Официальное опубликование и вступление нормативного акта в силу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:29, контрольная работа

Описание работы

Регулирование отношений, входящих в предмет гражданского права, осуществляется действующими гражданско-правовыми нормативными актами. Как показала многолетняя практика, эти акты, особенно подзаконного характера, отличаются нестабильностью, объективно отражая высокий динамизм самих имущественных и неимущественных отношений. В условиях социально-экономических преобразований нестабильными становятся даже гражданские законы. Это придает особое значение точному определению моментов вступления соответствующего нормативного акта в силу и прекращения его действия, а также установлению действующей официальной редакции его текста.

Файлы: 1 файл

uh право.docx

— 24.23 Кб (Скачать файл)

1. Официальное  опубликование и вступление нормативного  акта в силу 

Регулирование отношений, входящих в  предмет гражданского права, осуществляется действующими гражданско-правовыми  нормативными актами. Как показала многолетняя практика, эти акты, особенно подзаконного характера, отличаются нестабильностью, объективно отражая  высокий динамизм самих имущественных  и неимущественных отношений. В  условиях социально-экономических  преобразований нестабильными становятся даже гражданские законы. Это придает  особое значение точному определению  моментов вступления соответствующего нормативного акта в силу и прекращения  его действия, а также установлению действующей официальной редакции его текста.

Нормативные акты, содержащие нормы  гражданского права, подлежат обязательному  официальному опубликованию. Такое  опубликование важно и для  определения момента вступления соответствующего акта в силу, и  для ознакомления с содержанием  его правил всеми участниками  правоотношений. Кроме того, официальное  опубликование содержит и официальный (общеобязательный, общепринятый) текст  такого акта, которым и надлежит руководствоваться.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Конституции  РФ федеральные законы принимаются  Государственной Думой. Поэтому  они считаются принятыми с  момента их принятия Государственной  Думой в окончательной редакции (а не с момента одобрения Советом  Федерации или подписания Президентом  РФ). В течение 7 дней после подписания закона Президентом РФ акт подлежит официальному опубликованию в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации". По истечении 10 дней после дня первой публикации полного текста закона он вступает в силу, если иной порядок не предусмотрен в самом законе. Официальной считается, таким образом, первая публикация полного  текста закона в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации".

В некоторых законах прямо устанавливается  иной порядок вступления их в силу. Он может быть связан с необходимостью немедленного введения в действие нового закона, но может предусматривать и более поздний по сравнению с общепринятым срок, связанный с необходимостью подготовки участников правоотношений к применению нового закона. При принятии кодекса или иного крупного закона, вносящего значительные изменения в законодательство, иногда принимается специальный закон о порядке введения в действие основного закона ("вводный закон"). Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, обычно вводятся в действие путем принятия законов об их ратификации (и официально публикуются вместе с этими законами).

Иные правовые акты (президентские  указы и правительственные постановления) также подлежат обязательной официальной  публикации (за исключением актов  или их отдельных положений, содержащих сведения, которые составляют государственную  тайну или носят конфиденциальный характер) в "Российской газете" или  в "Собрании законодательства Российской Федерации" в течение 10 дней после дня подписания. Указы Президента РФ вступают в силу в течение 7 дней после дня их первого официального опубликования либо со дня их подписания. Постановления федерального Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования, а иные - со дня их подписания. Однако как в указах, так и в правительственных постановлениях может предусматриваться и иной порядок вступления их в силу.

Необходимо учитывать, что до 1994 г. Законы РСФСР, а затем Российской Федерации официально публиковались  в "Ведомостях Верховного Совета РСФСР" ("Ведомостях Съезда народных депутатов  РСФСР и Верховного Совета РСФСР", "Ведомостях Съезда народных депутатов  РФ и Верховного Совета РФ"), а  также в "Российской газете".

Указы Президента РФ в данный период официально публиковались сначала  в названных "Ведомостях", а  в 1992-1993 гг. - в "Собрании актов Президента и Правительства РФ" и также  в "Российской газете". Правительственные  постановления в это время  официально публиковались в "Собрании постановлений Правительства РСФСР" (СП РСФСР), затем - в указанном "Собрании актов".

