Опека и попечительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 06:12, контрольная работа

Описание работы

Целью работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ опеки и попечительства как вида социальной заботы государства. В рамках представленной цели предполагается решить следующие задачи: 1) выявить тенденции развития норм, регулирующих опеку, попечительство; 2) определить содержание и признаки опеки и попечительства согласно действующему законодательству и правоприменительной практике; 3) рассмотреть особенности исторического развития института опеки, попечительства; 4) изучить основания и порядок установления опеки или попечительства;
5) проанализировать основания прекращения опеки и попечительства.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика института опеки (попечительства)………....…5
1.1 Понятие опеки (попечительства)……………………………..……...……....5
1.2 Предмет, задачи, принципы института опеки и попечительства.………....8
1.3 Особенности исторического развития института опеки, попечительства.11
2. Осуществление опеки (попечительства)………………………………….14
2.1 Основания и порядок установления опеки или попечительства…….…...14
2.1.1 Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними…...14
2.1.2 Установление опеки над совершеннолетними недееспособным……….15
2.1.3 Установление попечительства над совершеннолетними………….……16
2.2 Прекращение опеки и попечительства………..……………………………18
Заключение
Список использованной работы

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 45.30 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Общая характеристика института опеки (попечительства)………....…5

1.1 Понятие опеки (попечительства)……………………………..……...……....5

1.2 Предмет, задачи, принципы института опеки и попечительства.………....8

1.3 Особенности исторического развития института опеки, попечительства.11

2. Осуществление опеки (попечительства)………………………………….14

2.1 Основания и порядок установления опеки или попечительства…….…...14

2.1.1 Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними…...14

2.1.2 Установление опеки над совершеннолетними недееспособным……….15

2.1.3 Установление попечительства над совершеннолетними………….……16

2.2 Прекращение опеки и попечительства………..……………………………18

Заключение         

Список использованной работы

 

Введение

В XX веке в России произошли  кардинальные изменения в социально-экономическом  строе. Отказ от идеологии социализма повлек за собой изменение положения  личности в обществе. С одной стороны, человек стал более свободным, но с другой - социальная забота о личности значительно снизилась.

Одной из форм социальной заботы о гражданах, особо нуждающихся  в ней, является установление опеки или попечительства.

Вопрос о правовой природе  опеки и попечительства периодически подвергается исследованию в науке  гражданского и семейного права. При этом объектом внимания выступают различные аспекты правовой регламентации соответствующих отношений: правовое положение опекуна (попечителя) и подопечных; обеспечение имущественных прав и интересов лиц, находящихся под опекой (попечительством); порядок установления и прекращения правоотношений по опеке (попечительству).

Гражданский кодекс РФ регулирует общие вопросы: цели опеки и попечительства, права и обязанности опекунов (попечителей) (ст. 31–33), органы опеки и попечительства (ст. 34), назначение опекунов и попечителей, а также освобождение или отстранение их от своих обязанностей (ст. 35, 39), исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей (ст. 35–37), доверительное управление имуществом подопечных (ст. 38), прекращение опеки и попечительства (ст. 40) [2].

Целью работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ опеки и попечительства как вида социальной заботы государства.

В рамках представленной цели предполагается решить следующие задачи:

1) выявить тенденции развития  норм, регулирующих опеку, попечительство;

2) определить содержание  и признаки опеки и попечительства  согласно действующему законодательству и правоприменительной практике;

3) рассмотреть особенности исторического развития института опеки, попечительства;

4) изучить основания и порядок установления опеки или попечительства;

5) проанализировать основания  прекращения опеки и попечительства.

Объектом анализа работы являются общественные отношения, складывающиеся в области опеки и попечительства как вида социальной заботы государства.

Предметом настоящей работы являются нормативно-правовые акты, по поводу которых складываются общественные отношения, регулирующие опеку и попечительство как вид социальной заботы государства.

 

1. Общая характеристика института опеки (попечительства)

1.1 Понятие опеки (попечительства)

Каждый участник правовых отношений, в том числе и гражданин, должен обладать правосубъектностью. Она складывается из двух составляющих: правоспособности и дееспособности. Правоспособность - это способность  индивида иметь права и нести  обязанности. Ею наделен каждый человек  с момента рождения. Дееспособность - это способность своими действиями приобретать права, принимать на себя обязанности и исполнять  их.

