Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 06:09, доклад
По-иному подходит к данному вопросу В.В. Денисенко, считающий, что "предупреждение является мерой воспитательного воздействия... Наряду с этим данный вид наказания служит и предостережением о недопустимости совершения противоправных деяний в будущем" <5>. Нет необходимости спорить с изложенной позицией ученого, но все же думается, что основное предназначение административного наказания в виде предупреждения заключается прежде всего в порицании совершенного нежелательного для общества поступка со стороны отдельных граждан. Санкции правовых норм призваны в первую очередь выполнять наказательные функции, обеспечивая тем самым реализацию принципа неотвратимости наказания.
------------------------------
<15> СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1458; 1998. N 35. Ст. 4464.
При
этом Конституционный Суд в целях
совершенствования
------------------------------
<16>
См.: Тимошенко И.В. Конфискация
имущества как мера
В данном случае уместно вспомнить существенное уточнение С.С. Студеникина об отличии конфискации от административного штрафа. Во-первых, между ними имеется сходство - указанные наказания являются имущественными. В то же время между ними имеется принципиальное различие - административный штраф характеризуется определенностью, его размер определяется компетентным органом строго в рамках соответствующей статьи закона. При конфискации же предметов или объектов правонарушения юрисдикционные органы лишены возможности устанавливать какие-либо пределы конфискации: конфискуется обычно все имеющее отношение к проступку имущество независимо от его стоимости <17>.
------------------------------
<17>
См.: Студеникин С.С. Советское
административное право:
Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права установлено за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП России. Лишение специального права назначается судьей. Важным моментом является особенность данной правовой нормы, заключающейся в том, что за совершение административного правонарушения лицо может быть лишено только того специального права, которым правонарушитель обладал на момент совершения инкриминируемого проступка.
В практической деятельности нельзя исключать возможной проблемы при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Часть 3 ст. 27.10 КоАП России предусматривает изъятие у правонарушителя в установленном порядке удостоверения пилота. Анализ других нормативных актов свидетельствует о несогласованности терминов, использованных в КоАП России и других ранее принятых законах. Например, авторы одного из комментариев к КоАП России делают по данному поводу существенное уточнение. В ст. 57 Воздушного кодекса РФ предусмотрен "действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика)", а Положением о классификации специалистов гражданской авиации, утвержденным МГА 19 декабря 1988 г. N 44/И (с изм. и доп. в соответствии с указанием ФАС России от 25 апреля 1996 г. N ДВ-58/и), определяется порядок выдачи свидетельства соответствующей категории (пилот-любитель, пилот коммерческой авиации, линейный пилот, штурман и др.) и класса пилотам и другим специалистам гражданской авиации. Поэтому, по мнению авторов Комментария, более точным было бы использование в ст. 27.10 Кодекса термина "свидетельство пилота" <18>. Такой комментарий находим убедительным и правильным.
------------------------------
<18> Более
подр. см.: Комментарий к Кодексу
Российской Федерации об
Административный арест - лишение гражданина, совершившего административное правонарушение, свободы и тем самым временная изоляция его от общества на срок, назначенный судьей. Административный арест является мерой исключительной и применяется за наиболее тяжкие проступки (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, неисполнение законного распоряжения судьи, нарушение требований режима чрезвычайного положения и пр.). Данный вид административного наказания в соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП России устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за совершение строго определенных законом видов административных проступков.
В Республике Казахстан продолжительность административного ареста иная. Часть 2 ст. 63 КоАП Республики Казахстан допускает при назначении наказаний за совершение нескольких правонарушений, рассматриваемых одним органом административной юрисдикции, максимальный размер административного ареста до 30 суток, а административного ареста, налагаемого за нарушение требований режима чрезвычайного положения, - 45 суток. Опыт соседнего государства следует изучить и, возможно, использовать.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП России административный арест не применяется к: беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; лицам, не достигшим 18-летнего возраста; инвалидам I и II групп.
Трудно дать однозначную оценку подходу законодателя к этому вопросу. С одной стороны, наказание в виде административного ареста всегда указывается в конкретной санкции как вариант, у правоприменителя есть возможность альтернативного выбора одного из содержащихся в санкции видов наказаний. Совершенно правильно в специальной литературе подвергнуты критике предложения о безальтернативном применении административного ареста за ряд серьезных проступков <19>. С другой стороны, норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 3.9 КоАП России, нуждается, по нашему мнению, в дополнении. Предполагаем в целях гуманизации данной нормы перечень предусмотренных в ней субъектов ответственности сделать открытым. Интересы привлекаемых к ответственности лиц должны быть защищены не только возможностью альтернативного применения административного ареста, но и расширением круга субъектов рассматриваемых административно-деликтных отношений. В юридической литературе вполне правомерно высказываются предложения о необходимости дополнения указанного перечня, например, словами "женщины, достигшие 55 лет и старше; мужчины, достигшие возраста 60 лет и старше" <20>.
