Опека и попечительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

Основы правового статуса граждан как субъектов гражданского права заложены в главе 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. По сравнению с ранее действовавшим гражданским законодательством его положения о гражданах значительно расширены. В частности, впервые в ГК регулируются отношения по опеке и попечительству, которые раньше считались предметом семейного законодательства.

Содержание работы

Введение
§1. Понятие и значение опеки и попечительства
§2. Условия и факторы, влияющие на установление опеки и попечительст¬ва
§3. Участники опеки и попечительства, их правовой статус
§4. Патронаж над дееспособными гражданами
Заключение
Список используемой литерату¬ры

Файлы: 1 файл

Опека и попечительство.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

Введение

§1. Понятие  и значение опеки и попечительства

§2. Условия и факторы, влияющие на установление опеки и попечительства

§3. Участники опеки и попечительства, их правовой статус

§4. Патронаж над дееспособными гражданами

Заключение

Список  используемой литературы

 

Введение

Основы правового статуса  граждан как субъектов гражданского права заложены в главе 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. По сравнению  с ранее действовавшим гражданским  законодательством его положения  о гражданах значительно расширены. В частности, впервые в ГК регулируются отношения по опеке и попечительству, которые раньше считались предметом семейного законодательства.

В соответствии со ст. 18 Конституции  РФ «права и свободы человека и  гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Эти конституционные положения отражены в ГК в регламентации содержания правоспособности граждан. Кодекс предусматривает свободу граждан в экономической деятельности, в т.ч. возможность заниматься предпринимательством, право частной собственности граждан и ее защиту, возможность создавать юридические лица, иметь любые права и принимать на себя любые обязанности, кроме запрещенных законодательством.

Для более полного  понимания гражданских прав и  обязанностей необходимо раскрыть содержание понятия правоспособности. Понятие «правоспособность» регламентируется ст. 17 ГК: это способность иметь гражданские права и нести обязанности.1 Правоспособность является необходимым условием возникновения конкретных субъективных прав. Круг прав и обязанностей, которые могут иметь граждане Российской Федерации, весьма широк. Права и свободы граждан составляют основу конституционного строя Российской Федерации, делают человека самостоятельным субъектом, обладающим способностью требовать от органов государственной власти и управления реализацию и защиту своих прав. Правоспособность - это общая, абстрактная возможность быть субъектом права или обязанности. Для приобретения прав, входящих в круг правоспособности, нужны определенные условия и действия. Поэтому «при равной правоспособности всех граждан их конкретные субъективные права существенно различаются в зависимости от возраста, имущественного положения, состояния здоровья, желаний и других условий»"2.

Дееспособность - это способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, и обязанности. Дееспособность предполагает совершение осознанных действий, поэтому при ее понимании необходимо учитывать ряд факторов зависимости дееспособности:

•   зависит  от возраста;

•   состояния  здоровья;

•   некоторых  моральных качеств.

Однако иногда граждане не могут самостоятельно осуществлять принадлежащие им права и обязанности. Для этих случав в гражданском праве предусмотрен институт опеки и попечительства, регламентирующий реализацию прав и обязанностей граждан в указанных случаях. Этот институт, его правовое регулирование и является предметом настоящей работы.

 

 

§1. Понятие  и значение опеки и попечительства

Опека и попечительство - это, во-первых, правовой институт, т.е. 
совокупность норм, регулирующих соответствующие отношения, во- 
вторых, деятельность соответствующих органов, опекунов и попечителей по защите прав и законных интересов подопечных (т.е. лиц, над которыми установлена опека или попечительство) . 

Институт  опеки и попечительства — не новое  в гражданском законодательстве нашей страны. Впервые он был введен в оборот Кодексом о браке и семье 1969 г.3 Однако данный институт всегда считался комплексным, содержащим нормы гражданского, семейного и административного права.

Нормы, определяющие права и обязанности опекунов и попечителей по воспитанию подопечных детей, включены в современный Семейный кодекс России (ст. 145 - 150). Правами и обязанностями опекунов и попечителей наделяются приемные родители (ст. 153 Семейного кодекса).

