Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 18:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить институт опеки и попечительства, его основные черты, характеристики и социальную значимость.
Задачи:
а) Раскрыть и проанализировать понятие опеки и попечительства.
б) Раскрыть права и обязанности опекунов и попечителей.
г) Проанализировать законодательную базу опеки и попечительства
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Опека и попечительство, как правовой институт……………...5
1.1 Понятие и правовая характеристика института опеки в России …….…..5
1.2 Понятие и правовая характеристика института попечительства в России……….……………………………………………………………………..6
Глава 2. Установление и прекращение опеки и попечительства…….….8
2.1 Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними………………………………………………………….8
2.2 Основания и порядок установления опеки и попечительства над совершеннолетними…………………………………………………………….13
2.3 Основания прекращения опеки и попечительства……………………….17
Глава 3. Законодательное регулирование отношений возникающих при опеке и/или попечительстве в России ………………………………………26
3.1. Нормативно-правовые акты регулирующие организацию и деятельность органов опеки и попечительства в России……………………………………26
Заключение……………………………………………………………………..32
Список источников и литературы…………………………………………..34
Согласно ч.4 ст. 3 Федерального закона о «Об опеке и попечительстве» структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».16 Согласно данному закону к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству.
Наконец, Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Конкретизируя данное требование Основного закона, ч.5 ст.3 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» содержит стандартную оговорку о приоритете международных договоров Российской Федерации над национальным законодательством.
Таким образом, за последнее время институт опеки и попечительства претерпел значительные изменения благодаря принятию ФЗ «Об опеке и попечительстве», в котором сформулированы принципы государственного регулирования в этой области, определены права и обязанности органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов и попечителей, упорядочены процедуры установления и прекращения опеки и попечительства. Закон оставляет только две формы устройства детей в семью: опеку и усыновление. Приемная семья и патронатное воспитание становятся теперь видом опеки.
Заключение
Стоит отметить, что с помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) – еще и возможность воспитания и проживания в семье. Нормы, регулирующие отношения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми закреплены в Гражданском кодексе, Семейном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «Об опеке и попечительстве».
Опека и попечительство могут рассматриваться не только как форма устройства граждан, а также система правоотношений, но и как институт законодательства, т.е. система норм разной отраслевой принадлежности, регулирующих отношения по установлению, осуществлению и прекращению опеки и попечительства, объединенных общими задачами и принципами. Опека, попечительство - элемент системы частного права, а именно - часть раздела о лицах.
В настоящее время назрела необходимость систематизации норм об опеке и ее видах, преобразования их совокупности в систему. С учетом разноотраслевого характера содержащихся в институте опеки и попечительства норм целесообразно принятие федерального закона "Об опеке и попечительстве" (возможно - Опекунского кодекса).
Необходимо опеку (попечительство) устанавливать судом, поскольку такой порядок позволяет в полной мере обеспечить соблюдение интересов ребенка и норм права. Административная процедура чрезмерно упрошена, что влечет множество ошибок. Кроме того, для усыновления предусмотрен судебный порядок, а для установления двух других форм устройства детей - административный.
На современном этапе правовой реформы и построения социального государства важно в кратчайшие сроки разработать законодательную базу, устанавливающую права, обязанности и меры государственной социальной поддержки приемных семей и семейных детских домов.
Названные пробелы в законодательстве отчасти заполняет закон об опеке и попечительстве. К сожалению, соответствующий закон был принят Государственной Думой в первом чтении совершенно без учета рекомендаций Правительства Российской Федерации и мнения представителей неправительственных организаций, занимающихся защитой прав ребенка. В результате за рамками закона остались такие важные понятия, как социальный патронат неблагополучных семей и патронатное воспитание детей-сирот.
Однако закон имеет и свои плюсы: установлен упрощённый порядок назначения опеки в случаях необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека), предусматривается также введение временной опеки (например, на срок командировки родителей), назначение опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности, возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу, закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями).
Список использованных источников и литературы
II. Специальная литература
III. Электронные ресурсы
Правовая информационная система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный
1 Михеева Л.Ю. Опека и попечительство над несовершеннолетними по Российскому законодательству – М., 2010. С. 87.
2 Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.
3 Михеева Л.Ю., Кузнецова И.М. Сущность опеки попечительства как формы устройства физических лиц // Проблемы гражданского, семейного и жилищного законодательства: Сборник статей. Отв. ред. В.Н. Литовкин. М., 2005. С. 121.
4 Прокуронова С.С. Семейное право - СПб., 2005. С. 312.
5 Закон от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 21.07.1998) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Собрание законодательства РФ. 27.07.1998. N 30. Ст. 3613.
6 Михеева Л.Ю. Опека и попечительство над взрослыми – М., 2010. С. 52.
7 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2010 г. N 4. С. 9.
8 Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства и его перспективы – М., 2010. С. 54.
9 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.97 N 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» // Российская газета. N 138. 19.07.97.
10 Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. № 1. 1996.,в ред. Федерального закона от 21.04.2008 №49-ФЗ
11 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации, №13, 1999
12 ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) // Российская газета, №9, 1996
13 Постановление от 4 апреля 2002 г. N 217 О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 N 210, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 10.03.2005 N 123) // Собрание законодательства Российской Федерации, №11, 2002
14 Чашин А.Н..Комментарий к Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» от 21 апреля 2008 года №48-ФЗ / - М.: Дело и Сервис, 2009., С.32
15 Письмо от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»
16 Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, №12, 1999
Информация о работе Опека и попечительство, как правовой институт