Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:48, контрольная работа
Существует две точки зрения на предмет вмешательства в экономику государства. Первую провозгласил Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он говорил, что рынок - это саморегулирующаяся система, которая не требует ничьего вмешательства. Вторая точка зрения появилась значительно позже в конце 19 века. Аналитики пришли к выводу, что рынок - это институт имеющий ряд слабых мест, негативные последствия которых может и должно сглаживать государство. Первым прецедентом вмешательства государства в экономику стало принятие в 1890 году в США антимонопольного закона Шермана. Принятие, которого было вызвано созданием Джоном Рокфеллером нефтяной компании «Стандарт оил», которое монополизировало рынок нефтепродуктов.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1: Основы государственного регулирования экономики в зарубежных странах………………………………………………………………………………4
1.1 Предмет и цели государственного регулирования экономики в зарубежных странах ………………………………………………………………………………4
1.2. Концепции регулирования рыночной экономики………………………...….6
1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики ……………..7
Глава 2: Опыт государственного экономического планирования в развитых и развивающихся странах.…………………………………….…………………..17
2.1 Государственное планирование в Японии…………..……….……………17
2.2 Государственное планирование во Франции…….…………………...…..20
2.3 Государственное планирование в Южной Корее………………...………23
Список использованной литературы……………………………………...…..25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ТЕМА: Опыт государственного регулирования экономических процессов в развитых странах мира.
группа 26920
Тюмень 2013
Регистрационный
номер
________________
Регистрационный
номер (кафедра)
________________
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1: Основы государственного регулирования
экономики в зарубежных странах……………………………………………………………
1.1 Предмет и цели государственного
регулирования экономики в зарубежных
странах ………………………………………………………………………………
1.2. Концепции регулирования рыночной
экономики………………………...….6
1.3. Типы экономических систем и модели
рыночной экономики ……………..7
Глава 2: Опыт государственного экономического
планирования в развитых и развивающихся
странах.…………………………………….………………
2.1 Государственное планирование
в Японии…………..……….……………17
2.2 Государственное планирование во Франции…….…………………...…..20
2.3 Государственное
планирование в Южной Корее…………
Список использованной
литературы……………………………………...…..
Введение
Существует две точки зрения на предмет
вмешательства в экономику государства.
Первую провозгласил Адам Смит в своей
книге «Исследование о природе и причинах
богатства народов». Он говорил, что рынок
- это саморегулирующаяся система, которая
не требует ничьего вмешательства.
Вторая точка зрения появилась значительно
позже в конце 19 века. Аналитики пришли
к выводу, что рынок - это институт имеющий
ряд слабых мест, негативные последствия
которых может и должно сглаживать государство.
Первым прецедентом вмешательства государства
в экономику стало принятие в 1890 году в
США антимонопольного закона Шермана.
Принятие, которого было вызвано созданием
Джоном Рокфеллером нефтяной компании
«Стандарт оил», которое монополизировало
рынок нефтепродуктов. Следующим шагом
в расширении государственного регулирования
стала разработка «нового курса» Ф. Д.
Рузвельта для преодоления Великой Депрессии
в США, вызванной мировым экономическим
кризисом 1929-1934 г.г. Этот новый курс стал
основой для появления новой модели экономической
системы - смешанной экономики.Теория
государственного регулирования рыночной
экономики была, как известно, построена
Дж. М. Кейнсом и его последователями. Кейнс
сделал вывод про то, что выход из глубокого
кризиса, увеличение объёмов производства
и уровня занятости невозможны без активного
участия государства, которое должно не
только стимулировать снижение дисконтной
нормы коммерческих банков (процента),
но и осуществлять масштабные государственные
закупки с целью увеличения платежеспособного
совокупного спроса. Кроме того, государство
должно выплачивать социальные пособия
безработным, людям преклонного возраста
и другим неработоспособным членам общества
с целью не допустить социального взрыва.
Глава 1.
Основы государственного регулирования
экономики
в зарубежных странах.
1.1. Предмет и
цели государственного
Важнейшую
роль в жизни любого общества играет государство,
которое выступает как форма его политической
организации. Государство определяет
поведение и жизнедеятельность людей,
устанавливает общественный строй на
определенной территории. Его основное
назначение состоит в защите существующего
строя и порядка посредством политической
воли, авторитета власти, принуждения
и других методов.