Приемная  семья - это одна из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья, приемной семьей4.

В ст. 31 ГК определены основные цели института опеки и попечительства - это защита прав и интересов граждан, которые по возрасту или по состоянию здоровья не могут самостоятельно участвовать в гражданских отношениях и нуждаются в специальных мерах правовой помощи и содействия, а также специальные цели применительно к несовершеннолетним (гражданам, не достигшим 18 лет), которые остались без попечения родителей.

К таким несовершеннолетним относятся дети-сироты, у которых умерли оба или единственный родитель, дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением либо ограничением их в родительских правах; признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными); нахождением их в лечебных учреждениях; объявлением умершими; пребыванием в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке (п. 3 ст. 31 ГК, п. 1 ст. 121 Семейного кодекса, ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».)5

Представительство опекунов (попечителей) в защиту прав и интересов их подопечных вытекает из сущности данных отношений по опеке и попечительству и поэтому не требует выдачи доверенности или иного специального уполномочия. Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных. Например, согласно ст. 48 ГПК права и охраняемые законом интересы недееспособных граждан, граждан, не обладающих полной дееспособностью, и граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищают в суде их родители, усыновители (естественные опекуны (попечители) несовершеннолетних), опекуны или попечители, которые, представляют суду документы, удостоверяющие их полномочия. Такими документами для опекунов (попечителей) является опекунское удостоверение, а при его отсутствии - решение органа опеки и попечительства о назначении данного лица опекуном (попечителем).

 

§2. Условий и факторы, влияющие на установление опеки и попечительства

Далее необходимо обозначить, в каких случаях назначается  опека, а в каких — попечительство. Эти вопросы регулируют в самом общем плане ст.ст. 32-33 ГК РФ. Они определяют круг лиц, над которыми устанавливаются опека и попечительство, а также статус и основные гражданско-правовые обязанности опекунов и попечителей.

Опека устанавливается  над полностью недееспособными лицами: малолетними (т.е. несовершеннолетними в возрасте до 14 лет) и гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

Попечительство  устанавливается над гражданами, не обладающими (в силу закона или решения суда) полной дееспособностью, несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет (частично дееспособными) и гражданами, ограниченными в дееспособности судом вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Опекун выступает  представителем недееспособных в силу закона (так называемое «законное представительство») и, восполняя отсутствующую общую гражданскую дееспособность своего подопечного, совершает от его имени и в его интересах все необходимые сделки и другие юридически значимые действия. Исключение представляет ограниченный круг сделок, которые по закону вправе совершать малолетние (в возрасте от 6 до 14 лет). Считается, что такой вид представительства «называется законным потому, что представляемый в силу различных причин не в состоянии самостоятельно выбрать себе представителя».

Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе совершенным самостоятельно, несет опекун. Опекуны могут быть освобождены от ответственности, если докажут отсутствие их вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств. Опекун также отвечает по сделкам, заключенным им от имени гражданина, признанного судом недееспособным.

Попечитель оказывает  подопечному содействие при осуществлении  им своих прав и выполнении обязанностей, а также охраняет его от злоупотреблений третьих лиц (эта обязанность в большей степени относится к попечителям несовершеннолетних). Попечитель дает согласие на совершение частично или ограниченно дееспособным лицом тех сделок, которые это лицо не вправе совершать самостоятельно. Имущественную ответственность по всем сделкам, в том числе совершенным с согласия попечителя, несовершеннолетние, достигшие 14 лет, и граждане, ограниченные в дееспособности, несут сами.

Полномочия  по опеке и попечительству осуществляют органы местного самоуправления (районная, городская, районная в городе, поселковая и сельская администрация), возложенные на них ст. 132 Конституции, ст. 53, 64, 75 Закона РФ от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР»6. Это особая их функция, выходящая за рамки осуществления ими полномочий по решению вопросов местного значения (ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления), которая в сфере гражданско-правовых отношений определяется непосредственно в ГК (ст. 31 -41).