Осуществление прав и обязанностей предполагает, что гражданин сознает  значение и предвидит последствия  своих действий, в том числе  и те негативные последствия, которые  связаны с совершением им неправомерных  действий, невыполнением взятых им на себя обязательств. Это требует  определенных знаний и жизненного опыта, поэтому закон связывает наступление  дееспособности в полном объеме с  достижением определенного возраста. В гражданском праве он равен 18 годам. Гражданин, достигший этого  возраста, вправе самостоятельно осуществлять весь объем прав и обязанностей, закрепленный в законе.

Закон допускает также  частичную дееспособность. Действительно, было бы неразумно применять одинаковые ограничения и запреты к пятилетнему  ребенку и подростку 16-ти лет. Частично дееспособными признаются лица в  возрасте от 14 до 18 лет. Частично дееспособный гражданин в соответствии с ГК РФ вправе самостоятельно распоряжаться  своим заработком или другими  доходами, совершать мелкие бытовые  сделки, вносить вклады в кредитные  учреждения и распоряжаться ими, а также осуществлять другие действия, предусмотренные законом (ст. 26 ГК РФ) [2]. Более серьезные сделки они могут совершать с согласия своих законных представителей, к которым относятся родители, усыновители и попечители.

Лица, не достигшие 14-ти лет, признаются в гражданском праве  недееспособными. Однако 14 лет - это  довольно большой временной промежуток, в течение которого сознание ребенка значительно меняется. Поэтому закон выделяет в данном периоде два промежутка: 1) с рождения до 6 лет, и 2) с 6 до 14 лет. Дети, чей возраст соответствует первому промежутку, признаются полностью недееспособными. Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение ими выгоды, сделки по распоряжению средствами, предоставленными им родителем, законным представителем или с согласия последних третьим лицом для свободного распоряжения. Иные сделки за малолетних совершают от их имени представители - родители, усыновители или опекуны. Указанные лица несут имущественную ответственность за вред, причиненный малолетним, если не докажут, что вред был причинен не по вине законных представителей.

Возможность осуществления  своих прав и обязанностей неотчуждаема.

Гражданин может быть ограничен  в дееспособности только в случаях, предусмотренных законом, и только по решению суда. Такая возможность  предусмотрена в ст. 30 ГК РФ для  граждан, злоупотребляющих спиртными  напитками или наркотическими веществами, если они ставят свою семью в тяжелое  материальное положение. По решению  суда над таким гражданином устанавливается  попечительство, и он может совершать  сделки по распоряжению имуществом, получать доходы и распоряжаться ими лишь с согласия попечителя, за исключением  мелких бытовых сделок. Однако такой  гражданин самостоятельно несет  имущественную ответственность  по совершенным им сделкам и за причиненный им вред. При прекращении  гражданином злоупотребления спиртными  напитками или наркотическими веществами суд отменяет ограничение дееспособности и установленное над гражданином  попечительство.

Достижение гражданином 18-ти лет не является единственным условием признания его дееспособным. Для  того чтобы максимально полно  реализовывать свои права и исполнять  обязанности гражданин должен быть психически вменяем. Отсутствие этого фактора ведет к признанию гражданина недееспособным решением суда и к установлению над ним опеки. Все сделки от лица гражданина, признанного недееспособным осуществляют его опекуны.

Возможна также ситуация, когда гражданин, будучи полностью  дееспособным, тем не менее, не в  состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности по состоянию  здоровья. В этом случае по просьбе  гражданина над ним может быть установлено попечительство в форме  патронажа.

Что же такое опека и  попечительство? В научной литературе высказываются различные соображения  в отношении понятия опеки  и попечительства. Это комплексный  раздел семейного и гражданского права, включающий все вид попечения  над гражданами, которые нуждаются  в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью  защиту их личных и имущественных  прав.

Опека и попечительство тесно  связаны друг с другом. В обоих  случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные  органы - органы опеки и попечительства. Общим также является и порядок  выбора и назначения опекунов, их обязанность  защищать права своих подопечных.

Однако между опекой и  попечительством существуют и определенные различия. Из-за того, что опеку назначают  над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени  все юридические действия. Попечитель же является лишь помощником своего подопечного. Учитывая возраст наступления дееспособности в гражданском праве, опеку над  несовершеннолетним устанавливают  до достижения им 14-ти лет, с 14-ти до 18-ти лет над несовершеннолетним устанавливается  попечительство.