Государство
возникло вследствие общественного разделения
труда, появления частной собственности
и сложившихся общественных отношений.
На протяжении всего периода человеческого
развития понятие государства непременно
отождествлялось с понятием власти.
Сегодня
государство рассматривается как основное
орудие политической власти, признаками
которого являются наличие органов и учреждений,
осуществляющих функции власти; системы
правовых норм и актов; определенной территории,
на которую распространяется его юрисдикция.
Основой
государственного управления1 в любой стране является государственная
власть. Сильная, дееспособная власть
– это первое условие успешного государственного
управления.
В своем
управленческом воздействии государство
опирается на право, использует силу права,
применяет ту или иную его форму.
Основанное
на силе власти и верховенстве права государственное
управление представляет собой очень
сложную систему. Комплексный, многоплановый
и многогранный характер, что требует
выделения в его составе отдельных элементов:
сторон, сфер, объектов, учета их сложных
взаимосвязей и проявлений.
В
качестве объекта государственного регулирования
может выступать национальная экономика.
Все ее подсистемы – регионы, отрасли.
Сферы, социально-экономические процессы
и явления.
Предметом
науки государственного регулирования
экономики является изучение моделей
государственного регулирования экономики
зарубежных стран.
Содержанием
государственного регулирования экономики
является организация регулирующих воздействий
государства на развитие национальной
экономики и ее отдельных подсистем в
заданном направлении.
Цели государственного регулирования
экономики в зарубежных странах:
1. Укрепление строя и его адаптация к изменяющимся
условиям.
2. Выравнивание экономических циклов.
3. Совершенствование структуры народного
хозяйства.
4. Стабилизация денежного обращения.
5. Поддержание нормальной занятости.
6. Социальный мир.
7. Внешнеэкономическое равновесие.
8. Стабильность цен.
9. Поддержание конкуренции.
10. Защита, сохранение окружающей среды.
Стратегическая цель: экономическая и
социальная стабильность, рост жизненного
уровня населения.
1.2. Концепции регулирования
рыночной экономики
На различных этапах становления
и развития рыночной экономики менялось
отношение к вмешательству государства
в эти процессы. Если в период формирования
рыночных отношений (XVII-XVIII вв.) признавалась
необходимость государственного регулирования
торговли, промышленности, то в конце XVIII
в. вмешательство государства расценивалось
как помеха, сдерживающая развитие самих
рыночных отношений. Это не могло не сказаться
на развитии экономической мысли и обусловило
появление различных концепций регулирования
рыночной экономики. В период заката феодализма
и перехода к капитализму возник меркантилизм,
который стал экономическим учением и
экономической политикой периода раннего
капитализма (XV-XVII вв.)2
Представители
школы меркантилизма выступали за активную
государственную экономическую политику,
отражающую интересы торгового капитала
(крупных торговых монополий) и содействующую
развитию торговли и промышленности, работающей
на экспорт.
Главной
задачей меркантилистской политики было
привлечение в страну возможно большего
количества золота и серебра: чем больше
денег, тем богаче государство.
В развитии меркантилизма выделяют два
этапа:
- ранний этап, для которого характерна
политика денежного баланса; ее цель удержание
денег в стране;
- поздний этап, во время которого проводилась
политика торгового баланса, направленная
на увеличение запаса золота и серебра
путем активного сальдо по торговому балансу
(т.е. превышение вывоза над ввозом).
1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики
Экономика
любой страны – это сложная экономическая
система, обладающая множеством особенностей
и отличительных черт. Экономическая система
представляет собой совокупность всех
экономических процессов и базируется
на сложившихся в ней формах собственности
на экономические ресурсы и результаты
хозяйственной деятельности, на присущих
ей формах организации и способах регулирования
хозяйственной деятельности на всех уровнях
управления.3
Особенности
проявления всех экономических процессов
формируют различные типы экономических
систем. На сегодняшний день в мировой
практике насчитывается несколько типов
экономических систем, которые существенно
отличаются друг от друга и имеют многообразные
формы (модели) проявления. Важнейшие из
них: рыночная экономика, которая, в свою
очередь, выделяет рыночную экономику
свободной конкуренции (чистый капитализм)
и современную рыночную экономику, и административно-командная
система.
