Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 09:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области использования права на товарный знак. На основании поставленной цели нами выделены следующие задачи:
- изучения законодательства Российской Федерации, регулирующего данные отношения .
- изучение понятия исключительных прав на товарный знак
- рассмотрение способов защиты прав на товарный знак в рамках действующего законодательства.
- изучения правовых оснований для прекращения правовой охраны товарного знака.
Во-вторых, основанием для аннулирования регистрации товарного знака может быть решение Высшей патентной палаты Роспатента о досрочном прекращении ее действия по причине использования коллективного знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Указанное решение, принимаемое Высшей патентной палатой по заявлению любого заинтересованного лица, может быть обжаловано в суд.
В-третьих, охрана товарного знака досрочно прекращается на основании решения Высшей патентной палаты Роспатента (суда) и тогда, когда знак не используется без уважительных причин непрерывно в течение пяти лет с даты регистрации или пяти лет, предшествующих подаче заявления любым заинтересованным лицом.
В-четвертых, регистрация товарного знака может быть признана недействительной полностью или частично в течение всего срока ее действия, если она была произведена с нарушением требований, установленных п. 3 ст. 2 и ст. 6 Закона РФ о товарных знаках, или в течение пяти лет с даты публикации сведений о регистрации товарного знака в официальном бюллетене — по основаниям, установленным ст. 7 Закона РФ о товарных знаках. Особенностью данного случая прекращения правовой охраны товарного знака является то, что его регистрация аннулируется с самого начального момента охраны.
В-пятых, регистрация товарного знака аннулируется при ликвидации юридического лица — владельца товарного знака. Прекращение правовой охраны товарного знака по данному основанию регламентировано Правилами аннулирования регистрации товарного знака при ликвидации юридического лица — владельца товарного знака, утвержденными Роспатентом 27 июня 1996 г.1 Заявление об аннулировании регистрации товарного знака подается любым заинтересованным лицом, которое должно представить документ, подтверждающий факт ликвидации юридического лица — владельца товарного знака. В отношении российских юридических лиц таким документом является выписка из государственного реестра юридических лиц, оформленная в установленном порядке. В течение 10 дней с даты поступления заявления Патентное ведомство уведомляет владельца товарного знака о поступлении заявления с предложением подтвердить или опровергнуть указанную в заявлении информацию. Заявление рассматривается в течение 4 месяцев с даты его поступления в Патентное ведомство. Если представленные материалы соответствуют действительности, регистрация товарного знака аннулируется, о чем вносятся соответствующие сведения в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ и производится публикация в официальном бюллетене. Регистрация товарного знака считается аннулированной с даты внесения соответствующих сведений в Реестр.
При реорганизации
юридического лица, а также в случае
смерти физического лица — владельца
товарного знака права и
В-шестых, регистрация товарного знака может быть аннулирована на основании решения Высшей патентной палаты Роспатента в случае превращения товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида. В данном случае товарный знак, благодаря своему широкому и зачастую неконтролируемому использованию, утрачивает свои различительные свойства, которыми он обладал на момент регистрации или в начале использования (для общеизвестных знаков). Поэтому в отличие от признания регистрации недействительной в данном случае регистрация аннулируется лишь на будущее время.
В-седьмых, правовая охрана товарного знака прекращается в случае отказа от нее владельца товарного знака. Подобный отказ оформляется в виде письменного заявления, которое направляется в Патентное ведомство. Обычно к нему прибегают достаточно редко, в основном тогда, когда хотят избежать конфликтной ситуации.
В отношении
наименований места происхождения
товаров закон различает
Свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара, принадлежащее конкретному юридическому или физическому лицу, может быть признано недействительным, если оно было выдано с нарушением требований закона, т.е. при отсутствии необходимых критериев охраноспособности, ненадлежащему субъекту и т.д. Кроме того, действие свидетельства может быть прекращено: а) 'в связи с утратой товаром особых свойств, указанных в Реестре в отношении данного наименования места происхождения товара1; б) в случае аннулирования регистрации наименования места происхождения товара; в) при ликвидации юридического лица — обладателя свидетельства; г) на основании заявления обладателя свидетельства, поданного в Патентное ведомство; д) в связи с прекращением срока действия свидетельства.
Прекращение действия регистрации наименования места происхождения товара, равно как и действия свидетельства на право пользования рассматриваемым объектом промышленной собственности, производится путем аннулирования регистрации Патентным ведомством РФ, которое делает это либо через ФИПС (в связи с ликвидацией юридического лица, истечением срока действия свидетельства и др.), либо опираясь на соответствующее решение Высшей патентной палаты.
Заключение.
По итогам изложенного в данной курсовой работе следует сделать ряд выводов.
Все гражданские отношения, связанные с товарными знаками регулируются Законом РФ от 23.09.1992 г. № 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".
