Опека и попечительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 06:12, контрольная работа

Описание работы

Целью работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ опеки и попечительства как вида социальной заботы государства. В рамках представленной цели предполагается решить следующие задачи: 1) выявить тенденции развития норм, регулирующих опеку, попечительство; 2) определить содержание и признаки опеки и попечительства согласно действующему законодательству и правоприменительной практике; 3) рассмотреть особенности исторического развития института опеки, попечительства; 4) изучить основания и порядок установления опеки или попечительства;
5) проанализировать основания прекращения опеки и попечительства.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика института опеки (попечительства)………....…5
1.1 Понятие опеки (попечительства)……………………………..……...……....5
1.2 Предмет, задачи, принципы института опеки и попечительства.………....8
1.3 Особенности исторического развития института опеки, попечительства.11
2. Осуществление опеки (попечительства)………………………………….14
2.1 Основания и порядок установления опеки или попечительства…….…...14
2.1.1 Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними…...14
2.1.2 Установление опеки над совершеннолетними недееспособным……….15
2.1.3 Установление попечительства над совершеннолетними………….……16
2.2 Прекращение опеки и попечительства………..……………………………18
Заключение
Список использованной работы

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 45.30 Кб (Скачать файл)

К принципам института, которыми должны быть проникнуты все нормы  института, предлагается отнести следующие: 

1. Свободное принятие  опеки (попечительства) и свободный  отказ от исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей 

2. Подконтрольность деятельности  опекунов (попечителей) и органов  опеки и попечительства; 

3. Обеспечение максимальной  защиты нарушенных прав и интересов  подопечных; 

4. Государственная поддержка  лиц, осуществляющих деятельность  по защите прав и законных  интересов подопечных, и стимулирование  такой деятельности. 

Представляется, что перечисленные  принципы должны отразиться и на содержании смежных с институтом норм, устанавливающих  те или иные последствия назначения опеки или попечительства.

 

1.3 Исторические особенности развития института опеки и попечительства

В истории права нормы  об опеке и попечительстве занимали в правовых системах разное место, имели  разное содержание, что предопределялось в конечном счете отличием принципов  и задач данного института. Можно  выделить следующие особенности  развития норм об опеке и попечительстве в России:

В истории права нормы  об опеке и попечительстве занимали в правовых системах разное место, имели  разное содержание, что предопределялось, в конечном счете, отличием принципов  и задач данного института.

1. Для отечественного  права характерно разграничение  опеки и попечительства. В России  разграничение опеки и попечительства  берет свое начало от екатерининского  Учреждения о губерниях (1775 г.). «Опека может быть окончена  в 14-летнем возрасте опекаемого, который может просить о назначении  себе попечителя; совершеннолетие  и вступление в управление  имением отнесены к 17 годам,  но с ограничением права продажи  и залога недвижимого имущества  без согласия попечителя до  достижения 21 года, когда власть  попечителя оканчивается: В период 14-17 лет несовершеннолетний сам  распоряжается имением, но лишь  с согласия попечителя; в период 17-21 года он распоряжается самостоятельно  во всех случаях, кроме отчуждения  недвижимого имущества».

2. Имущественная заинтересованность  в установлении опеки

При установлении отношений  опеки у опекуна зачастую имелся имущественный интерес. Как уже  было отмечено, в древнем праве  опека в большей степени предназначалась  для охраны имущества, нежели личности. Это обстоятельство побуждало опекунов использовать свои права в целях  обогащения.

Такое отношение к опеке  и попечительству в России во многом было связано с исторически сложившимся  сословным характером этого института. Учреждение о губерниях 1775 г. создало отдельно дворянскую опеку и городской сиротский суд (для попечения о сословии купцов и мещан). Опека и попечительство в отношении лиц крестьянского происхождения обеспечивались самой общиной, в чем, как уже говорилось, значительную роль играли нормы обычного права. Позже в разное время в Российской империи издавались дополнительно правила об опеке и попечительстве над лицами иных сословий.

3. Опека и попечительство  над взрослыми появляется значительно  позже, чем опека и попечительство  над детьми.

