Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 18:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить институт опеки и попечительства, его основные черты, характеристики и социальную значимость.
Задачи:
а) Раскрыть и проанализировать понятие опеки и попечительства.
б) Раскрыть права и обязанности опекунов и попечителей.
г) Проанализировать законодательную базу опеки и попечительства
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Опека и попечительство, как правовой институт……………...5
1.1 Понятие и правовая характеристика института опеки в России …….…..5
1.2 Понятие и правовая характеристика института попечительства в России……….……………………………………………………………………..6
Глава 2. Установление и прекращение опеки и попечительства…….….8
2.1 Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними………………………………………………………….8
2.2 Основания и порядок установления опеки и попечительства над совершеннолетними…………………………………………………………….13
2.3 Основания прекращения опеки и попечительства……………………….17
Глава 3. Законодательное регулирование отношений возникающих при опеке и/или попечительстве в России ………………………………………26
3.1. Нормативно-правовые акты регулирующие организацию и деятельность органов опеки и попечительства в России……………………………………26
Заключение……………………………………………………………………..32
Список источников и литературы…………………………………………..34
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Опека и попечительство, как правовой институт……………...5
1.1 Понятие и правовая характеристика института опеки в России …….…..5
1.2 Понятие и правовая характеристика
института попечительства в России……….……………………………………………………
Глава 2. Установление и прекращение опеки и попечительства…….….8
2.1 Основания и порядок установления опеки
и попечительства над несовершеннолетними……………………………
2.2 Основания и порядок установления опеки
и попечительства над совершеннолетними…………………………………
2.3 Основания прекращения опеки и попечительства……………………….17
Глава 3. Законодательное регулирование отношений возникающих при опеке и/или попечительстве в России ………………………………………26
3.1. Нормативно-правовые акты регулирующие организацию и деятельность органов опеки и попечительства в России……………………………………26
Заключение……………………………………………………
Список источников и литературы…………………………………………..34
Введение
Тот факт, что определенная часть правоспособных граждан полностью или частично не обладает дееспособностью, вызвал к жизни институт опеки и попечительства, который прежде всего имеет целью восполнить недостающую дееспособность этой категории граждан для обеспечения и защиты их интересов.
Так как не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.
Актуальность темы исследования каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.
До принятия Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 г. отношения, связанные с опекой и попечительством, регулировались семейным законодательством. Однако при этом признавалось, что опека и попечительство тесно связаны с институтами гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности граждан, в связи с чем должны рассматриваться наукой гражданского права и во всяком случае не могут быть отнесены только к семейному праву. Наибольшее распространение имела трактовка опеки и попечительства как смешанного института гражданского, семейного и в некоторой части административного права (например, в части контроля местной администрации за выполнением опекунами и попечителями своих обязанностей). Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства является обоснованным, оно получило отражение и в законодательстве.
В большинстве случаев опека и попечительство применяется к малолетним и несовершеннолетним, поэтому этот институт играет важную роль в создании условий для воспитания в семье детей, лишенных родительской заботы. Благодаря установлению опеки (попечительства) несовершеннолетние получают возможность осуществлять принадлежащие им права, а также приобретать права и нести обязанности, предоставленные любому гражданину.
Целью данной курсовой работы является изучить институт опеки и попечительства, его основные черты, характеристики и социальную значимость.
Задачи:
а) Раскрыть и проанализировать понятие опеки и попечительства.
б) Раскрыть права и обязанности опекунов и попечителей.
г) Проанализировать законодательную базу опеки и попечительства
Глава 1. Опека и попечительство, как правовой институт
1.1. Понятие и правовая характеристика института опеки в России
Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т. е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.
В настоящее время основополагающие нормы об опеке и попечительстве содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 31-40), который вместе с тем устанавливает, что деятельность опекунов и попечителей, относящаяся к воспитанию несовершеннолетних, состоящих под опекой или попечительством, является предметом регулирования семейного права (п. 1 ст. 150 Семейного кодекса Российской Федерации). Согласно п. 4 названной статьи гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются ст. 36-38 Гражданского кодекса. Таким образом, в курсе гражданского права предметом изучения являются гражданско-правовые аспекты опеки и попечительства.
Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (согласно п. 1 ст. 32 Гражданского кодекса). Сущность опеки состоит в том, что вместо ребенка, не достигшего 14 лет, либо вместо лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо - опекун. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и полностью заменяют подопечных в имущественных отношениях. Опекуны совершают от имени подопечных и в их интересах все необходимые сделки, они выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, на основании удостоверения, выданного органом опеки и попечительства, либо решения этого органа о назначении данного лица опекуном.
В литературе иногда высказывается мнение, что опека устанавливается над полностью недееспособными гражданами.
Эта формулировка является неточной, поскольку Гражданский кодекс не считает детей в возрасте от 6 до 14 лет полностью недееспособными, а, напротив, определяет объем их частичной дееспособности.
