Опека и попечительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 06:24, курсовая работа

Описание работы

Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК). Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Он несет самостоятельную ответственность за свои действия.

Файлы: 1 файл

Опека и попеч-во.docx

— 37.06 Кб (Скачать файл)

 

2) Может ли  это лицо отвечать за свои  действия;

 

3) Нуждается  ли обследуемый по своему психическому состоянию в установлении над ним опеки?

 

По результатам  экспертизы составляется заключение, которое приобщается к материалам дела.

 

Дело о  признании гражданина недееспособным суд рассматривает в обязательном присутствии прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Сам гражданин может присутствовать на рассмотрении этого дела в зависимости от состояния своего здоровья.

 

Если суд  примет решение о признании гражданина недееспособным, то это будет основанием для установления над ним опеки. Поэтому суд обязан в течение  трех дней со времени вступления решения  суда в законную силу сообщить органу опеки и попечительства, находящемуся по месту жительства лица, признанного  недееспособным, о необходимости  назначения лицу опекуна.

 

Как и в  случае с опекой (попечительством) над  несовершеннолетними решение о  назначении гражданину опекуна принимается  органом опеки и попечительства в течение месяца со дня получения  необходимых сведений из суда.

 

3.3 Установление  попечительства над совершеннолетними  гражданами

 

Над совершеннолетними  гражданами может быть установлена  как опека, так и попечительство. Оснований для установления над  гражданином попечительства несколько. Одно из них - ограничение дееспособности гражданина, вследствие злоупотребления  им спиртными напитками или наркотическими веществами. Однако попечительство над  таким гражданином может быть установлено лишь в том случае, если своими действиями он ставит семью  в трудное материальное положение. Других оснований для ограничения  дееспособности гражданина не существует. Но я считаю, что нужно расширить  этот перечень. Ведь ставить свою семью  в тяжелое материальное положение  можно и азартными играми, и  рискованным ведением предпринимательской  деятельности и другими непродуманными действиями.

 

Дееспособность  лица может быть ограничена лишь судом  в установленном законом порядке. Он во многом похож на порядок признания  лица недееспособным.

 

Гражданин, над  которым после ограничения дееспособности было установлено попечительство, не вправе самостоятельно (без согласия попечителя) завершать какие-либо сделки, кроме мелких бытовых. Своими доходами он может распоряжаться лишь с предварительного согласия попечителя.

 

Существенным  различием между опекой и попечительством  над дееспособными гражданами выступает  то, что попечитель не несет ответственности  за вред, причиненный действиями его  подопечного.

 

Возможно  также, что гражданин, будучи полностью  дееспособным, не в состоянии самостоятельно реализовать свои права и обязанности  в силу престарелого возраста или  какого-либо заболевания. В этом случае над гражданином устанавливается  попечительство в форме патронажа. Патронаж может быть установлен только по желанию самого гражданина.

 

Под патронажем как особой формой попечительства в  силу п.1 ст.41 ГК следует понимать регулярное (постоянное) оказание помощи в осуществлении  прав, их защите и исполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному  гражданину, нуждающемуся в такой  помощи по состоянию своего здоровья: тяжелая болезнь, физические недостатки, преклонный возраст. Наличие у гражданина, нуждающегося в помощи, детей или  других родственников, обязанных по закону оказывать ему поддержку  и материальную помощь, не является препятствием для установления патронажа.

 

Подбором  кандидатов на роль попечителя в подобных случаях занимаются отделы социальной защиты органов местного самоуправления. Для установления попечительства необходимо согласие гражданина с предложенной кандидатурой попечителя.

 

В роли попечителя над дееспособным гражданином может  выступать и администрация специализированного  стационарного учреждения (дома-интерната, пансионата для престарелых).

 

Нужно помнить, что гражданин, над которым установлен патронаж, ни в коей мере не ограничивается в своей дееспособности. Следовательно, он может самостоятельно заключать  любые сделки. Попечитель является помощником такого гражданина, способствуя  максимальной защите его прав, свобод и законных интересов.

 

Между попечителем  и подопечным может быть заключен договор поручения или доверительного управления, который позволит попечителю распоряжаться имуществом подопечного.

 

3.4 Права детей,  находящихся под опекой и попечительством

 

Законодатель  выделяет три группы прав: 1) общегражданские; 2) закрепляющие особое положение несовершеннолетних; 3) права лиц, в отношении которых  установлены опека и попечительство.

 

Общегражданские права могут принадлежать любому человеку с момента рождения и  независимо от его возраста. Эти  права составляют содержание правоспособности граждан, а для несовершеннолетних, над которыми устанавливается опека  или попечительство, наиболее важными  являются следующие:

 

1.  обеспечивающие  физическое благополучие личности  и оптимальные условия ее гармоничного  развития (право на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду);

 

2.  способствующие  формированию индивидуальности  личности (право на имя, индивидуальный  облик, честь, достоинство, репутацию);

 

3.  обеспечивающие  автономию личности в обществе (право на тайну частной жизни  и ее неприкосновенность).

