Опека и попечительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 06:07, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи курсовой работы:
1. Проанализировать правовое регулирование и основные положения, касающиеся опеки и попечительства.
2. Исследовать круг лиц, которые могут быть опекунами и попечителями;
3. Изучение причин, по которым граждане не могут быть попечителями и опекунами, а также причин прекращения опеки и попечительства.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………........... 3
Глава 1. Общая характеристика опеки и попечительства……………….. 6
1.1. Понятие и цели опеки и попечительства ………………………. 6
1.2. Органы опеки и попечительства.………………………………... 11
Глава 2. Осуществление опеки и попечительства…………….…………… 13
2.1. Лица, назначаемые опекунами и попечителями…. ……………. 13
2.2. Права и обязанности опекунов и попечителей…………………. 15
2.3. Установление опеки и попечения……………………………….. 20
2.4. Прекращение опеки и попечительства……..…………………… 26
Заключение…………………………………………………………………… 28
Список литературы…………………………………………………………... 31

Файлы: 1 файл

кр опека и попечительтво ОК.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………...........

3

Глава 1. Общая  характеристика опеки и попечительства………………..

6

1.1. Понятие и цели опеки и попечительства ……………………….

6

1.2. Органы опеки и попечительства.………………………………...

11

Глава 2. Осуществление опеки и попечительства…………….……………

13

2.1. Лица, назначаемые опекунами и попечителями…. …………….

13

2.2. Права и обязанности опекунов и попечителей………………….

15

2.3. Установление опеки и попечения………………………………..

20

2.4. Прекращение опеки и попечительства……..……………………

26

Заключение……………………………………………………………………

28

Список литературы…………………………………………………………...

31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, учитывая социально-экономическое положение  в нашей стране, актуальной является проблема опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Граждане Российской Федерации вступают в различные  общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и  имеют соответствующие права  и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК). Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Он несет самостоятельную ответственность за свои действия.

Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста или психического расстройства не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки или попечительства.

Применение положений  законодательства об опеке и попечительстве в настоящее время показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, что влечет за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.

На фоне общего социально-экономического неблагополучия особую тревогу вызывает положение детей-сирот, выпускников школ-интернатов. Сложившаяся практика социальной работы с семьей, когда процессы распада деградации в ней носят необратимый характер, не снижает уровня процесса социального сиротства. Губительный для судьбы ребенка разрыв семейных отношений не компенсируется временным решением проблемы питания и воспитания в государственном учреждении, а наоборот порождает проблему постинтернатной жизни, которая приводит многих сирот к социальной депрессии, ставит их на путь асоциального поведения и даже суицида.

На сегодняшний день из более чем 40 миллионов детей, живущих  в России, почти 50% находятся в  зоне социального риска! И если не предпринимать усилий на государственном  уровне, то большая часть этих детей  в скором времени пополнит ряды социальных сирот [11, с.11].

Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы курсовой работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории опеки и попечительства, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.

Целью данной курсовой работы является изучение порядка осуществления  опеки и попечительства.

Основные задачи курсовой работы:

1.  Проанализировать  правовое регулирование и основные  положения, касающиеся опеки и попечительства.

2.  Исследовать круг  лиц, которые могут быть опекунами  и попечителями;

3.  Изучение причин, по которым граждане не могут  быть попечителями и опекунами,  а также причин прекращения  опеки и попечительства.

Объектом научного анализа настоящей работы являются опека и попечительство как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.

Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, судебной практики.

В основу исследования данной работы положены такие методы как  общенаучный, сравнительный, исторический, системный, формально-логический. Теоретической  базой послужили работы наиболее видных авторов в области семейного  и гражданского права, исследовавших указанную проблему. Изучению данной темы посвящены работы следующих авторов: А.Н. Гуева, Аксенова Г.К., Кузнецовой И.М., В.И. Ларионова, Дзугаевой А.З., Б.Г. Рыбчинской, Т.Я. Сафоновой, Е.И. Цымбалом, Н.Д. Ярославцевой, Л.Я. Олиференко.

Методологической основой  исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные, а также  специальные методы познания.

Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и  дедукции, наблюдения и сравнения. В  качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

Данные методы позволили  наиболее последовательно и полно  рассмотреть различные аспекты  опеки и попечительства в рамках цели и задач исследования.

Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале  и судебной практике.

Нормативную основу составили: Конституция РФ [4], федеральное законодательство, затрагивающее вопросы регулирования опеки и попечительства.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа опеки и попечительства как института гражданского права в свете последних изменений законодательства в данной области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

 

    1. Понятие и цели опеки и попечительства

 

Опека и попечительство - это, во-первых, правовой институт, т.е. совокупность норм, регулирующих соответствующие  отношения, во-вторых, деятельность соответствующих  органов, опекунов и попечителей по защите прав и законных интересов подопечных (т.е. лиц, над которыми установлена опека или попечительство) [10, с.12] .

