новым Законом для таких обращений.
Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает для субъектов РФ возможность детализации своих положений региональными законами и иными нормативными актами. Изменение норм федерального закона на региональном уровне допускается только в сторону увеличения прав и дополнения гарантий граждан и ни в коем случае не в сторону их ущемления.
Несмотря
на то, что Закон устанавливает
порядок рассмотрения обращений
граждан в государственных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования были выявлены особенности организации работы с обращениями граждан. Также удалось определить понятие и виды обращения граждан. Под обращениями граждан понимается форма взаимодействия граждан, индивидуального предпринимателя, юридического лица с государственными органами или иными организациями, направленная на приобретение, реализацию или восстановление и защиту своих прав, свобод и законных интересов. Классификация же может проводиться по различным основаниям, но наиболее распространенными видами обращений граждан, получившими отражение в Законе, ими являются предложение, заявление и жалоба.
Обращения, как реализация конституционного права граждан, будут всегда актуальны, так как они являются важным источником информации, полезной для решения государственных вопросов, содержат сведения о процессах, происходящих в обществе, об отношении граждан к органам государственной власти.
В
современном российском обществе, несмотря
на радикальность происшедших в 1990-е гг.
социально-экономических преобразований
и изменение сложившейся в предшествующий
период модели «власть-общество», институт
обращений по-прежнему остается важнейшим
фактором политического процесса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Законодательные документы (нормативно-правовые акты) в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008
Однотомные научные монографии в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008
Статьи из журналов в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008