 

Ко второй группе относятся права, связанные  с возрастными особенностями  этих носителей права: на воспитание, образование, заботу о здоровье, физическом и духовном здоровье. Для реализации этих прав принята Федеральная программа «Дети России», имеющая статус президентской, издан Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г., в котором определены основные направления государственной семейной политики, а также Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях и социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

 

К третьей  группе относятся права лиц, в  отношении которых установлены  опека или попечительство. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют права, перечисленные в  ст. 55-57 и ст. 148 СК РФ, а также в  других нормативных актах. Важнейшими из них являются права:

 

1.  на воспитание  в семье опекуна (попечителя);

 

2.  на заботу  со стороны опекуна (попечителя) и совместное с ним проживание  за исключением случаев, предусмотренных  п. 2 ст. 36 ГК РФ;

 

3.  на обеспечение  опекуном (попечителем) условий для  содержания, воспитания, образования,  всестороннего и гармоничного  развития;

 

4.  на уважение  человеческого достоинства и  неприкосновенность личности;

 

5.  на общение  с родителями и близкими родственниками;

 

6.  на выражение  своего мнения по всем вопросам, имеющим непосредственное отношение  к подопечному, учет мнения  которого по достижении им 10-летнего  возраста является обязательным;

 

7.  на защиту  от злоупотреблений опекуна (попечителя);

 

8.  на причитающиеся  опекаемому алименты, пенсии, пособия, льготы и другие социальные выплаты;

 

9.  собственности  на жилое помещение, или на  пользование жилым помещением, или  на получение жилого помещения  в соответствии с действующим  законодательством, если опекаемый по каким-либо причинам не имеет жилья;

 

10.  на бесплатное  медицинское обслуживание и оперативное  лечение в любом государственном  и муниципальном лечебно-профилактическом  учреждении, в том числе на  проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров;

 

11.  на получение  бесплатных путевок в школьные  и студенческие спортивно-оздоровительные  лагеря, в санаторно-курортные учреждения  при наличии медицинских показаний  и право на бесплатный проезд  к месту отдыха или лечения  и обратно.

 

4. ПРЕКРАЩЕНИЕ  ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

 

 

 

Опека или  попечительство прекращается:

 

1) в случае  смерти опекуна или попечителя  либо подопечного;

 

2) по истечении  срока действия акта о назначении  опекуна или попечителя;

 

3) при освобождении  либо отстранении опекуна или  попечителя от исполнения своих  обязанностей;

 

4) в таких  в случаях как:

 

1. Суд вынес  решение о признании подопечного  дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства.

 

2. По достижении  малолетним подопечным четырнадцати  лет, а гражданин, осуществлявший  обязанности опекуна, становится  попечителем несовершеннолетнего  без дополнительного решения  об этом.

 

3. Попечительство  над несовершеннолетним прекращается  без особого решения по достижении  несовершеннолетним подопечным  восемнадцати лет, а также при  вступлении его в брак и  в других случаях приобретения  им полной дееспособности до  достижения совершеннолетия.

 

2. Опека над  детьми несовершеннолетних родителей  прекращается по основаниям, предусмотренным  частью 1 настоящей статьи, а также  по достижении такими родителями  возраста восемнадцати лет и  в других случаях приобретения  ими гражданской дееспособности  в полном объеме до достижения  совершеннолетия.

 

3. Опекун (попечитель) могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.

 

4. Орган опеки  и попечительства может освободить  опекуна или попечителя от  исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае  возникновения противоречий между  интересами подопечного и интересами  опекуна или попечителя.

 

5. Орган опеки  и попечительства вправе отстранить  опекуна или попечителя от  исполнения возложенных на них  обязанностей. Отстранение опекуна  или попечителя от исполнения  возложенных на них обязанностей  допускается в случае:

 

1) ненадлежащего  исполнения возложенных на них  обязанностей;

 

2) нарушения  прав и законных интересов  подопечного, в том числе при  осуществлении опеки или попечительства  в корыстных целях либо при  оставлении подопечного без надзора  и необходимой помощи;

 

3) выявления  органом опеки и попечительства  фактов существенного нарушения  опекуном или попечителем установленных  федеральным законом или договором  правил охраны имущества подопечного  и (или) распоряжения его имуществом.

 

6. В случаях,  предусмотренных частями 3 - 5 настоящей  статьи, права и обязанности опекуна  или попечителя прекращаются  с момента принятия органом  опеки и попечительства акта  об освобождении опекуна или  попечителя от исполнения возложенных  на них обязанностей либо об  их отстранении от исполнения  возложенных на них обязанностей.

 

7. Акт органа  опеки и попечительства об  освобождении опекуна или попечителя  от исполнения возложенных на  них обязанностей либо об их  отстранении от исполнения возложенных  на них обязанностей может  быть оспорен лицом, в отношении  которого он принят, в судебном  порядке.

 

Последствия прекращения опеки и попечительства:

 

1. Лицо, выполнявшее  обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента,  когда ему стало известно о  прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган  опеки и попечительства отчет  в соответствии с правилами,  установленными статьей 25 настоящего  Федерального закона.

 

2. Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.

 

3. В связи  с прекращением опеки или попечительства  договор об осуществлении опеки  или попечительства, заключенный  в соответствии со статьей  16 настоящего Федерального закона, прекращается.

 

Заключение

 

Подводя итог, обобщая всё вышесказанное, можно  сказать, что институт опеки и  попечительства является гражданско-правовым институтом. Общие вопросы установления, прекращения опеки и попечительства, исполнения опекунами, попечителями, а  также органами опеки и попечительства своих обязанностей урегулированы  ГК.

 

Наряду с  этими общими гражданско-правовыми  нормами в СК имеются правила  об опеке и попечительстве в отношении  несовершеннолетних детей. Они отражают специфику, которая проявляется  в самих целях установления опеки (попечительства) над детьми, субъектах, в отношении которых устанавливается  опека (попечительство), в правах участников правоотношений по опеке, попечительству, а также в порядке их установления и прекращения.

 

В большинстве  случаев опека и попечительство применяется к малолетним и несовершеннолетним, поэтому этот институт играет важную роль в создании условий для воспитания в семье детей, лишенных родительской заботы. Благодаря установлению опеки (попечительства) несовершеннолетние получают возможность осуществлять принадлежащие им права, а также  приобретать права и нести обязанности, предоставленные любому гражданину.

Информация о работе Опека и попечительство