Отличительными
чертами рыночной экономики свободной
конкуренции являются частная собственность
и свобода всех участников экономической
деятельности. Но если в экономике свободной
конкуренции все фундаментальные задачи
экономического развития страны решаются
через рынок и цены, то в современной рыночной
экономике наблюдается активное вмешательство
государства в процессы развития национальной
экономики.
Эволюция
данного типа хозяйства позволяет говорить
о многообразии моделей рыночной экономики,
складывающихся на основе одной и той
же формы хозяйствования и даже при одном
и том же техническом базисе. Так, например,
можно выделить модели рыночной экономики
– США, Франции, Англии, Японии и др., которые
существенно отличаются друг от друга:
посферам действия рынка и государства,
по формам и методам государственного
регулирования экономики и т.д.
Сегодня выделяют следующие модели рыночной
экономики:
- саксонскую (США, Канада, Англия) – неограниченная
свобода предпринимательства;
- западноевропейскую (Франция, Италия, Испания, Португалия) – активное государственное регулирование, большая доля государственного сектора;
- социально-ориентированную (Германия, Австрия, Голландия) – подчеркнута социальная направленность государства;
- скандинавскую (Швеция, Дания, Норвегия) - паритетность государственного и частного капитала, ярко выраженная социальная направленность;
- патерналистскую (Япония) – усиленное государственное регулирование, использование традиций в современном способе производства.
Рассмотрим несколько примеров.
Модель рыночной экономики США – это вариант
с минимальным участием государства в
регулировании экономики. Сфера рынка
преобладает над государственным сектором,
а государство выполняет минимально необходимые
функции в сфере денежного обращения,
экологии, в производстве товаров и услуг
коллективного пользования. Оно обеспечивает
правовую базу эффективного функционирования
рыночной системы, защиту конкуренции,
перераспределения богатства, контроль
за уровнем занятости и инфляции, стимулирование
экономического роста, структуры национального
продукта.
В 80-гг.
Около 4/5 валового национального продукта
в США обеспечивалось рыночной системой,
и лишь 1/5 производилась под контролем
государства. При этом регулирующее воздействие
государство осуществляло в основном
экономическими методами. Однако при свободе
предпринимательства в США государство
заказывает научную и военную продукцию,
закупает около 30% продукции частных фирм.
Максимально
допустимое государственное вмешательство
можно наблюдать, например, в Швеции, в
Австрии, Германии, Японии. В моделях рыночной
экономики этих стран государство обеспечивает
условия для эффективного хозяйствования,
стабилизацию экономического развития,
регулирование социальных отношений.
Однако и эти модели имеют существенные
различия.
Шведская модель отличается сильной социальной
политикой, направленной на сокращение
имущественного неравенства путем перераспределения
доходов в пользу наименее обеспеченных
слоев населения. Государство решает проблемы
обеспечения высокого уровня жизни населения,
а производством занимаются частные предприятия.
Не вмешиваясь в дела фирм, государство
активно действует на рынке труда, в социальной
сфере по принципу: производство частное,
а социальное развитие – для всех. В стране
высокий уровень занятости населения,
расходы бюджетв составляют 60-70 % ВВП (инвестиции.
Здравоохранение, пенсионный фонд, социальное
страхование и т.д.).
Модель
социального рыночного хозяйства ФРГ
сформировалась в послевоенной германии
в результате хозяйственной реформы, основоположником
и организатором которой был министр народного
хозяйства ФРГ, а затем ее канцлер Людвиг
Эрхард. Социальное рыночное хозяйство
он определял как «хозяйство, базирующееся
на принципах свободной конкуренции, свободного
выбора предметов потребления, свободы
раскрытия и процветания личности». При
этом государство активно формирует среду
для обеспечения высокоэффективной хозяйственной
деятельности. На социальные нужды направляются
третья часть государственного бюджета
и значительные средства предприятий.
Государство доплачивает гражданам на
образование, квартплату, детей. Человек
защищен на все случаи жизни: страхование
пенсионное, по безработице, по болезни,
от несчастного случая. Предприятия тратят
на социальные нужды 30 % от аналогичных
государственных выплат.
