Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 20:31, курсовая работа
Актуальность курсовой работы. Тот факт, что определенная часть правоспособных граждан полностью или частично не обладает дееспособностью, вызвал к жизни институт опеки и попечительства, который прежде всего имеет целью восполнить недостающую дееспособность этой категории граждан для обеспечения и защиты их интересов.
Введение……………………………………………………………………………
3
Глава 1 Порядок осуществления опеки, попечительства, патронажа…………………………………………………………………………..
6
1.1 Порядок осуществления опеки……………………………………………….
6
1.2 Порядок осуществления попечительства…………………………………….
10
1.3 Порядок осуществления патронажа………………………………………….
15
1.4 Проблемы опеки и попечительства и пути их решения…………………….
20
Заключение…………………………………………………………………………
25
Список использованных источников……………………………………
Орган опеки и попечительства, принявший заявление об установлении попечительства в форме патронажа, проводит обследование материально-бытового положения лица, нуждающегося в попечительстве в форме патронажа, с составлением акта, который заверяется личными подписями этого лица и лицами, проводящими обследование.
С учетом принятых документов и по результатам произведенного обследования орган опеки и попечительства готовит заключение о целесообразности установления попечительства в форме патронажа. При составлении заключения учитываются способность лица к выполнению обязанностей попечителя (помощника), его нравственные и иные личные качества, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в попечительстве в форме патронажа.
Попечитель (помощник) назначается органом опеки и попечительства в течение одного месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления попечительства в форме патронажа над гражданином.
Граждане, находящиеся под патронажем, являются полностью дееспособными, они вправе самостоятельно совершать все необходимые сделки по управлению своим имуществом и доходами. Попечитель (помощник) оказывает необходимую помощь и содействие на основе поручений, установленных в результате заключения договора поручения в соответствии с правилами главы 49 ГК РФ. Управление имуществом подопечного осуществляется помощником на основе договора о доверительном управлении имуществом (глава 53 ГК РФ) [1].
Попечитель, его супруг и близкие родственники не вправе совершать сделки с самим подопечным, а также представлять его интересы при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом попечителя и их близких родственников.
Обязанности по попечительству в форме патронажа исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Попечители (помощники) обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
Попечители (помощники) обязаны извещать орган опеки и попечительства о перемене места жительства подопечного совместно с попечителем, самого попечителя или подопечного. При этом для осуществления своих обязанностей попечитель (помощник) не обязан проживать совместно со своим подопечным.
Органы опеки и попечительства ведут учет лиц, в отношении которых установлены попечительство в форме патронажа, и осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав, и интересов подопечных. По результатам обследования составляется акт, который заверяется личными подписями лиц, проводивших обследование, и приобщаем к личному делу подопечного.
Попечители (помощники) могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей мри наличии уважительных причин: болезнь, изменение имущественного положения, при отсутствии взаимопонимания с подопечным и т.п., при помещении подопечного на постоянное место жительства в соответствующее лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение, если это не противоречит интересам подопечного. Попечитель (помощник) может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей
Также попечитель (помощник) может быть отстранен и от исполнения им своих обязанностей и выполнения им возложенных на него обязанностей, в том числе при использовании им попечителя в корыстных целях, а также при оставлении подопечного без необходимого ухода и помощи.
В указанных случаях орган опеки и попечительства готовит заключение о нецелесообразности выполнения попечительских обязанностей данным лицом. Решение об освобождении или отстранении попечителя (помощника) от исполнения им своих обязанностей принимается органом опеки и попечительства в соответствии со статьей 39 ГК РФ и приобщается к личному делу подопечного [1].
Указанные случаи являются основанием для прекращения обязанностей попечителя конкретного лица, но не самого попечительства в форме патронажа (при освобождении или отстранении от обязанностей попечителя нуждающемуся лицу по его просьбе и с его согласия назначается новый попечитель (помощник)).
Основаниями для прекращения патронажа над гражданином являются:
- требование гражданина, находящегося под патронажем о прекращении патронажа;
-смерть лица, находящегося под патронажем.
Таким образом, в соответствии со статьей 41 ГК РФ над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои установленные законом обязанности, по их просьбе устанавливается попечительство в форме патронажа. Под патронажем как формой попечительства понимается регулярное оказание помощи в осуществлении прав, их защите и выполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному лицу, нуждающемуся в этом по состоянию своего здоровья: болезнь, физические недостатки, немощность по старости.
Важными характерными признаками, отличающими патронаж от других предусмотренных законом форм попечительства, являются: наличие у опекаемого лица гражданской дееспособности в полном объеме; личное волеизъявление указанного лица на установление над ним попечительства в форме патронажа.
1.4 ПРОБЛЕМЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
В рамках действующего законодательства широкий спектр обязанностей возлагается на опекунов и попечителей несовершеннолетних лиц. В их обязанности также состоят в совместном проживании с ребенком и постоянном с ним общении, заботе о его воспитании и обучении, обеспечении не только материальных, но и духовных условий для физического, интеллектуального и нравственного развития (п. 3 ст. 36 ГК РФ) [1]. Надлежащее исполнение названных обязанностей возможно только при условии внутреннего желания, твердой установки опекуна, осознания им своего духовно-нравственного долга перед подопечным или, например, перед его умершими родителями.
Одной из наиболее актуальных проблем социальной политики России является проблема места детей-сирот в обществе. На всем жизненном пути ребенка, лишенного семьи, поджидают трудности. Актуальным для современной России является вопрос о ликвидации такого явления, как детские дома, интернаты и приюты. Ведь подобные социальные учреждения не могут воспитать полноценную личность. Единственным выходом для становления ребенка является усыновление, опека и попечительство. Но и здесь несовершеннолетнего ребенка и его будущих родителей ждет ряд нормативно-правовых проблем, с которыми не каждый готов столкнуться.