Попечительство отличается от опеки содержанием обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей. Оно устанавливается над гражданами, которые частично дееспособны, над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (согласно п. 1ст. 33 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Попечительство состоит в том, что специально назначенное лицо - попечитель помогает частично дееспособному либо ограниченно дееспособному лицу осуществлять принадлежащие им права и исполнять обязанности своими советами и дает либо не дает свое согласие на совершение такими лицами сделок и других юридических действий (кроме сделок, которые несовершеннолетний или ограниченно дееспособный вправе совершать самостоятельно). Попечитель, таким образом, не заменяет полностью лицо, над которым установлено попечительство, а лишь помогает ему принимать разумные решения, восполняя недостающий жизненный опыт несовершеннолетнего либо удерживая от неправильных действий гражданина, ограниченного в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Наряду с этим попечитель охраняет их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Глава 2. Установление и прекращение опеки и попечительства
2.1. Основания и
порядок установления опеки и
попечительства над
Закон предусматривает следующие основания для назначения ребенку опекуна (попечителя):
- факт отсутствия попечения со стороны родителей или заменяющих их лиц (ст. 145 СК РФ);
- рождение ребенка у лиц, не достигших 16 лет (ст. 62 СК РФ).
Отсутствие в отношении ребенка родительского попечения или попечения со стороны иных лиц, обязанных осуществлять его воспитание.
Пункт 1 ст. 121 СК РФ предлагает примерный перечень случаев, в которых ребенок считается оставшимся без родительского попечения (юридических фактов):
- смерть родителей (добавим,
что в данном случае следует
иметь в виду и случаи
- лишение их родительских прав;
- ограничение их в родительских правах;
- признание родителей недееспособными;
- болезнь родителей;
- длительное отсутствие родителей;
- уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
- отказ родителей взять
своих детей из воспитательных
учреждений, лечебных учреждений, учреждений
социальной защиты населения
и других аналогичных
В большинстве случаев существуют документы, которые удостоверяют перечисленные факты. Так, например, смерть или объявление умершим в соответствии со ст. 47 ГК РФ и Федеральным законом «Об актах гражданского состояния»2 подтверждаются свидетельством о смерти. Факт признания родителя недееспособным имеет место при наличии вступившего в силу решения суда, вынесенного на основании ст. 29 ГК РФ.
Лишение родительских прав и ограничение в родительских правах также производятся в судебном порядке с вынесением соответствующего решения.
Отказ родителя забрать своего ребенка на практике, как правило, оформляется письменно. Такое оформление распространено в родильных домах при отказе матери взять ребенка с собой после родов и связано с тем, что на местах по сей день применяют утративший силу Приказ Минздрава СССР от 19.11.1986, которым была утверждена форма отказа от родительских прав. В соответствии с действующим законодательством такой отказ не означает невозможности установления материнства. Напротив, в приведенной ситуации в соответствии с Семейным кодексом РФ и статьей 16 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» запись о матери должна быть произведена по инициативе соответствующего должностного лица медицинской или иной организации.
Например, при оставлении ребенка в родильном доме заявление о рождении должен подать руководитель этой организации, а при рождении ребенка в исправительной колонии - начальник колонии. Во всех случаях женщина должна быть записана матерью на основании медицинского документа, выдача которого может производиться лишь тогда, когда у медицинского работника нет сомнений в личности матери, а ее фамилия, имя, отчество и иные данные ему доподлинно известны. В настоящее время такой документ именуется «медицинское свидетельство о рождении». К другим основаниям совершения записи о матери ребенка Закон «Об актах гражданского состояния» относит заявление лица, присутствовавшего во время родов, а также решение суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной (п. 4 ст. 14).
Итак, если все же заявление об отказе от ребенка было матерью подписано, то оно может служить одним из доказательств по делу о лишении матери родительских прав (ст. 69 СК РФ). Кроме того, при наличии такого заявления работник медицинской организации обязан в соответствии со ст. 122 СК РФ сообщить об отказе в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка (по месту нахождения медицинского учреждения), а последний, в свою очередь, обязан осуществить первичный учет ребенка и решить вопрос о его устройстве.
Такие обстоятельства, как болезнь или отсутствие родителя, а также уклонение от воспитания ребенка, необязательно должны подтверждаться какими-либо документами. Поэтому СК РФ устанавливает обязанность всех должностных лиц и граждан, которым стало известно об утрате ребенком родительского попечения, сообщить об этом органу опеки и попечительства.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством основанием для принятия мер по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей, является получение органом опеки и попечительства информации об утрате им родительского попечения как в письменной, так и в устной форме от любых лиц, а также получение информации любым другим способом (проверка условий жизни ребенка, сообщения в средствах массовой информации и пр.).3
Обязанность решить вопрос об устройстве ребенка возлагается на орган опеки и попечительства и в других случаях «отсутствия родительского попечения» помимо указанных в ст. 121 СК РФ, к которым относятся:
- пребывание родителя (родителей) в местах лишения свободы;
- отобрание ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, при непосредственной угрозе его жизни или здоровью (ст. 77 СК РФ);
- признание усыновителей недееспособными, болезнь усыновителей, их длительное отсутствие, уклонение от воспитания усыновленного и защиты его интересов, отказ забрать ребенка из воспитательных и иных учреждений (то есть все случаи, перечисленные в ст. 121 СК применительно к родителям);
Информация о работе Опека и попечительство, как правовой институт