Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 09:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области использования права на товарный знак. На основании поставленной цели нами выделены следующие задачи:
- изучения законодательства Российской Федерации, регулирующего данные отношения .
- изучение понятия исключительных прав на товарный знак
- рассмотрение способов защиты прав на товарный знак в рамках действующего законодательства.
- изучения правовых оснований для прекращения правовой охраны товарного знака.
Запрос направляется
также в том случае, если материалы
заявки не позволяют провести экспертизу
заявленного обозначения
В этом случае заявитель обязан в установленный Законом РФ «О товарных знаках…» двухмесячный срок представить эксперту исчерпывающие ответы на вопросы экспертизы. В противном случае экспертизой прекращается делопроизводство по заявке, и заявка признается отозванной, т.е. фактически теряет юридическую силу. Если в результате экспертизы установлено несоответствие заявленного обозначения требованиям закона в отношении всех заявленных товаров и услуг, то заявителю перед вынесением решения об отказе в регистрации товарного знака может быть направлено уведомление с мотивами отказа. В случае, если заявитель не согласен с мотивами отказа, то в ответ на уведомление он может направить свое мнение о неправомерности выдвинутых мотивов отказа. Это мнение рассматривается экспертом при принятии окончательного решения и может быть им учтено.
Если мнение заявителя для эксперта не является убедительным, то по заявке выносится решение об отказе в регистрации товарного знака.
Владелец товарного знака может также самостоятельно отказаться от своего исключительного права, подав заявление об отказе от регистрации товарного знака.
Действие исключительного
права может быть прекращено вследствие
аннулирования регистрации
Глава 2 Защита товарного знака.
2.1 Гражданско-правовая ответственность за незаконное использование чужого товарного знака
В соответствии со статьей 2 Закона правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации.
Порядок регистрации устанавливается Законом или международными договорами Российской Федерации.
В России владелец товарного
знака может требовать
Большая часть норм Закона посвящена регламентации порядка регистрации товарного знака. Так, прежде всего, должна быть подана заявка на регистрацию товарного знака. Она должна быть подана в Патентное ведомство, при этом не имеет значения, каким образом она подается - сдается в канцелярию или направляется по почте.
По поступившей заявке проводится экспертиза на предмет установления возможности регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. Если заявленное обозначение удовлетворяет установленным законодательством критериям охраноспособности, экспертиза принимает решение о регистрации товарного знака, после чего, как правило, производится регистрация товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации. С этого времени товарному знаку предоставляется правовая охрана.
Действующим законодательством установлена ответственность за незаконное использование товарного знака. Под незаконным использованием товарного знака Закон понимает использование, противоречащее положениям пункта 2 статьи 4, т.е. несанкционированные владельцем товарного знака действия какого-либо лица в отношении товарного знака, наносящие или способные нанести ущерб владельцу товарного знака.
Предусмотрена как гражданско-правовая, так и уголовная ответственность. Об административно-правовой защите нарушенных или оспариваемых прав говорилось выше. Необходимо иметь в виду, что любое решение, вынесенное при разрешении спора в административном порядке, может быть оспорено в суде.
Гражданско-правовая защита реализуется в судебном порядке. Так, статьей 45 Закона предусмотрено, что споры, связанные с его применением, рассматриваются судом, арбитражным судом или третейским судом. В число этих споров входят споры: о нарушении исключительного права на товарный знак, о заключении и исполнении лицензионного договора и договора об уступке товарного знака.
В Законе приведен перечень способов защиты нарушенных или оспариваемых прав. Они могут быть применены как самостоятельно, так и вместе, в каком-либо сочетании, зависящем от конкретной ситуации.
Так, прежде всего Закон называет требование владельца к нарушителю о прекращении нарушения его прав. Владелец может потребовать взыскания с нарушителя причиненных убытков. Под убытками, в соответствии с пунктом 2 статьи 15 ПС РФ “понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы”.
Помимо этих наиболее распространенных способов защиты прав владелец товарного знака, чьи права были нарушены, может потребовать, чтобы за счет нарушителя в средствах массовой информации было опубликовано судебное решение. Такой метод воздействия направлен на восстановление деловой репутации потерпевшего. При этом необходимо иметь в виду, что существуют определенные условия реализации этого способа.
За неправомерное использование товарного знака или сходного с товарным знаком обозначения взимается пошлина. Действия, наносящие или способные нанести ущерб владельцу товарного знака, влекут за собой гражданско-правовую и (или) уголовную ответственность. Согласно п.2 ст.4 Закона РФ о товарных знаках, нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, предложение к продаже, продажа или иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначение, сходное с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.
Защита прав на товарный знак осуществляется в основном в юрисдикционной форме в рамках административной, гражданской и уголовно-правовой процедур. Понятие «юрисдикционная форма» означает, что лицо, права которого нарушены, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения. Административно-правовая защита нарушенных или оспариваемых прав сводится, во-первых, к возможности подачи возражения против регистрации товарного знака в Апелляционную палату Патентного ведомства РФ с правом последующего обжалования принятого по возражению решения в Высшей патентной палате РФ и в суде; во-вторых, к обращению с заявлением о нарушении правил добросовестной конкуренции в федеральный антимонопольный орган (территориальный орган); в-третьих, к подаче жалобы в вышестоящий орган организации-нарушителя, если таковой у последнего имеется.