В связи с сохранением действия на российской территории ряда актов бывшего Союза ССР (или их отдельных разделов и норм) возникает необходимость использовать их официальный текст, а также определить момент вступления их в силу. Следует иметь в виду, что официальная публикация законов Союза ССР и актов, имеющих силу закона, проводилась в "Ведомостях Верховного Совета СССР" (или "Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР"), а также в газете "Известия"; постановлений Совета Министров СССР - в "Собрании постановлений Правительства СССР" (СП СССР); актов министерств и ведомств СССР - в "Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств СССР".

Нормативные правовые акты федеральных  органов исполнительной власти, как  уже отмечалось, подлежат не только официальному опубликованию, но во многих случаях и особой государственной  регистрации. Затем в срок не позднее 10 дней после дня регистрации  они должны быть опубликованы в газете "Российские вести" (либо также  в "Бюллетене нормативных актов  федеральных органов исполнительной власти"). Официальному опубликованию  не подлежат только те ведомственные  акты или их отдельные положения, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну или имеющие  конфиденциальный характер.

Лишь после такого опубликования  они вступают в силу. Акты, не прошедшие  государственную регистрацию либо зарегистрированные, но не опубликованные в указанном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в  силу. На них также нельзя ссылаться  при разрешении гражданско-правовых споров. Таким образом, в гражданских  правоотношениях должна быть исключена  возможность применения неопубликованных или противоречащих закону ведомственных  нормативных актов.

Акты гражданского законодательства обычно прекращают свое действие и  теряют юридическую силу либо в результате их непосредственной отмены вновь принятыми  актами, либо при наступлении прямо  указанного в них обстоятельства (как правило, принятия нового акта, причем более высокого уровня, что  характерно для подзаконных нормативных  актов).

Для многих законов последнего времени, к сожалению, характерным стало  отсутствие правил об отмене или изменении  ранее действовавших норм. В этом случае следует исходить из того, что  вновь принятый нормативный акт  по общему правилу погашает полностью  или в соответствующей части  действие ранее принятого по этому же поводу акта такой же или более низкой юридической силы (например, правила нового закона парализуют действие соответствующих правил ранее принятых законов и подзаконных актов). Законом, однако, может быть установлено и иное положение. В частности, правило о необходимости соответствия ГК РФ гражданско-правовых норм, содержащихся в других законах (п. 2 ст. 3), указывает на необходимость руководствоваться 
нормами Кодекса даже при их коллизии нормам иных федеральных законов (если, разумеется, в Кодекс при этом не было внесено изменений, устраняющих такие коллизии).

2. Действие  гражданского законодательства  во времени

Гражданско-правовые нормативные  акты, будучи федеральными, вступают в  силу одновременно на всей российской территории. При этом по общему правилу  они не имеют обратной силы и применяются  лишь к тем отношениям, которые  возникли после введения акта в действие (п. 1 ст. 4 ГК).

Это традиционное для всякого развитого  правопорядка положение знает, однако, и ряд необходимых исключений. Прежде всего, сам гражданский закон  может предусмотреть распространение  своего действия и на отношения, возникшие  до вступления его в силу. Так, Закон  о введении в действие части второй ГК (ст. 12) распространил действие новых  правил о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (в  том числе повышающих объем возмещения), на случаи причинения такого вреда, происшедшие  за три года до вступления в силу соответствующих правил Кодекса (если указанный вред остался невозмещенным).

Этот же Закон (ст. 11) распространил  действие новых правил об охране прав и интересов вкладчиков на отношения, связанные с привлечением денежных средств во вклады, также возникшие  до принятия второй части ГК (и сохранившиеся  на момент введения его в действие).

Едва ли, однако, можно безоговорочно  согласиться с распространением данного положения на действие подзаконных  актов. Представляется, что эти последние  в принципе не должны содержать указаний о придании им обратной силы, если только такая возможность не основана на прямом указании закона.

Другая ситуация связана с длящимся характером многих гражданских правоотношений. Если, например, закон изменил продолжительность  давностного срока по какому-либо требованию, возникшему до введения его  в действие, но предъявленному в  суд после этого момента, то какой  срок - старый или новый - должен в  этом случае применяться (разумеется, при отсутствии специальных прямых указаний закона на этот счет)? В соответствии с общим правилом п. 2 ст. 4 ГК новый  закон применяется также к  правам и обязанностям, которые возникли хотя и после введения его в  действие, но на основе существовавших до этого момента правоотношений. Следовательно, требование, предъявленное  в суд после введения в действие нового закона, подпадает под действие новых давностных сроков, хотя его  основой и служит ранее возникшее  правоотношение.