Установление  опеки и попечительства, выбор  формы устройства лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве, относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Поэтому в целях своевременного установления опеки (попечительства) п. 2 ст. 34 ГК обязывает суд сообщать этим органам о вынесенном им решении о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности.

Назначенные опекуны (попечители) подотчетны и подконтрольны  органам опеки и попечительства. Органы местного самоуправления осуществляют надзор за их деятельностью, который включает обязательное и систематическое наблюдение за условиями жизни подопечных, исполнением опекунами (попечителями) своих обязанностей, в том числе по управлению имуществом, а также оказание опекунам (попечителям) необходимой помощи и содействия. Порядок и формы надзора определяются с учетом особенностей каждого вида опеки или попечительства (над недееспособными, несовершеннолетними и т.д.).7

Действия (бездействие) опекунов и попечителей могут быть обжалованы любым заинтересованным лицом (в том числе самим подопечным) в соответствующий орган опеки и попечительства. При выявлении любого неблагополучия в жизни подопечного, нарушения его интересов органы опеки и попечительства должны незамедлительно принять меры к охране его прав, а при необходимости - отстранить опекуна (попечителя).

Права и обязанности  опекунов и попечителей определены в ст. 35 ГК. Опекун или попечитель назначается соответствующим административным актом (постановление, решение и т.п.) главы местной администрации с соблюдением условий, предусмотренных ст. 35 ГК.

Как правило, опекун или попечитель назначаются  по месту жительства подопечного. В исключительных случаях, при наличии заслуживающих внимание обстоятельств опекун (попечитель) может быть назначен по его месту жительства. В случае проживания лица, подлежащего опеке (попечительству) и будущего опекуна (попечителя) на территории разных государств СНГ действует Конвенция (СНГ) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам8, ратифицированная Федеральным законом от 4 августа 1994 г.9 Согласно п. 4 ст. 33 Конвенции «опекуном или попечителем лица, являющегося гражданином одной Договаривающейся Стороны, может быть назначен гражданин другой Договаривающейся Стороны, если он проживает на территории Стороны, где будет осуществляться опека или попечительство».

Опека или  попечительство устанавливаются в  течение 1 месяца с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости ее установления, т.е. с момента, когда получено решение суда, признающее гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, либо с момента, когда эти органы узнали, что ребенок остался без попечения родителей. Порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, установлен Семейным кодексом РФ, а также постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей»10.

Решение главы  местной администрации об установлении опеки и попечительства и назначении конкретного лица опекуном, или попечителем может быть обжаловано в суд на основании Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»11. Обратиться с жалобой в суд или в вышестоящий орган исполнительной власти могут близкие родственники лица, над которым установлена опека или попечительство, и другие заинтересованные лица. Принесение жалобы не приостанавливает вынесенного решения, опекун (попечитель) вправе и обязан немедленно приступить к выполнению своих обязанностей.

Опекунами (попечителями) могут быть назначены только граждане, которые обладают для этого необходимыми способностями и качествами. Так, не могут быть ни опекунами ни попечителями: несовершеннолетние, т.е. лица, не достигшие 18 лет (в том числе и эмансипированные несовершеннолетние); лица, признанные судом недееспособными, т.е. душевнобольные и слабоумные; лица, ограниченные в дееспособности; лица, лишенные родительских прав.

Кроме того, дополнительные ограничения установлены Семейным кодексом РФ. Опекунами (попечителями) несовершеннолетнего не могут быть назначены лица, ограниченные судом в родительских правах (ст. 73 СК), опекуны (попечители), отстраненные от выполнения своих обязанностей (п. 2 ст. 39 ГК), бывшие усыновители при отмене усыновления по их вине (п. 1 ст. 141 СК), а также лица, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или другими хроническими заболеваниями, которые не позволяют им осуществлять воспитание ребенка или являются опасными для самого ребенка. Перечень таких заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 12

Информация о работе Опека и попечительство