Забота о престарелых, инвалидах и лицах, страдающих психическими расстройствами, осуществлялась, как  правило, вне правового регулирования  или под воздействием норм обычного права. Формой устройства таких лиц  традиционно служила семья, хотя от реформ Петра I берет свое начало построение системы органов социальной защиты. По Регламенту Главного магистрата от 1721 г. должны были создаваться, в  частности, «гошпитали» для призрения  сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола)».

4. До начала XX в. в России  отсутствовало «социальное сиротство»  В истории отечественного права  проблема создания правовых форм  устройства детей, оставшихся  без попечения родителей, возникла  с особой остротой только в  современный период. Длительное  время не существовало такого  правового понятия, как «ребенок, оставшийся без попечения родителей», содержание которого раскрывает  п. 1 ст. 121 СК РФ [3].

5. Нормы об опеке были  систематизированы только в XVIII в.

В древнем праве нормы  об опеке и попечительстве, как  и нормы, регулирующие многие другие отношения, носили фрагментарный характер и не были оформлены институционально. Впервые у государственной власти в России возникло намерение упорядочить  эти нормы во второй половине XVIII в., когда в 1754 г. была учреждена комиссия о сочинении проектов нового уложения. О появлении в отечественном  праве системы норм, регулирующих опеку (попечительство), можно говорить только с 1775 г., когда Учреждением о губерниях были установлены правила об опеке над лицами дворянского и городского сословия. «Пополнение» норм института опеки и попечительства в дальнейшем осуществлялось за счет указов, постановлений, имеющих отношение к довольно частным вопросам. Официальное толкование норм находило отражение в мнении Государственного Совета. Все вместе эти нормы «переместились» в Свод законов, каждое последующее издание которого содержало все более подробные «установления» [6].

 

2. Осуществление опеки (попечительства)

2.1 Основания и порядок установления опеки или попечительства

2.1.1 Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними

Различие между опекой и попечительством над несовершеннолетними  проявляется в том, что опека  устанавливается над детьми в  возрасте до 14 лет, а попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними  является факт утраты ими попечения  родителей (например, в результате смерти или утраты родительских прав). Возможны также случаи, когда родители сами просят установить над детьми опеку (попечительство), например, если они  вынуждены уехать в длительную командировку.

В любом случае назначение опекуна или попечителя производится органами опеки и попечительства в течение месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки или попечительства. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются  органами опеки и попечительства.

Гражданин может быть назначен опекуном или попечителем только при наличии его согласия. Опекунами (попечителями) над несовершеннолетними чаще всего назначаются их близкие родственники, что позволяет наиболее полно учесть требования, предъявляемые к опекуну (попечителю) и интересы самого ребенка.

Выполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей начинается с  момента принятия органом опеки  и попечительства соответствующего решения и выдачи гражданину опекунского  или попечительского удостоверения.

При достижении ребенком, над  которым была установлена опека, возраста 14-ти лет, она автоматически переходит в попечительство. Обязанности попечителя продолжает выполнять то лицо, которое было назначено опекуном ребенка.

Говоря об опеке над  несовершеннолетними, следует отметить еще одно немаловажное обстоятельство. Одним из важнейших прав ребенка, способствующих его развитию, является право на общение с родителями, предусмотренное ст. 55 СК РФ. Данное право сохраняется и за ребенком, над которым установлены опека  или попечительство. Передача на воспитание в семью опекуна (попечителя) не связана  с прекращением правоотношений с  родителями. Сюда бесспорно относится  и возможность общаться с ними.

Возможны случаи, когда  родители, несогласные с отменой  или ограничением своих родительских прав, могут попытаться выкрасть ребенка  из семьи опекуна (попечителя). Во избежание  подобных эксцессов опекунам и попечителям  предоставляется право требовать  через суд возвращения ребенка  от любых лиц, незаконно удерживающих его у себя, в том числе и  близких родственников. Это способствует максимальной защите интересов ребенка [3].

2.1.2 Установление опеки над совершеннолетними недееспособными

Единственным основанием установления опеки над взрослым гражданином является признание  его недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.