В
Японии сложилась система взаимоотношений
государства и общества, предусматривающая
жесткую опеку жизни и деятельности человека.
Она сыграла положительную роль, превратив
страну в великую державу при скудных
природных ресурсах. Японской модели присуще
стимулирование высокой конкурентоспособности
национальной продукции на мировом рынке
через активную поддержку перспективных
отраслей. В то же время государство занимает
нейтральную позицию в отношении имущественного
положения своих граждан.
Но, характеризуя современные рыночные
модели, следует отметить, что все они
являются моделями более высокого уровня
в сравнении с рыночной экономикой свободной
конкуренции: это модели организованного
рынка, они развиваются и функционируют
в условиях различных форм экономического
монополизма, государственного регулирования
экономики.
Характерными
чертами административно-командной модели
экономики, примером которой может служить
экономика бывшего СССР, являются: общественная
(а в реальности государственная) собственность
практически на все экономические ресурсы;
адресное директивное планирование, обеспечивающее
прямое управление экономикой из единого
центра; полный контроль государства за
производством и распределением, жесткая
централизация в распределении всех видов
ресурсов, капитальных вложений; преобладание
административно-
Такая система
свела на нет самостоятельность основных
звеньев экономики - предприятий и организаций,
предприимчивость работников и их заинтересованность
в результатах труда и в итоге привела
к глубокому застою, а в последствии и
кризису экономики. Успешно функционировавшая
в чрезвычайных и экстремальных ситуациях
(голод, война, разруха) командно-административная
система оказалась несостоятельной в
мирной жизни при поступательном развитии
общества. Перед постсоциалистическими
государствами встала задача реформирования
их экономических систем.
Реальная практика постоянно
подтверждает системный характер экономики.
Объективно существующие экономические
системы находят свое научное отражение
в теоретических (научных) экономических
системах. Первый развернутый анализ экономики
как системы был дан основоположником
классической школы политэкономии А.Смитом
в его главном научном труде «Исследование
о природе и причинах богатства народов»(в
принятом сокращении – «Богатство народов»),
вышедшем в свет в 1776 году. Из последующих
научных экономических систем следует,
прежде всего, выделить системы, созданные,
Д.Рикардо (1817 г.), Ф,Листом (1841 г.), Дж.С.Миллем
(1848г.), К.Марксом (1867г.), К.Менгером (1871г.),
А.Маршаллом (1890г.), Дж.Кейнсом (1936г.), П.Самуэльсоном
(1951г.)
Современная
рыночная экономика (современный капитализм).
По сравнению со всеми предшествующими
рыночная система оказалась наиболее
гибкой: она способна перестраиваться,
приспосабливаться к изменяющимся внутренним
и внешним условиям. В развитой рыночной
экономике существенные изменения претерпевает
хозяйственный механизм. Плановые методы
хозяйствования получают дальнейшее развитие
в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой
системы управления. В то же время на макроуровне
развитие плановых методов связано с государственным
регулированием экономики.4
Планомерность
выступает как средство активного приспособления
к требованиям рынка. В результате и ключевые
задачи экономического развития получают
новое решение. Так, вопрос об объеме и
структуре производимой продукции решается
на основе маркетинговых исследований
в рамках фирм, а также анализа приоритетных
направлений НТП, прогноза развития общественных
потребностей на макроуровне. Прогноз
рынка позволяет заблаговременно сокращать
выпуск устаревающих товаров и переходить
к качественно новым моделям и видам продукции.
Маркетинговая система управления производством
создает возможность еще до начала производства
приводить индивидуальные затраты компаний,
выпускающих основную массу товаров данного
вида, в соответствие с общественно необходимыми
затратами.
Государственные
отраслевые и общенациональные программы
(планы) также оказывают существенное
влияние на объем и структуру производимых
товаров и услуг. Обеспечивая их большое
соответствие изменяющимся общественным
потребностям.