------------------------------
<19>
См., напр.: Татарян В.Г., Татарян Е.Е.
Административный арест и его
исполнение в свете
<20> Татарян В.Г., Татарян Е.Е. Указ. соч. С. 160.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП России только судьями районных судов, а в случае совершения административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.
Буквальное понимание содержания приведенной правовой нормы позволяет говорить об исключении из числа субъектов правоприменения в данном административно-деликтном правоотношении мировых судей. Думается, что это не совсем верно, хотя им предоставлено право рассмотрения уголовных и гражданских дел. Совершенно непонятно, почему мировые судьи не наделены правом принятия решений об административном выдворении. Вопрос может быть решен в связи с предложениями о передаче всех дел об административных правонарушениях в ведение мировых судей. Федеральные судьи должны стать апелляционной инстанцией и рассматривать жалобы <21>, в том числе и на решения мировых судей об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
------------------------------
<21> См.: Всеволодов С., Багаутдинов Ф. Смешение терминов затрудняет правоприменение // Российская юстиция. 2002. N 11. С. 21.
Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства как административное наказание не следует также смешивать с применяемым в Федеральном конституционном законе от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении" понятием "выдворение". В соответствии с указанным Федеральным конституционным законом выдворение вправе принимать назначаемый указом Президента Российской Федерации комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение. Обращает на себя внимание, что административно-юрисдикционный статус указанного должностного лица не определен КоАП России, что категорически лишает его права применения административных наказаний, к тому же отнесенных законом к исключительной компетенции только судей. Следовательно, предусмотренное Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении" выдворение не является по своей правовой природе административным наказанием и должно применяться в соответствии с этим Федеральным конституционным законом, имеющим высшую юридическую силу по сравнению с КоАП России, который является просто федеральным законом.
Дисквалификация
заключается в лишении
Часть 3 ст. 3.11
КоАП России предусматривает применение
дисквалификации к лицам, осуществляющим
организационно-
------------------------------
<22> См.: Российская юстиция. 2003. N 8. С. 78.
Включение в КоАП России указанной статьи в среде административистов в большинстве своем вызывает неприятие. Начиная со стадии подготовки проекта КоАП России, внесенные предложения о включении в перечень формировавшихся тогда видов наказаний дисквалификации не получали понимания и повсеместной поддержки. В частности, против указанной новеллы выступала М.С. Студеникина, сомнения которой в целесообразности нововведения заключались в том, что деяния, за которые предлагалось применять дисквалификацию, как правило, сопряжены с причинением крупного ущерба и охватываются ст. 195 - 197 УК РФ, в соответствии с которыми возможно применение дополнительной меры наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Отсутствие особых квалифицирующих признаков, позволяющих отграничить преступление от административного проступка, может повлечь необоснованное выведение ряда лиц из сферы действия уголовного закона <23>. К сожалению, это суждение не было учтено.
------------------------------
<23> См.:
Студеникина М.С. Административ
В последнее время категоричность суждений ученых о неприятии данной меры административно-правового наказания сменилась критикой отдельных ее элементов. К оппонентам дисквалификации в первую очередь следует отнести известного административиста В.Д. Сорокина. Во-первых, обоснованно считает он, совершенно неуместно применение в данном контексте термина "физическое лицо". Судя по наименованию должностей, определяющих весьма обширные и ответственные функции их носителей, законодателю следовало бы употребить в ч. 1 ст. 3.11 КоАП России официально признанный в административном праве термин "должностное лицо".
Другим основанием для сомнений В.Д. Сорокина является включение в определение данного вида административного наказания индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. По мнению ученого, искусственность такого "включения" в перечень ответственных руководителей высокого ранга названной категории лиц понятна, "если представить, кем является данное лицо по роду своих предпринимательских занятий" <24>. Здесь профессор В.Д. Сорокин усматривал для предпринимателя миссию стрелочника.
------------------------------
<24> Сорокин
В.Д. Правовое регулирование:
Информация о работе Оптимизация системы административных наказаний