Федеральный антимонопольный орган (территориальный орган), установив факт нарушения, выдает нарушителю предписание о его прекращении, устранении его последствий и восстановлении первоначального положения. Указанное предписание является обязательным для исполнения в установленный в нем срок. В случае неисполнения предписания выдавший его орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о получении соответствующего решения суда. Кроме того, он может наложить на нарушителя штраф, который взыскивается в безакцептном порядке в 30-дневный срок со дня вынесения решения о его взыскании. К соответствующей административной ответственности в виде штрафа может быть привлечен и руководитель организации, уклоняющейся от выполнения предписания. Защита права на товарный знак в административном порядке является порядком защиты. Общим порядком защиты нарушенных прав на товарный знак считается их гражданско-правовая защита, реализуемая в рамках общего, т.е. судебного порядка. В настоящее время все споры, связанные с нарушением рассматриваемых прав относятся к компетенции арбитражных судов, разрешающих все споры, связанные с предпринимательской деятельностью. По соглашению сторон возможна передача спора на разрешение третейского судьи.
2.2. Защита права на товарный знак в рамках правового поля.
Существуют следующие способы защиты нарушенных или оспариваемых прав на товарный знак:
1. Владелец права на товарный знак, права которого оспариваются или не
признаются третьими лицами, вправе потребовать официального признания этих прав. Споры такого рода возникают на базе реорганизации юридических лиц, если в ходе нее нечетко определены права и обязанности вновь возникших юридических образований. Кроме того, иск о признании права на товарный знак может быть заявлен также лицом, претендующим на предоставление охраны его знаку в силу общеизвестности последнего на территории РФ.
2. Наиболее
распространенным способом
3. К вышесказанному
способу защиты близко
4. В качестве особого способа защиты прав на товарный знак (ст.46 Закона РФ о товарных знаках) выделяется опубликование судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего. Такого рода публикация, текст, место и время опубликования которой во избежание дальнейших споров должны быть определены самим судом, подлежит оплате нарушителя. В тех случаях, когда вследствие незаконного использования товарного знака у их обладателей возникли убытки, последние подлежат возмещению нарушителем в полном объеме. В качестве потерпевшего выступает прежде всего владелец торгового знака. Лица, пользующиеся торговыми знаками на основании лицензионных договоров, также рассматриваются как потерпевшие и имеют право на возмещение вреда. Доходы, полученные лицом, незаконно использовавшим принадлежащий потерпевшему товарный знак, могут рассматриваться в качестве упущенной выгоды и должны быть переданы потерпевшему. Объем нанесенного вреда кроме упущенной выгоды включает в себя и другие убытки, которые также должны быть возмещены за счет нарушителя.
2.3 Прекращение правовой охраны товарного знака и прав на него.
Правовая охрана и регистрация товарных знаков может быть прекращена.
Это может произойти по разным причинам. Ниже перечислены наиболее распространенные из них.
Первая — это, если правовая охрана была предоставлена ошибочно, с нарушением установленных законом требований, предъявляемых к товарному знаку, или к лицу, являющемуся владельцем товарного знака. Например, если охрана была предоставлена обозначению, способному ввести в заблуждение, или, если товарный знак зарегистрирован на имя физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность.
Вторая — это, если действия правообладателя, связанные с регистрацией товарного знака, признаны в установленном законом порядке актом недобросовестной конкуренции.
Предоставление правовой охраны товарному знаку в таких случаях может быть оспорено заинтересованными лицами путем подачи возражения в Палату по патентным спорам.
В связи с удовлетворением возражения предоставление правовой охраны признается недействительным и прекращается.
Кроме того, правовая охрана товарного знака может быть прекращена:
— в связи с истечением срока действия товарного знака;
— в случае отказа от охраны правообладателем;
— на основании
принятого в установленном
— в случае ликвидации
правообладателя — юридического
лица или прекращения
Свидетельство
на товарный знак или наименование
места происхождения товара обеспечивает
его обладателю практически не ограниченную
по времени возможность (с учетом
права продления срока
Применительно к товарным знакам прекращение правовой охраны происходит лишь в одной форме, а именно в виде аннулированной регистрации товарного знака Патентным ведомством РФ. Основаниями для этого могут служить следующие факты.
Во-первых, регистрация товарного знака аннулируется в связи с прекращением срока ее действия, если владелец товарного знака своевременно не позаботился о продлении срока охраны. Как уже указывалось, заявление о продлении срока регистрации подается владельцем в последний год ее действия. Если этот срок им пропущен, ему может быть предоставлен дополнительный 6-месячный срок для подачи заявления о продлении срока регистрации при условии уплаты специальной пошлины.