Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 06:07, курсовая работа
Основные задачи курсовой работы:
1. Проанализировать правовое регулирование и основные положения, касающиеся опеки и попечительства.
2. Исследовать круг лиц, которые могут быть опекунами и попечителями;
3. Изучение причин, по которым граждане не могут быть попечителями и опекунами, а также причин прекращения опеки и попечительства.
Введение ………………………………………………………………........... 3
Глава 1. Общая характеристика опеки и попечительства……………….. 6
1.1. Понятие и цели опеки и попечительства ………………………. 6
1.2. Органы опеки и попечительства.………………………………... 11
Глава 2. Осуществление опеки и попечительства…………….…………… 13
2.1. Лица, назначаемые опекунами и попечителями…. ……………. 13
2.2. Права и обязанности опекунов и попечителей…………………. 15
2.3. Установление опеки и попечения……………………………….. 20
2.4. Прекращение опеки и попечительства……..…………………… 26
Заключение…………………………………………………………………… 28
Список литературы…………………………………………………………... 31
Если суд примет решение о признании гражданина недееспособным, то это будет основанием для установления над ним опеки. Поэтому суд обязан в течение трех дней со времени вступления решения суда в законную силу сообщить органу опеки и попечительства, находящемуся по месту жительства лица, признанного недееспособным, о необходимости назначения лицу опекуна.
Как и в случае с опекой (попечительством) над несовершеннолетними решение о назначении гражданину опекуна принимается органом опеки и попечительства в течение месяца со дня получения необходимых сведений из суда.
3 Установление попечительства
над совершеннолетними
Над совершеннолетними гражданами может быть установлена как опека, так и попечительство. Оснований для установления над гражданином попечительства несколько. Одно из них - ограничение дееспособности гражданина, вследствие злоупотребления им спиртными напитками или наркотическими веществами. Однако попечительство над таким гражданином может быть установлено лишь в том случае, если своими действиями он ставит семью в трудное материальное положение. Других оснований для ограничения дееспособности гражданина не существует. Но я считаю, что нужно расширить этот перечень. Ведь ставить свою семью в тяжелое материальное положение можно и азартными играми, и рискованным ведением предпринимательской деятельности и другими непродуманными действиями.
Дееспособность лица может быть ограничена лишь судом в установленном законом порядке. Он во многом похож на порядок признания лица недееспособным.
Гражданин, над которым
после ограничения
Существенным различием между опекой и попечительством над дееспособными гражданами выступает то, что попечитель не несет ответственности за вред, причиненный действиями его подопечного.
Возможно также, что гражданин, будучи полностью дееспособным, не в состоянии самостоятельно реализовать свои права и обязанности в силу престарелого возраста или какого-либо заболевания. В этом случае над гражданином устанавливается попечительство в форме патронажа. Патронаж может быть установлен только по желанию самого гражданина.
Под патронажем как особой формой попечительства в силу п.1 ст.41 ГК следует понимать регулярное (постоянное) оказание помощи в осуществлении прав, их защите и исполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному гражданину, нуждающемуся в такой помощи по состоянию своего здоровья: тяжелая болезнь, физические недостатки, преклонный возраст. Наличие у гражданина, нуждающегося в помощи, детей или других родственников, обязанных по закону оказывать ему поддержку и материальную помощь, не является препятствием для установления патронажа.
Подбором кандидатов на роль попечителя в подобных случаях занимаются отделы социальной защиты органов местного самоуправления. Для установления попечительства необходимо согласие гражданина с предложенной кандидатурой попечителя.В роли попечителя над дееспособным гражданином может выступать и администрация специализированного стационарного учреждения (дома-интерната, пансионата для престарелых).
4 Права детей, находящихся под опекой и попечительством
Законодатель выделяет три группы прав: 1) общегражданские; 2) закрепляющие особое положение несовершеннолетних; 3) права лиц, в отношении которых установлены опека и попечительство.
Общегражданские права могут принадлежать любому человеку с момента рождения и независимо от его возраста. Эти права составляют содержание правоспособности граждан, а для несовершеннолетних, над которыми устанавливается опека или попечительство, наиболее важными являются следующие:
1. обеспечивающие
физическое благополучие
2. способствующие формированию индивидуальности личности (право на имя, индивидуальный облик, честь, достоинство, репутацию)
3. обеспечивающие автономию личности в обществе (право на тайну частной жизни и ее неприкосновенность).