Хозяйственный
механизм административно-командной системы
имеет ряд особенностей, Он предполагает,
во-первых, непосредственное управление
всеми предприятиями из единого центра
– высших эшелонов государственной власти,
что сводит на нет самостоятельность хозяйственных
субъектов. Во-вторых, государство полностью
контролирует производство и распределение
продукции, в результате чего исключаются
свободные рыночные взаимосвязи между
отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный
аппарат руководит хозяйственой деятельностью
с помощью преимущественно административно-
При чрезмерной
централизации исполнительной власти
развивается бюрократизация хозяйственного
механизма и экономических связей. Полное
огосударствление хозяйства вызывает
монополизацию производства и сбыта продукции,
что порождает дефицит реально необходимой
продукции.
В соответствии
с господствовавшими идеологическими
установками задача определения объема
и структуры продукции считалась слишком
серьезной и ответственной, чтобы передать
ее решение самим непосредственным производителям
– промышленным предприятиям, колхозам
и совхозам.
Поэтому структура общественных потребностей
определялась непосредственно центральными
плановыми органами. Однако поскольку
детализировать и предвидеть изменение
общественных потребностей в таких масштабах
принципиально невозможно, эти органы
руководствовались преимущественно задачей
удовлетворения минимальных потребностей.
Значительная часть ресурсов в соответствии
с господствовавшими идеологическими
установками направлялась на развитие
военно-промышленного комплекса.
Модели в рамках систем.
В каждой системе существуют свои национальные
модели организации хозяйства, так как
страны отличаются историей, уровнем экономического
развития, социальными и национальными
условиями. Так, в административно-командной
системе существовали советская модель,
китайская и др. В современной капиталистической
системе также существуют различные модели.
Отметим наиболее известные из них.
Американская модель
построена на системе всемирного поощрения
предпринимательской активности, обогащения
наиболее активной части населения. Малообеспеченным
группам создается приемлемый уровень
жизни за счет частичных льгот и пособий.
Задача социального равенства здесь вообще
не ставится. Эта модель основана на высоком
уровне производительности труда и массовой
ориентации на достижение личного успеха.
Японская модель характеризуется
определенным отставанием уровня жизни
населения (в том числе уровня заработной
платы) от роста производительности труда.
За счет этого достигается снижение себестоимости
продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности
на мирововм рынке. Препятствий имущественному
расслоению не ставится. Такая модель
возможна только при исключительно высоком
развитии национального самосознания,
приоритете интересов нации над интересами
конкретного человека, готовности населения
идти на определенные материальные жертвы
ради процветания страны.
Шведская модель
отличается сильной социальной политикой,
направленной на сокращение имущественного
неравенства за счет перераспределения
национального дохода в пользу наименее
обеспеченных слоев населения. Здесь в
руках государства находится всего около
4% основных фондов, зато доля государственных
расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП,
причем более половины из этих расходов
направлялось на социальные цели. Естественно,
это возможно только в условиях высокой
нормы налогообложения. Такая модель получила
название «функциональная социализация»,
при которой функция производства ложится
на частные предприятия, действующие на
конкурентной рыночной основе, а функция
обеспечения высокого уровня жизни (включая
занятость, образование, социальное страхование)
и многих элементов инфраструктуры (транспорт,
НИОКР) – на государство.
Рассмотрим характерные черты основных
типов экономических систем.5
Одной из главных
предпосылок чистого капитализма выступает
личная свобода всех участников экономической
деятельности, не только капиталиста-
предпринимателя, но и наемного работника.
В такой системе поведение
каждого ее участника мотивируется его
личными, эгоистическими интересами: каждая
экономическая единица стремится максимизировать
свой доход на основе индивидуального
принятия решений. Рыночная система функционирует
в качестве механизма, посредством которого
индивидуальные решения и предпочтения
передаются гласности и координируются.
Был достигнут новый уровень развития
«человеческого фактора», главной производительной
силы общества. Наемный работник и капиталист-предприниматель
выступали как юридически равноправные
агенты рыночных отношений. Понятие «свободный
наемный работник» предполагает свободу
передвижения в пределах рынка труда.
Механизмом решения
фундаментальных задач экономического
развития в рассматриваемой экономической
системе является их опосредованное решение
через цены и рынок.. Колебание цен, их
более высокий или низкий уровень служат
индикатором общественных потребностей.
Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень
и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно
решает проблему распределения всех видов
ресурсов, производя те товары, которые
пользуются спросом на рынке.
Предприниматели
стремятся получать все больший доход
(прибыль), предельно экономно использовать
естественные, трудовые и инвестиционные
ресурсы и максимально широко реализовывать
такой ресурс, как свои творческие и организационные
(так называемые предпринимательские)
способности в избранной ими сфере деятельности,
что служит мощным стимулом развития и
совершенствования производства, раскрывает
созидательные возможности частной собственности.
Защитники
чистого капитализма утверждают, что такая
экономическая система благоприятствует
эффективности использования ресурсов,
стабильности производства и занятости,
быстрому экономическому росту.
Отдельно
нужно сказать о механизме принятия экономических
планов в командно-административной системе.
План принимается на высшем форуме правящей
политической партии и в высшем законодательном
органе страны. После этого контроль за
исполнением плана, принявшего форму закона,
может осуществляться на основе административной
и партийной ответственности.
Подобная
экономическая практика в отсутствии
конкуренции приводит только к одному
результату – производители могут работать,
не взирая на качество продукции.
В рыночной
экономике факторные доходы (заработная
плата, процент, прибыль, земельная рента)
выполняют мотивирующую роль, способствующую
наиболее эффективному распределению
ресурсов.
В командной
системе заработная плата не является
рычагом эффективного распределения труда
в силу отсутствия серьезной зависимости
ее от качества и количества производимой
продукции.
Процентная ставка
не может служить в командной экономике
средством эффективного распределения
инвестиций. В условиях дешевого кредитования
(до 3% годовых), списывания долгов нерентабельным
предприятиям об эффективности говорить
не приходится. Инвестиции осуществляются
исходя из идеологических и политических
приоритетов правящего центра.
Ресурсы
достаются производителям либо бесплатно
(земля), либо по низкой цене (вследствие
их высокой доли в объеме ВВП), а , следовательно,
расточительно используются.
В условиях
государственной монополии на трудовые
ресурсы. Инвестиции и землю вообще не
существует рынков труда, капитала и земли.
В результате убыточные
предприятия - на дотации, прибыльные –
переводят средства в бюджет и не существует
объективного механизма определения эффективно
работающих предприятий. Отсутствие стимулирующей
роли прибыли и угрозы банкротства из-за
убытков лишает предприятия необходимости
эффективной работы. Основная цель – выполнение
плановой директивы.
В условиях
командной системы так называемый хозрасчет
носит формальный характер. Суммы, вносимые
в бюджет, и выплаты из него не взаимосвязаны
и тем самым демонстрируется определяющая
роль власти в экономике.
Глава 2: Опыт государственного экономического планирования в развитых и развивающихся странах.
2.1 Государственное планирование
в Японии
Япония в
послевоенные годы и, в частности, в
последние тридцать лет в результате сравнительно
быстрых темпов экономического роста
превратилась во вторую по экономической
мощи державу мира. Но в отличие от директивного
планирования, в течение многих лет используемого
в нашей стране, общегосударственное экономическое
планирование в Японии носит индикативный
характер. Разрабатываемые здесь общегосударственные
планы социально-экономического развития
формально — не законы, а государственные
программы, ориентирующие и мобилизующие
отдельные звенья экономической структуры
на выполнение этих программ в общенациональных
интересах. Разработчики первого японского
общегосударственного плана, известного
как "пятилетний план экономического
самообеспечения" (1956—1960), исходили
из того, что основу японской экономики
составляют частные предприятия. Более
того, их не смущало и существование серьезных
трудностей в экономическом развитии
Японии тех лет, включающих общую дезорганизацию
экономики восстановительного периода,
инфляцию, дефицит платежного баланса,
наличие массовой безработицы и т. п. Авторы
плана пришли к выводу: все эти проблемы
могут быть решены с помощью разработки
и выполнения общегосударственных среднесрочных
и долгосрочных программ экономического
развития. 6
Управление экономического планирования (УЭП) — важная составная часть японского кабинета министров, возглавляется генеральным директором в ранге государственного министра. Наряду с другими подразделениями в структуре УЭЦ имеется бюро планирования, которое:
♦ организует разработку долгосрочных экономических планов;