Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 15:27, контрольная работа
Основы правового статуса граждан как субъектов гражданского права заложены в главе 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. По сравнению с ранее действовавшим гражданским законодательством его положения о гражданах значительно расширены. В частности, впервые в ГК регулируются отношения по опеке и попечительству, которые раньше считались предметом семейного законодательства.
Введение
§1. Понятие и значение опеки и попечительства
§2. Условия и факторы, влияющие на установление опеки и попечительст¬ва
§3. Участники опеки и попечительства, их правовой статус
§4. Патронаж над дееспособными гражданами
Заключение
Список используемой литерату¬ры
Основанием для освобождения опекуна недееспособного совершеннолетнего лица может послужить его перевод в лечебное учреждение или в учреждение социальной защиты.
Опекун (попечитель) может быть освобожден и по его личной просьбе, мотивированной уважительной причиной. Исчерпывающего перечня таких причин закон не содержит. Они определяются с учетом конкретных обстоятельств и интересов подопечного. Кроме перечисленных в п. 2 ст. 39 ГК обстоятельств к уважительным причинам могут быть отнесены: изменение семейного положения, состава семьи, новая работа, которую трудно совмещать с обязанностями опекуна (попечителя), частое и продолжительное служебное отсутствие, отдаленность места жительства и др. 16Считается, что если причины, по которым опекун (попечитель) отказывается от исполнения своих обязанностей, не являются (не могут быть признаны) уважительными, это может послужить основанием для отстранения опекуна (вместо его освобождения), но отношения по опеке (попечительству) все равно прекращаются, поскольку они уже не могут быть нормальными.
Для освобождения опекуна (попечителя) от выполнения обязанностей достаточно объективных обстоятельств, определенных пп. 1 и 2 ст. 39 ГК. Наличие его вины для принятия этой меры не требуется. Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей, предусмотренное п. 3, является по существу санкцией за виновное поведение и влечет за собой целый ряд неблагоприятных последствий. Так, эти лица в дальнейшем не могут быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями несовершеннолетних (ст. 127, 146, 153 Семейного кодекса). Опекуны (попечители) отстраняются от своих обязанностей, если они: уклонялись от выполнения обязанностей; злоупотребляли своими правами; использовали свои полномочия по опеке (попечительству) в корыстных целях; оставляли подопечных без надзора и необходимой помощи. Вынося решение об отстранении опекуна (попечителя), орган опеки и попечительства принимает меры к возмещению причиненного подопечному вреда.
Статья 40 ГК предусматривает
основания прекращения
- решение
суда, вступившее в законную силу
о признании подопечного дееспо
- достижение несовершеннолетним возраста 14 лет, при котором объем его дееспособности увеличивается.
Для прекращения опеки в отношении совершеннолетних лиц, признанных дееспособными, необходимо специальное решение органа опеки и попечительства (принятия акта главой местной администрации). При достижении несовершеннолетним 14 лет опека автоматически трансформируется в попечительство без какого-либо дополнительного решения (п. 2 ст. 40 ГК).
Основаниями для прекращения попечительства являются:
- решение суда об
отмене ограничений
- приобретение несовершеннолетним
подопечным полной гражданской дееспособности по законным
основаниям: при достижении 18 лет или при
вступлении несовершеннолетнего в брак,
а также в случае его эмансипации. Условия
и порядок, при которых возможно вступление
в брак до достижения брачного возраста
(18 лет), определены в Семейном кодексе (п. 2
ст. 13).
При судебной отмене ограничений дееспособности попечительство прекращается соответствующим решением органа опеки и попечительства, а в случаях приобретения несовершеннолетним полной гражданской дееспособности - без такого решения.
Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти опекуна (попечителя) или подопечного (без вынесения решения органом опеки и попечительства). При этом подопечному может быть назначен другой опекун (попечитель) или органы опеки и попечительства могут избрать другую форму устройства недееспособного (душевнобольного), а также несовершеннолетнего подопечного (поместить его в детское государственное учреждение, передать на воспитание в приемную семью, на усыновление).
§4. Патронаж над дееспособными гражданами
Помимо опеки и попечительства необходимо рассказать также и о еще одном новом правовом институте гражданского права — патронаже. Под патронажем как особой формой попечительства в силу п. 1 ст. 41 ГК следует понимать регулярное (постоянное) оказание помощи в осуществлении прав, их защите и исполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному гражданину, нуждающемуся в такой помощи по состоянию своего здоровья: тяжелая болезнь, физические недостатки, преклонный возраст. Наличие у гражданина, нуждающегося в помощи, детей или других родственников, обязанных по закону оказывать ему поддержку и материальную помощь, не является препятствием для установления патронажа.
Попечитель (помощник) назначается органом опеки и попечительства по личному заявлению дееспособных лиц, нуждающихся в помощи. Их согласие на установление патронажа и назначение конкретного лица их попечителем (помощником) является обязательным условием. Вместе с тем это лицо должно отвечать требованиям законодательства, предъявляемым к опекунам и попечителям. Кроме того, попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного должен назначаться, как правило, по месту жительства подопечного.
Надзор за деятельностью попечителя (помощника) осуществляют органы опеки и попечительства по месту жительства подопечного. С жалобой на его действия в эти органы могут обратиться как сам подопечный, так и (в его интересах) любые другие лица (родственники, соседи, медицинские и социальные работники и др.).