 

1.2 Предмет, задачи, принципы института опеки и попечительства

Непосредственно сами правоотношения опеки и попечительства начинаются с момента, когда произведено  установление опеки или попечительства, и заканчиваются с ее прекращением. Однако в предмет института должны входить и некоторые отношения, предшествующие установлению опеки, поскольку  в задачи правового регулирования  в данном случае входит не только упорядочение возникших отношений, но и обеспечение  их возникновения. Таким образом, в  предмет института опеки и  попечительства входят следующие отношения.

1. Отношения по установлению  опеки и попечительства, возникающие  с того момента, как в предусмотренном  законом порядке для нуждающегося  в социальной заботе лица избрана  необходимая форма устройства - опека  (попечительство).

2. Отношения по осуществлению  опеки и попечительства. Данные  отношения длятся с момента  установления опеки и попечительства  до момента ее прекращения.  Участниками данных отношений  являются органы опеки и попечительства, опекуны (попечители), доверительные  управляющие имуществом подопечных, а в отдельных случаях и  сами подопечные. Отношения по  осуществлению опеки и попечительства - центральные в предмете института,  в их рамках непосредственно  осуществляется социальная забота.

3. Отношения, связанные  с прекращением опеки и попечительства. В целях максимальной охраны  интересов подопечного в институте  опеки и попечительства должны  также присутствовать нормы об  основаниях, порядке и последствиях  прекращения опеки (попечительства). Поскольку данная форма устройства  является временной, необходимо  определить те причины, по которым  она прекратится. Если они связаны  с действиями или бездействием  опекуна (попечителя) или органа  опеки и попечительства, то необходимо  устранить последствия такого  поведения. Положения закона о  прекращении опеки и попечительства, как и об ее установлении, имеют  непосредственное значение для осуществления и защиты прав подопечного лица. В круг участников данной группы отношений входят, помимо опекунов (попечителей), органов опеки и попечительства, подопечных, также и другие органы, организации и лица, которым законом предоставлено право осуществлять контроль и надзор за опекой (попечительством) и инициировать ее прекращение в необходимых случаях.

К задачам института опеки  и попечительства относятся следующие  задачи.

1. Защита прав и интересов  граждан, находящихся под опекой  и попечительством. Эта задача  должна быть признана центральной,  основной. Все меры, предпринимаемые  как опекунами (попечителями), так  и органами опеки и попечительства  и другими органами и лицами, должны быть направлены на  обеспечение прав и интересов  находящегося под опекой (попечительством)  гражданина. Этой задачей обусловлено  содержание комплекса прав и  обязанностей опекунов (попечителей), органов опеки и попечительства, ею предопределены и нормы  об ответственности указанных  субъектов.

2. Обеспечение установления  опеки и попечительства в отношении  нуждающихся в этом граждан.  Эта задача носит организационный  характер и ее выполнение состоит  в выявлении нуждающихся в  опеке (попечительстве) лиц и поиске  граждан, желающих принять над  ними опеку (попечительство).

3. Обеспечение достойного  уровня жизни граждан, находящихся  под опекой или попечительством.  Речь идет о мерах, направленных  на удовлетворение бытовых потребностей  подопечного лица (в жилье, пище, одежде, медицинском уходе и проч.) как основы его нормальной  жизнедеятельности. Осуществление  этих мер, как отмечалось ранее  в работе, должно производиться  прежде всего за счет самого  подопечного, его «внутреннего  ресурса», и лишь затем - за  счет третьих лиц или государства  (муниципального образования).

4. Обеспечение государственной  поддержки граждан, исполняющих  обязанности опекунов и попечителей.  В особенности актуальна эта  задача в настоящий период, когда  число лиц, нуждающихся в устройстве, значительно превышает число  граждан, имеющих возможность  осуществлять социальную заботу. Меры государственной поддержки  должны быть разнообразны, а выбор  конкретной меры по отношению  к тому или иному лицу должен  носить индивидуальный характер  и зависеть от интересов, которые  руководят лицом при осуществлении  опеки. 

5. Обеспечение исполнения  органами опеки и попечительства  возложенных на них функций.  Данная задача сейчас стоит  перед институтом особенно остро,  однако, думается, что она будет  актуальной всегда. Ее исполнение  состоит в финансовом, кадровом  и техническом обеспечении деятельности  органов опеки и попечительства. Игнорирование государством этой  цели способно почти парализовать  исполнение второй и четвертой  задачи, что наблюдается в настоящий  период.

Информация о работе Опека и попечительство