В соответствии с семейным законодательством опека или  попечительство устанавливаются над  детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Одновременно с этим гражданский кодекс говорит нам о том, что опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными  граждан, при которой назначенные  органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными  представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Лица, не достигшие 14-ти лет, признаются в гражданском праве недееспособными. Однако 14 лет - это довольно большой промежуток времени, в течение которого сознание ребенка значительно меняется. Поэтому закон выделяет в этом периоде два промежутка: с рождения до 6 лет, дети этого возраста признаются полностью недееспособными и с 6 до 14 лет - малолетние, которые вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки (под этим понятием принято понимать сделки, направленные на удовлетворение обычных каждодневных потребностей малолетнего или членов его семьи и незначительные по сумме), сделки по распоряжению средствами, а также сделки, направленные на безвозмездное получение ими выгоды, предоставленными им родителем, законным представителем или с согласия последних третьим лицом для свободного распоряжения. Другие сделки за малолетних детей совершают от их имени представители - родители, усыновители или опекуны, которые несут имущественную ответственность за вред, причиненный малолетним, если не докажут, что вред был причинен их по вине.

Попечительство - форма  устройства несовершеннолетних граждан  в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности. Это те граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством [10, с.12]. При такой форме устройства назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие на совершение таких действий как:

1.  Самостоятельно  совершать мелкие бытовые сделки.

2.  Совершать другие  сделки, а также получать заработок,  пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя.

Однако такой гражданин  самостоятельно несет имущественную  ответственность по совершенным  им сделкам и за причиненный им вред.

Если основания, в силу которых гражданин был ограничен  в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над гражданином попечительство.

Институт опеки и  попечительства впервые введен в  гражданское законодательство. Ранее  эти нормы содержались в Кодексе о Браке и Семье 1969 г. Однако данный институт всегда считался комплексным, содержащим нормы гражданского, семейного и административного права.

Гражданский кодекс РФ регулирует общие вопросы: цели опеки и попечительства, права и обязанности опекунов (попечителей) (ст. 31-33), органы опеки и попечительства (ст. 34), назначение опекунов и попечителей, а также освобождение или отстранение их от своих обязанностей (ст. 35, 39), исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей (ст. 35-37), доверительное управление имуществом подопечных (ст. 38), прекращение опеки и попечительства (ст. 40).

Опека (попечительство) представляет собой одну из форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Опека (попечительство) устанавливается:

- для воспитания детей, лишившихся родительского попечения;

- для защиты личных  и имущественных прав этих  детей. 

Эти цели взаимосвязаны, так как благоприятные условия  семейного воспитания свидетельствуют  о бережном отношении к праву  каждого несовершеннолетнего на надлежащее семейное воспитание. А там, где это право соблюдается, обычно не нарушаются имущественные интересы детей. Отсутствие родительского попечения следует понимать широко. Главный его критерий: ребенок, подросток остался без помощи родителей, интересы его страдают. Когда несовершеннолетний имеет обоих родителей, возможно сочетание нескольких причин утраты родительского попечения, тяжелая болезнь матери и алкоголизм отца, длительная командировка отца и пребывание матери в местах лишения свободы, проживание матери в другом городе в новой семье и психическое заболевание отца и т.п. Довольно часто несовершеннолетнего следует считать лишимся родительского попечения потому, что один из родителей действительно отсутствует, а другой уклоняется от выполнения своего долга по отношению к своим детям. Но, как бы то ни было, нужно учитывать, что в нашей стране действует принцип: ни один несовершеннолетний не должен оставаться без лиц, несущих ответственность за его воспитание, осуществляющих защиту личных и имущественных интересов ребенка, подростка. А таким лицом является, если не родитель или усыновитель, то опекун (попечитель).[13]

Если родители у детей  есть и, по мнению органов опеки и  попечительства, именно они должны осуществить свои права и обязанности, опека (попечительство) не устанавливается.

Когда родителей действительно  нет (умерли, лишены родительских прав и т.п.), опека устанавливается  безотносительно к продолжительности  их отсутствия. То же самое можно  сказать, если потому, что мать попала в больницу, отец в местах лишения свободы, в другом городе. И в данном случае опека устанавливается тотчас же после установления факта утраты родительского попечения. Если несовершеннолетний оставлен родителями на попечение родственников или других близких лиц, назначение опекуна не обязательно. Оно необходимо, если этого требуют интересы несовершеннолетнего и лишь при отсутствии родителей в течение длительного времени.

Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния  здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.[5]

До принятия ГК РФ 1994 г. отношения, связанные с опекой и попечительством, регулировались семейным законодательством. Однако при этом признавалось, что опека и попечительство тесно связаны с институтами гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности граждан, в связи с чем должны рассматриваться наукой гражданского права и во всяком случае не могут быть отнесены только к семейному праву.[2] Наибольшее распространение имела трактовка опеки и попечительства как смешанного института гражданского, семейного и в некоторой части административного права (например, в части контроля местной администрации за выполнением опекунами и попечителями своих обязанностей).[3] Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства является обоснованным, оно получило отражение и в законодательстве.

В настоящее время  основополагающие нормы об опеке  и попечительстве содержатся в ГК РФ[4] (ст. 31 – 40), который вместе с  тем устанавливает, что деятельность опекунов и попечителей, относящаяся  к воспитанию несовершеннолетних, состоящих под опекой или попечительством, является предметом регулирования семейного права (п. 1 ст. 150 Семейного кодекса РФ[5]). Согласно п. 4 названной статьи гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются ст. 36 – 38 ГК РФ. Таким образом, в курсе гражданского права предметом изучения являются гражданско-правовые аспекты опеки и попечительства.

Информация о работе Опека и попечительство