Ко второй группе относятся права, связанные с возрастными особенностями этих носителей права: на воспитание, образование, заботу о здоровье, физическом и духовном здоровье. Для реализации этих прав принята Федеральная программа «Дети России», имеющая статус президентской, издан Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г., в котором определены основные направления государственной семейной политики, а также Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях и социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
К третьей группе относятся права лиц, в отношении которых установлены опека или попечительство. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют права, перечисленные в ст. 55-57 и ст. 148 СК РФ, а также в других нормативных актах. Важнейшими из них являются права:
1. на воспитание в семье опекуна (попечителя);
2. на заботу со
стороны опекуна (попечителя) и
совместное с ним проживание
за исключением случаев,
3. на обеспечение опекуном (попечителем) условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего и гармоничного развития;
4. на уважение человеческого
достоинства и
5. на общение с
родителями и близкими
6. на выражение
своего мнения по всем
7. на защиту от
злоупотреблений опекуна (
8. на причитающиеся опекаемому алименты, пенсии, пособия, льготы и другие социальные выплаты
9. собственности на жилое помещение, или на пользование жилым помещением, или на получение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством, если опекаемый по каким-либо причинам не имеет жилья;
10. на бесплатное
медицинское обслуживание и
11. на получение
бесплатных путевок в школьные
и студенческие спортивно-
2.4. Прекращение опеки и попечительства
Опека или попечительство прекращается:
1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;
2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;
3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;
4) в таких в случаях как:
1. Суд вынес решение
о признании подопечного
2. По достижении малолетним подопечным четырнадцати лет, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.
3. Попечительство над
несовершеннолетним
2. Опека над детьми
несовершеннолетних родителей
3. Опекун (попечитель) могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.
4. Орган опеки и
попечительства может
5. Орган опеки и
попечительства вправе
1) ненадлежащего исполнения
возложенных на них
2) нарушения прав и
законных интересов
3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.
6. В случаях, предусмотренных частями 3 - 5 настоящей статьи, права и обязанности опекуна или попечителя прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей.
7. Акт органа опеки
и попечительства об
Последствия прекращения опеки и попечительства:
1. Лицо, выполнявшее обязанности
опекуна или попечителя, не позднее
трех дней с момента, когда
ему стало известно о
2. Орган опеки и
попечительства при
3. В связи с прекращением
опеки или попечительства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, нормы об опеке и попечительстве представляют собой комплексный правовой институт, в котором ведущее место занимают нормы гражданского права, а их действие обеспечено нормами административно – правовой отраслевой принадлежности.
Статья 31 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что основная задача опекунов (попечителей) состоит в совершении юридических действий в пользу подопечных, тех действий, которые смогут восполнить их недостающую дееспособность. Таким образом, данная норма рассматривает опеку и попечительство как вид правовой помощи, оказываемой нуждающимся в ней физическим лицам.
Между тем далее, определяя круг обязанностей опекунов (попечителей), Гражданский кодекс РФ меняет подход к роли этих лиц и фактически возлагает на их плечи все бремя забот о подопечном – о питании, содержании, медицинском уходе, воспитании (для несовершеннолетних). Увеличивают это бремя и положения о возмещении вреда, причиненного подопечными, закрепленные в статьях 1073, 1074, 1076 ГК РФ. Такой характер статуса опекуна (попечителя) позволяет назвать опеку и попечительство формой устройства физических лиц. [13]
В действительности, именно такие отношения фактически и складываются при установлении опеки и попечительства. Именно такой термин может быть справедливо употреблен по отношению ко всем видам опеки, как употребляет его Семейный кодекс в статье 123 по отношению к различным способам определения судьбы ребенка, оставшегося без попечения родителей. Понятие «устройство» может быть истолковано в самом общем смысле как закрепление за подопечным физического лица, обязанного совершать те или иные действия. Отметим, что на практике «устройство» – это еще и размещение указанных лиц в одном жилом помещении (как правило, подопечный проживает в жилом помещении опекуна или попечителя, реже – наоборот). Как правило, надлежащее исполнение возложенных на опекуна (попечителя) обязанностей возможно только при совместном проживании с подопечным.[19]
Итак, законодатель с помощью института опеки и попечительства выполняет задачу определения судьбы недееспособного или не полностью дееспособного лица, перемещая «центр тяжести», бремя основных забот с органов государственной власти или местного самоуправления на соответствующее физическое лицо. Данный способ не нов, обладает целым рядом преимуществ и вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики и обеспеченности каждого определенным минимумом материальных благ. В этом способе соединены все преимущества межличностного общения, сохранения душевного и телесного здоровья подопечного, полноценного воспитания (для ребенка).