Назначенный гражданам, указанным в законе, попечитель выступает лишь в качестве их помощника, советчика, человека, оказывающего практическую помощь в быту. Подопечный, являясь полностью дееспособным, имеет право сам совершать любые сделки и иные юридически значимые действия. При этом он в согласии или разрешении попечителя не нуждается. Свою помощь попечитель может осуществлять не в силу решения органа опеки и попечительства, а на основании договора поручения или договора о доверительном управлении имуществом, который заключается с самим подопечным - собственником имущества.
Сделки, направленные на удовлетворение бытовых потребностей подопечного и его содержание, попечитель (помощник) совершает с согласия подопечного или по его фактическому поручению. На эти цели используются, как правило, текущие доходы подопечного (пенсии, пособия, алименты и дополнительные средства, выплачиваемые по суду их совершеннолетними детьми и др.).
Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином прекращается: по требованию самого гражданина, находящегося под патронажем (независимо от мотивов этого требования); при помещении подопечного в лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения; по просьбе попечителя (помощника) при наличии уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление его обязанностей; при отстранении попечителя (помощника) от его обязанностей при ненадлежащем их выполнении, в том числе использование патронажа в корыстных целях, оставление подопечного без надзора и необходимой помощи.
Для прекращения патронажа необходимо решение соответствующего органа опеки и попечительства (принятие акта главой местной администрации). Патронаж прекращается также со смертью подопечного (без вынесения соответствующего решения).
Права и свободы граждан, их правовой статус определены в настоящее время в России не только Основным Законом нашей станы, но и Гражданским кодексом. И как думается, главная проблема здесь - недостаточность практической реализации вышеуказанных положений. В качестве причин такого положения дел нередко указывается и на неразвитость правовой культуры населения. Многие не знают даже об элементарных правах и возможностях, которые дарованы им Конституцией и гражданским законодательством.
Можно указать и на некоторые недостатки, имеющиеся в гражданском законодательстве. Так, например, недостаточно развита практика несостоятельности физических лиц. Все это создает и предпосылки для неразвитости субъективных прав и обязанностей вообще. Таким образом, в сфере субъективных прав и обязанностей граждан имеется еще широкое поле для законотворчества.
Однако нельзя не сказать и о тех положительных сдвигах, которые имеют-таки место в практической реализации правового статуса граждан, заложенного Конституцией и Гражданским кодексом. В частности, более четко разграничены права и обязанности и степень дееспособности несовершеннолетних, институт опеки и попечительства, впервые в законодательстве решается вопрос о банкротстве физических лиц. Эти институты содержат еще много вопросов, неясностей. Практика их разрешения зачастую не дает ответов на поставленные задачи. Однако то, что законодательство развивается в этом направлении, можно надеяться, что со временем законодательно будут законодательно даны ответы на возникающие вопросы. И здесь, как кажется, немаловажную роль должна сыграть судебная практика. Именно суды являются той мощной и быстрой проверкой на «выживаемость» тех или иных положений гражданского законодательства о правовом статусе граждан. Именно решения судов должны послужить своеобразным «катализатором» действенности нормативного акта.
Думается, что, таким образом, в вопросе о субъективных правах и обязанностях граждан, их реализации, в том числе и через институт опеки и попечительства, в настоящее время существует необходимость в трех элементах: повышение правовой культуры населения, богатая и объективная судебная практика реализации положений гражданского законодательства и, как следствие, постоянное дополнение и уточнение гражданского законодательства, регулирующего вопросы правового статуса граждан.
Список используемой литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.)/Вестник ВАС РФ 1994 г., №2.
3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ/СЗ РФ от 17 июня 1996 г., №25, ст. 2954.
4. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ/СЗ РФ от 5 декабря 1994 г., № 32, ст. 3301.
5. Жилищный кодекс
РСФСР (с изменениями и
6. Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г. (в ред. на 22 декабря 1994 г.)/Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1969, № 32, ст. 1085.
7. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//СЗ РФ от 23 декабря 1996 г. № 52 ст. 5880.
8. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»/СЗ РФ от 28 августа 1995 г. № 35, ст. 3506
9. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»/Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 г., №19, ст. 685.
10.Закон РФ от 6 июля
1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении
в Российской Федерации»/
11. Гражданское право. Учебник. / Под ред. проф. Сергеева А.П. и Толсстого Ю.К. М., 1999.
12. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. М., 1984.
13. Чефранова Е. Применение к
семейным отношениям норм
1 Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ/СЗ РФ от 5 декабря 1994 г., № 32, ст. 3301
2 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). /Под ред. О.Н. Садикова. - М.: Юридическая фирма Контракт: Иифра -М, 1998. -С. 69.
3 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). - С. 80. См.: Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г. (в ред. на 22 декабря 1994 г.)/Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1969. № 32, ст. 1085. В настоящее время Кодекс не действует.
4 См.: Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье»/СЗ РФ от 29 июля 1996 г. № 31, ст. 3721
5 См.: СЗ РФ от 23 декабря 1996 г. № 52 ст. 5880.
6 См.: Закон РФ от б июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации»/Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 18 июля 1991 г., №29.
7 См.: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»/СЗ РФ от 28 августа 1995 г. № 35, ст. 3506
8 См.: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) / Вестник ВАС РФ 1994 г., № 2. - С. 101.
9 См.: СЗ РФ от 8 августа 1994 г., № 15, ст. 1684.
10 См.: СЗ РФ от 12 августа 1996 г. № 33, ст. 3995
11 См.: Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»/Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 199Зг., №19, ст. 685.
12 См.: Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью»/СЗ РФ от 6 мая 1996 г. №19, ст. 2304.