Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 06:07, курсовая работа
Основные задачи курсовой работы:
1. Проанализировать правовое регулирование и основные положения, касающиеся опеки и попечительства.
2. Исследовать круг лиц, которые могут быть опекунами и попечителями;
3. Изучение причин, по которым граждане не могут быть попечителями и опекунами, а также причин прекращения опеки и попечительства.
Введение ………………………………………………………………........... 3
Глава 1. Общая характеристика опеки и попечительства……………….. 6
1.1. Понятие и цели опеки и попечительства ………………………. 6
1.2. Органы опеки и попечительства.………………………………... 11
Глава 2. Осуществление опеки и попечительства…………….…………… 13
2.1. Лица, назначаемые опекунами и попечителями…. ……………. 13
2.2. Права и обязанности опекунов и попечителей…………………. 15
2.3. Установление опеки и попечения……………………………….. 20
2.4. Прекращение опеки и попечительства……..…………………… 26
Заключение…………………………………………………………………… 28
Список литературы…………………………………………………………... 31
Содержание
Введение ……………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Общая характеристика опеки и попечительства……………….. |
6 |
1.1. Понятие и цели опеки и попечительства ………………………. |
6 |
1.2. Органы опеки и попечительства.………………………………... |
11 |
Глава 2. Осуществление опеки и попечительства…………….…………… |
13 |
2.1. Лица, назначаемые опекунами и попечителями…. ……………. |
13 |
2.2. Права и обязанности опекунов и попечителей…………………. |
15 |
2.3. Установление опеки и попечения……………………………….. |
20 |
2.4. Прекращение опеки и попечительства……..…………………… |
26 |
Заключение…………………………………………………… |
28 |
Список литературы………………………………… |
31 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, учитывая
социально-экономическое
Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК). Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Он несет самостоятельную ответственность за свои действия.
Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста или психического расстройства не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки или попечительства.
Применение положений законодательства об опеке и попечительстве в настоящее время показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, что влечет за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.
На фоне общего социально-экономического неблагополучия особую тревогу вызывает положение детей-сирот, выпускников школ-интернатов. Сложившаяся практика социальной работы с семьей, когда процессы распада деградации в ней носят необратимый характер, не снижает уровня процесса социального сиротства. Губительный для судьбы ребенка разрыв семейных отношений не компенсируется временным решением проблемы питания и воспитания в государственном учреждении, а наоборот порождает проблему постинтернатной жизни, которая приводит многих сирот к социальной депрессии, ставит их на путь асоциального поведения и даже суицида.
На сегодняшний день из более чем 40 миллионов детей, живущих в России, почти 50% находятся в зоне социального риска! И если не предпринимать усилий на государственном уровне, то большая часть этих детей в скором времени пополнит ряды социальных сирот [11, с.11].
Таким образом, налицо актуальность
сформулированной темы курсовой работы,
которая позволяет не только определить
новые подходы к исследованию
категории опеки и
Целью данной курсовой работы является изучение порядка осуществления опеки и попечительства.
Основные задачи курсовой работы:
1. Проанализировать
правовое регулирование и
2. Исследовать круг
лиц, которые могут быть
3. Изучение причин,
по которым граждане не могут
быть попечителями и опекунами,
Объектом научного анализа настоящей работы являются опека и попечительство как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.
Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, судебной практики.
В основу исследования данной работы положены такие методы как общенаучный, сравнительный, исторический, системный, формально-логический. Теоретической базой послужили работы наиболее видных авторов в области семейного и гражданского права, исследовавших указанную проблему. Изучению данной темы посвящены работы следующих авторов: А.Н. Гуева, Аксенова Г.К., Кузнецовой И.М., В.И. Ларионова, Дзугаевой А.З., Б.Г. Рыбчинской, Т.Я. Сафоновой, Е.И. Цымбалом, Н.Д. Ярославцевой, Л.Я. Олиференко.
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные, а также специальные методы познания.
Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.
Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты опеки и попечительства в рамках цели и задач исследования.
Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале и судебной практике.
Нормативную основу составили: Конституция РФ [4], федеральное законодательство, затрагивающее вопросы регулирования опеки и попечительства.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа опеки и попечительства как института гражданского права в свете последних изменений законодательства в данной области.
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Опека и попечительство - это, во-первых, правовой институт, т.е. совокупность норм, регулирующих соответствующие отношения, во-вторых, деятельность соответствующих органов, опекунов и попечителей по защите прав и законных интересов подопечных (т.е. лиц, над которыми установлена опека или попечительство) [10, с.12] .
В соответствии с семейным законодательством опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Одновременно с этим гражданский кодекс говорит нам о том, что опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.
Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Лица, не достигшие 14-ти лет, признаются в гражданском праве недееспособными. Однако 14 лет - это довольно большой промежуток времени, в течение которого сознание ребенка значительно меняется. Поэтому закон выделяет в этом периоде два промежутка: с рождения до 6 лет, дети этого возраста признаются полностью недееспособными и с 6 до 14 лет - малолетние, которые вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки (под этим понятием принято понимать сделки, направленные на удовлетворение обычных каждодневных потребностей малолетнего или членов его семьи и незначительные по сумме), сделки по распоряжению средствами, а также сделки, направленные на безвозмездное получение ими выгоды, предоставленными им родителем, законным представителем или с согласия последних третьим лицом для свободного распоряжения. Другие сделки за малолетних детей совершают от их имени представители - родители, усыновители или опекуны, которые несут имущественную ответственность за вред, причиненный малолетним, если не докажут, что вред был причинен их по вине.
Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности. Это те граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством [10, с.12]. При такой форме устройства назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие на совершение таких действий как:
1. Самостоятельно
совершать мелкие бытовые
2. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя.
Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.
Если основания, в силу
которых гражданин был
Институт опеки и
попечительства впервые введен в
гражданское законодательство. Ранее
эти нормы содержались в Кодекс
Гражданский кодекс РФ регулирует общие вопросы: цели опеки и попечительства, права и обязанности опекунов (попечителей) (ст. 31-33), органы опеки и попечительства (ст. 34), назначение опекунов и попечителей, а также освобождение или отстранение их от своих обязанностей (ст. 35, 39), исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей (ст. 35-37), доверительное управление имуществом подопечных (ст. 38), прекращение опеки и попечительства (ст. 40).
Опека (попечительство) представляет собой одну из форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Опека (попечительство) устанавливается:
- для воспитания детей, лишившихся родительского попечения;
- для защиты личных и имущественных прав этих детей.
Эти цели взаимосвязаны, так как благоприятные условия семейного воспитания свидетельствуют о бережном отношении к праву каждого несовершеннолетнего на надлежащее семейное воспитание. А там, где это право соблюдается, обычно не нарушаются имущественные интересы детей. Отсутствие родительского попечения следует понимать широко. Главный его критерий: ребенок, подросток остался без помощи родителей, интересы его страдают. Когда несовершеннолетний имеет обоих родителей, возможно сочетание нескольких причин утраты родительского попечения, тяжелая болезнь матери и алкоголизм отца, длительная командировка отца и пребывание матери в местах лишения свободы, проживание матери в другом городе в новой семье и психическое заболевание отца и т.п. Довольно часто несовершеннолетнего следует считать лишимся родительского попечения потому, что один из родителей действительно отсутствует, а другой уклоняется от выполнения своего долга по отношению к своим детям. Но, как бы то ни было, нужно учитывать, что в нашей стране действует принцип: ни один несовершеннолетний не должен оставаться без лиц, несущих ответственность за его воспитание, осуществляющих защиту личных и имущественных интересов ребенка, подростка. А таким лицом является, если не родитель или усыновитель, то опекун (попечитель).[13]
Если родители у детей есть и, по мнению органов опеки и попечительства, именно они должны осуществить свои права и обязанности, опека (попечительство) не устанавливается.
Когда родителей действительно
нет (умерли, лишены родительских прав
и т.п.), опека устанавливается
безотносительно к
Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.[5]
До принятия ГК РФ 1994 г. отношения, связанные с опекой и попечительством, регулировались семейным законодательством. Однако при этом признавалось, что опека и попечительство тесно связаны с институтами гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности граждан, в связи с чем должны рассматриваться наукой гражданского права и во всяком случае не могут быть отнесены только к семейному праву.[2] Наибольшее распространение имела трактовка опеки и попечительства как смешанного института гражданского, семейного и в некоторой части административного права (например, в части контроля местной администрации за выполнением опекунами и попечителями своих обязанностей).[3] Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства является обоснованным, оно получило отражение и в законодательстве.
В настоящее время основополагающие нормы об опеке и попечительстве содержатся в ГК РФ[4] (ст. 31 – 40), который вместе с тем устанавливает, что деятельность опекунов и попечителей, относящаяся к воспитанию несовершеннолетних, состоящих под опекой или попечительством, является предметом регулирования семейного права (п. 1 ст. 150 Семейного кодекса РФ[5]). Согласно п. 4 названной статьи гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются ст. 36 – 38 ГК РФ. Таким образом, в курсе гражданского права предметом изучения являются гражданско-правовые аспекты опеки и попечительства.