Практика применения положений гражданского и семейного законодательства об опеке и попечительстве показала, что назрела необходимость проведения комплексной реформы этого института. Действующие нормы Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации не позволяют разрешить целый ряд вопросов, связанных с назначением опекунов и попечителей, с выдачей разрешений на отчуждение жилых помещений и иного имущества подопечных, с привлечением опекунов и попечителей к ответственности и пр.
Кроме того, на данном этапе коренным образом изменились социальные отношения по устройству граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Например, развитие отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, повлекло возникновение в регионах России новых форм опеки и попечительства, которые не получают пока необходимого законодательного оформления.
В настоящее время в коррекции нуждаются правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах. Несоизмеримость бюрократической направленности процедуры опеки и возможностей большинства, желающих стать опекунами ставит ребром необходимость упрощения процедуры опеки и попечительства. Несмотря на принятие новых законов в 2013 году ситуация по-прежнему остается критической.
В рамках курсовой работы необходимо особенно выделить проблему коллизионности норм в сфере нормативно-правового регулирования опеки и попечительства. Например, в ч. 4 ст. 29 Закона «Об опеке и попечительстве» указывается: «Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя» [3]. Совершенно иное содержание имеет ч. 2 п. 2 ст. 39 ГК РФ после внесения в нее соответствующих изменений: «Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, в том числе временно» [1]. Буквальное толкование данной нормы дает основание утверждать, что освобождение в силу данных обстоятельств возможно только по инициативе органа опеки и попечительства. Здесь имеет место нарушение правил юридической техники, в связи с чем целесообразно привести в соответствие нормы ГК РФ и Закона «Об опеке и попечительстве» [3].
Поскольку в настоящее время закон предоставляет возможность осуществления опеки и попечительства различным организациям, в которых находится подопечный в связи с лечением либо оказанием ему социальных, образовательных или иных услуг, существенно повышается вероятность злоупотреблений либо некомпетентности при осуществлении этих функций.
Требует уточнения гражданско-правовой статус органов опеки и попечительства. С одной стороны, как и любые органы публичной власти, они не могут обладать статусом юридического лица и действуют от имени и в интересах соответствующего публичного образования; в частности, органы опеки и попечительства действуют от имени соответствующего субъекта РФ. С другой стороны, они вправе и обязаны участвовать в гражданском обороте и защищать интересы подопечных в период, когда опекун или попечитель еще не назначен, а также заключать договоры о возмездном осуществлении опеки или попечительства.
Существование договорной и внедоговорной форм опеки и попечительства связано с безвозмездной и возмездной опекой (попечительством), что относится не к форме, а к сути. Другое дело, что безвозмездная опека облекается во внедоговорную форму, т.к. для ее назначения достаточно акта публичной власти – акта органа опеки и попечительства. Возмездная опека (попечительство) помимо такого акта требует облечения в частноправовую, договорную форму. Более детальная классификация форм опеки и попечительства позволила автору детально рассмотреть договор об осуществлении опеки и попечительства в обычном ее понимании («классическая») опека, договор о приемной семье и договор о патронатной семье (о патронате, о патронатном воспитании). Характеризуя современное состояние правового регулирования этих договоров, диссертант обращает внимание на «экспансию» гражданского права в регулирование семейных отношений, хотя нередко это противоречит самому существу семейных отношений. Создается впечатление, что таким «волевым» способом законодатель решил положить конец научной дискуссии о комплексном характере правового института опеки и попечительства, а заодно и об отраслевой самостоятельности семейного права. Особенно тяжело это отразилось на патронатной семье, т.к. превращение ее в разновидность опеки повлекло утрату ее внутренней сущности, а именно, возможности оказывать помощь детям, оказавшимся не обязательно без попечения родителей, а в любой трудной жизненной ситуации, при одновременном сохранении для них кровной семьи как «de facto», так и «de iure». По существу, свернутой оказалась инициатива субъектов РФ, которые широко использовали возможности, предоставленные им ч. 2 ст. 123 СК РФ и предусмотрели различные формы патронатного воспитания.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать ряд выводов.
В условиях современной России возникла острая необходимость расширения перечня лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве. В частности, в опеке нуждаются лица, не могущие быть признанными недееспособными в силу психического расстройства, в то же время не могущие самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности, например, находящиеся в коматозном состоянии, в состоянии амнезии и т.п. В попечительстве нуждаются лица, страдающие токсикоманией, игроманией или иной пагубной зависимостью и тем самым ставящие свою семью и /или себя самих в тяжелое материальное положение. В связи с этим необходимо дополнить ст. 31 ГК РФ и ст. 13 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» нормами, предусматривающими возможность назначения опеки или попечительства по заявлению самого лица, нуждающегося в попечительстве, либо по заявлению членов его семьи; в последнем случае опека или попечительство должны назначаться судом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей курсовой работе проанализирована опека, попечительство, патронаж, как форма защиты отдельных категорий граждан. В результате проведенного исследования можно сказать следующее.
Опека – это форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Попечительство – это форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Попечительство отличается от опеки основаниями возникновения и тем, что попечитель не самостоятельно совершает от имени подопечного сделки, а лишь даёт согласие на их совершение. Остальные обязанности опекуна лежат и на попечителе.
В соответствии со статьей 41 ГК РФ над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои установленные законом обязанности, по их просьбе устанавливается попечительство в форме патронажа. Под патронажем как формой попечительства понимается регулярное оказание помощи в осуществлении прав, их защите и выполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному лицу, нуждающемуся в этом по состоянию своего здоровья: болезнь, физические недостатки, немощность по старости.
Информация о работе Опека, попечительство, патронаж, как форма защиты отдельных категорий граждан