Товарный знак это обозначение, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Товарные знаки позволяют отличать однородные товары, а знаки обслуживания соответственно услуги. Основания для предоставления правовой охраны товарного знака в Российской Федерации определены в статье 2 Закона РФ от 23.09.1992 г. № 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изменениями от 27.12.2000 г., 30.12.2001 г., 11.12.2002 г., 24.12.2002 г.)
. Исходя из пункта первого данной статьи, такая охрана предоставляется на основании государственной регистрации товарного знака. Иными словами, факт регистрации знака имеет правоустанавливающий характер.
Исключительный характер права означает, что владелец товарного знака обладает монополией на реализацию тех правомочий, которые заложены в данном субъективном праве. То есть никто, кроме правообладателя (владельца товарного знака), не может осуществлять правомочия, составляющие содержание его исключительного права на товарный знак. Действие исключительного права может быть прекращено вследствие аннулирования регистрации товарного знака
Действующим законодательством установлена ответственность за незаконное использование товарного знака.
Владелец права на товарный знак, права которого оспариваются или не признаются третьими лицами, вправе потребовать официального признания этих прав.
Правовая охрана и регистрация товарных знаков может быть прекращена в предусмотренном законом порядке.
Список литературы
1. Вацковский Ю. Защита товарных знаков. Рекомендации по пресечению нарушений прав на товарный знак в наружной рекламе.// Право и экономика. – 1998. - №1. – С. 78-80
2. Гражданский Кодекс РСФСР 1964 года.
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1. – М.: «Ось – 89», 1996. – 208с.
4. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 2. – М.: «Ось – 89», 1996. – 288с.
5. Громакова С. Право на известную марку нужно заслужить: Знаковые все лица – Российский рынок пестрит подделками.// Деловые люди. – 2000. - №111. – С. 56-58
6. Игорева А.Л. Нарушение прав на товарный знак.// Учет – налоги – право. Приложение к газете «Финансовая Россия». – 1998. - №18. – С.11
7. Калпин А.Г., Масляев А.К. Гражданское право. Часть 1. М.: Юрист, 1997. – 471с.
8. Кириллова Н. Прекращение прав на товарный знак.// Финансовая Россия. – 1998. –
9. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации ч. 1 (постатейный) // Садиков О.К. – М.: Юрид. фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 1997. – 22, 778с.
10. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации ч. 2 (постатейный) // Садиков О.Н. – М.: Юрид. фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 1998. – 779с.
11. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации; из-во 3-ие, изменен. и доп .// под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. НОРМА, М. – 2000. – 868с.
12. Конституция Российской Федерации. – М.: «Издательство Новая Волна», 1996. – 63с.
13. Можаровский В. Защита права на товарный знак: новый опыт. // Хозяйство и право. – 2000. - №8. – С.85-87
14. Об Акционерных обществах .ФЗ. - №208. – Ст.4. // Закон РФ от 26.12.95г. в ред. от 13.06.96 №65 – ФЗ // СЗ РФ 1996. №1. Ст. 1.
15. О защите прав потребителей. ФЗ. - №2300-1. – Ст.9 // Закон РФ от 07.02.92 в ред.от 09.01.96 №2 – ФЗ // СЗ РФ 1996. №3. Ст.140
16. Орлова В. Фирменное наименование и товарный знак: соотношение прав. // Закон. – 2000. - №4. – С.43-47
17. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. // Закон СССР от 08.12.61. Ведомости Верховного Совета, 1961г. - №50
18. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров. ФЗ. - №3520-1 // Закон РФ от 23.09.92г. Ведомости съездов народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1992. - №42. - Ст.2322.
19. Пантюхина А.М. Товарные знаки: правовые аспекты и бухучет. // Все о налогах. Приложение к журналу «Современный бухучет». – 1998. - №2. – С.42-47
20. Петров И. Нарушение прав на товарный знак: новый опыт. // Законность. – 2000. – №2. – С.27-30
21. Содиков О.Н. Гражданское право России. Курс лекций. Ч.1. М.: Юридическая литература. – 1996. – 297с.
22. Суханов Е.А, Гражданское право. Учебник. Изд. 2-е, перераб и доп. М.: БЕК, 1998 – 785с.
23. Сухова Г.О. О некоторых вопросах защиты права на товарный знак. // Хозяйство и право. – 1998. - №4. – С. 44-46
24. Уголовный Кодекс Российской Федерации. – М.: Юрист. – 1998. – 433с.
25. Цыбуленко З.И. Гражданское право. М.: Юрист. – 1998. - 433с
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Понятие товарного знака
в гражданском праве……………………………
1.1 Товарный знак как объект правовой
охраны и его разновидности……………………………………………
1.2 Исключительное право на
Глава 2 Защита товарного знака………………………………………
2.1 Гражданско-правовая ответственность
за незаконное использование чужого товарного
знака………………………………………………………….……
2.2. Защита права на товарный знак
в рамках правового поля……………………………………………………………………
2.3 Прекращение правовой охраны
товарного знака и прав на него……………………………………...………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Содержание……………………………………………………