Душевнобольными признаются лица, которые в силу психического заболевания или временного психического расстройства не могут понимать значения своих действий, отдавать отчет в  своих поступках. Слабоумными признаются лица, которые от природы лишены способности понимать значение своих  действий и отдавать отчет в своих  поступках.

В соответствии со ст. 29 ГК РФ гражданин может быть признан  недееспособным только в судебном порядке[2]. Рассмотрение подобных дел имеет целый ряд особенностей.

Дело о признании гражданина недееспособным может быть начато по заявлению его семьи, органа опеки  и попечительства, прокурора, лечебного  учреждения или профсоюзов и других общественных организаций. Заявление  о признании гражданина недееспособным подается в суд по месту жительства такого гражданина или по месту нахождения медицинского учреждения, в котором гражданин пребывает. В заявлении должны быть приведены факты, позволяющие считать гражданина невменяемым.

При подготовке дела к судебному  разбирательству судья назначает  судебно- психиатрическую экспертизу для определения психического состояния  гражданина. После проведения экспертизы эксперты должны ответить на следующие  вопросы:

1) Страдает ли обследуемое  лицо душевной болезнью, и какой;

2) Может ли это лицо  отвечать за свои действия;

3) Нуждается ли обследуемый  по своему психическому состоянию  в установлении над ним опеки? 

По результатам экспертизы составляется заключение, которое приобщается  к материалам дела.

Дело о признании гражданина недееспособным суд рассматривает  в обязательном присутствии прокурора  и представителя органа опеки  и попечительства. Сам гражданин  может присутствовать на рассмотрении дела о признании его недееспособным в зависимости от состояния своего здоровья.

Решение суда о признании  гражданина недееспособным является основанием для установления над ним опеки. Поэтому суд обязан в течение  трех дней со времени вступления решения  суда в законную силу сообщить органу опеки и попечительства, находящемуся по месту жительства лица, признанного  недееспособным, о необходимости  назначения лицу опекуна.

Как и в случае с опекой (попечительством) над несовершеннолетними  решение о назначении гражданину опекуна принимается органом  опеки и попечительства в течение  месяца со дня получения необходимых  сведений из суда.

2.1.3 Установление попечительства над совершеннолетними

Над совершеннолетними гражданами может быть установлена не только опека, но и попечительство. Оснований  для установления над гражданином попечительства несколько. Одно из них - ограничение дееспособности гражданина, вследствие злоупотребления им спиртными напитками или наркотическими веществами. Однако попечительство над таким гражданином может быть установлено лишь в том случае, если своими действиями он ставит семью в трудное материальное положение. Об этом напрямую сказано в постановлении Верховного Суда РФ №4 от 4 мая 1990 года (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 №11, от 25.10.96 №10) «О практике рассмотрения судами РСФСР дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами»: «Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими веществами, дающее основание для ограничения дееспособности гражданина, является такое чрезмерное или систематическое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы денежных средств на их приобретение, чем вызывает материальные затруднения и ставит семью в тяжелое положение».

Других оснований для  ограничения дееспособности гражданина не существует. Однако практика позволяет  сделать вывод о необходимости  расширения указанного перечня. Ведь ставить  свою семью в тяжелое материальное положение можно и азартными  играми, и рискованным ведением предпринимательской  деятельности, другими непродуманными действиями.

Дееспособность лица может  быть ограничена лишь судом в установленном  законом порядке. Он во многом схож с порядком признания лица недееспособным.

Гражданин, над которым  после ограничения дееспособности было установлено попечительство, не вправе самостоятельно (без согласия попечителя) завершать какие-либо сделки, кроме мелких бытовых. Своими доходами он может распоряжаться лишь с  предварительного согласия попечителя.

Существенным различием  между опекой и попечительством  над дееспособными гражданами выступает  то, что попечитель не несет ответственности  за вред, причиненный действиями его  подопечного (ст. 1077 ГК РФ).

Возможно также, что гражданин, будучи полностью дееспособным, не в состоянии самостоятельно реализовать  свои права и обязанности в  силу престарелого возраста или какого-либо заболевания. В этом случае над гражданином  устанавливается попечительство в  форме патронажа. Патронаж может  быть установлен только по желанию  самого гражданина.

Информация о работе Опека и попечительство