Особые правила предусмотрены  для договоров, заключенных до введения в действие нового закона (устанавливающего в этом отношении обязательные, императивные предписания), но исполняемых после  этого момента. С тем чтобы  обеспечить точное, надлежащее исполнение взятых на себя сторонами договора обязательств, отражающее важнейший  принцип договорного права, закон  сохраняет здесь силу за условиями  ранее заключенного договора (п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 422 ГК), несмотря на их противоречие новым императивным правилам. Тем  самым, в сущности, как бы продлевается действие старого, ранее действовавшего законодательства, на котором основывались условия заключенных договоров.

Конечно, в новом законе может  быть прямо предусмотрено распространение  его действия и на отношения, вытекающие из ранее заключенных договоров. Например, Закон о введении в действие части второй ГК РФ в ч. 1 ст. 8 распространил  действие правил Кодекса об основаниях, последствиях и порядке расторжения  договоров отдельных видов на все действующие договоры независимо от даты их заключения. В этом случае общее правило п. 2 ст. 422 ГК не применяется.

3. Действие  гражданского законодательства  в пространстве и по кругу  лиц

Как уже отмечалось, федеральный  характер гражданского законодательства предопределяет его действие на всей российской территории. Ограничение  территориального действия правил, регулирующих имущественный оборот, может вводиться  лишь федеральным законом и только в случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы  и культурных ценностей (абз. 2 п. 3 ст. 1 ГК).

Правила гражданского законодательства распространяются на соответствующие  отношения российских граждан, юридических  лиц и публично-правовых образований. Вместе с тем они применяются  также к гражданским правоотношениям  с участием иностранцев, лиц без  гражданства и иностранных юридических  лиц, если иное не предусмотрено федеральным  законом (абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК). В частности, при известных условиях они могут применять-ся к договорам российских субъектов права с иностранными контрагентами. Условия и порядок такого применения регулируются нормами международного частного права (см. разд. VII Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. и разд. VIII ГК РСФСР 1964 г.).

Федеральный закон сам может  установить ограничения сферы своего применения определенным кругом лиц. Так, Федеральный закон "Об акционерных  обществах" до определенного им момента  не распространяет действие ряда своих  правил на акционерные общества, созданные  в результате приватизации государственных  и муниципальных предприятий (п. 5 ст. 1).

Изложенные положения в целом  применимы и к действию подзаконных  нормативных актов, содержащих нормы  гражданского права.

4. Применение  гражданского законодательства  по аналогии

Широта и сложность регулируемых гражданским правом отношений могут  вызвать к жизни ситуации, прямо  не урегулированные гражданско-правовыми  нормами. Такой пробел, не восполняемый ни условиями заключенного договора, ни обычаями делового оборота, устраняется  с помощью аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК).

Аналогия закона выражается в том, что к соответствующим отношениям применяются нормы гражданского законодательства, регулирующего сходные  отношения. Она допустима при  наличии определенных условий.

Во-первых, это существование пробела  в законодательстве, не восполняемого  с помощью предусмотренных законом  средств, включая обычаи имущественного оборота.

Во-вторых, наличие законодательного регулирования сходных отношений. Так, "трастовые операции" банков до принятия специальных правил о  договоре доверительного управления имуществом фактически регулировались нормами  о сходных договорах - поручения  и комиссии, которые и применялись  к "трастовым договорам" при  отсутствии в них каких-либо необходимых  условий.

В-третьих, применение аналогичного закона к регулируемым отношениям должно не противоречить их существу. Нельзя, например, применять общие положения  о сделках к большинству личных неимущественных отношений. 
Не является аналогией закона отсылка к регламентации сходных отношений, установленная законодательным порядком, например распространение правил о статусе обществ с ограниченной ответственностью на общества с дополнительной ответственностью (п. 3 ст. 95 ГК). Ведь здесь речь идет не о пробеле в законе, а об особом юридико-техническом приеме, способе регулирования.

Информация о работе Официальное опубликование и вступление нормативного акта в силу